СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проходят дни, года, столетья, меняются поколения, оставляя за собой неизгладимый след – свою культуру. Сегодня мы с вами совершим воображаемую экскурсию в музей культуры Древней Руси, рассмотрим особенности развития литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства. Попробуем доказать взаимосвязь истории и культуры. Роль экскурсоводов выполнят учащиеся.
ВОПРОС: А что такое культура?
ОТВЕТ: Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики.
УЧИТЕЛЬ: Культурологи выделяют три этапа развития Древнерусской культуры.
1.Дохристианская культура восточных славян.
2.Культура после принятия христианства в 988г. Так как христианство было принято по византийскому образцу, то и в развитии культуры прослеживаются византийские традиции.
3.С усилением феодальной раздробленности Руси начинают формироваться местный стилевые особенности, особо в архитектуре.
Итак, сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию, и чтобы вам не быть бесполезными слушателями по ходу экскурсии вы будете заполнять кластер. Его можете заполнять, как вы считаете нужным, отразив самые главные направления древнерусской культуры и самые важные направления экскурсии. В конце урока мы проверим, что же у нас получится.
УЧИТЕЛЬ: Первую экскурсию мы совершим в мир письменности, литературы и устного народного творчества. Данную экскурсию нам проведет (ф.и. учащегося).
Слова ученика: ЛИТЕРАТУРА.
Христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений, главным образом литературного содержания. В конце Х в. на Руси появляется множество сочинений, изложенных выразительным литературным языком. И все это благодаря двум монахам, выдающимся болгарским просветителям Кириллу и Мефодию, которые составили славянскую азбуку. К концу Х-началу ХII в. уже можно было говорить о богатстве жанров в древнерусской литературе. Здесь проповеди, и эпические произведения – летописи, и жития святых, слово, хожение, поучение. После принятия христианства Русским государством в 988 году потребовалось не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. Одним из первых стала "Речь философа", написанная монахом Киево - Печерского монастыря Нестором.
"Речь" является изложением всемирной истории с христианской точки зрения и исполнено в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство: якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру.
Сохранились его
Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания —
В «Слове о Законе и Благодати», написанное митрополитом Илларионом и датируемым 11 веком. впервые ставился вопрос о равноправности народов в противовес средневековым теориями о богоизбранности одного лишь народа – еврейского.
Выдающимся писателем был
Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о её обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях
Особое место в литературе Древней Руси занимает
Большое влияние на Русскую культуру оказало
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:: Прослушав данное сообщение, мы можем говорить о взаимосвязи истории и литературы?
ОТВЕТ: Да, можем, произведения, которые появлялись, они были не случайными, а связанными с какими-либо историческими событиями. Например, «Слово о полку Игореве», было написано после похода киевского князя Святополка на половцев. Значит, в данном случае мы можем говорить о взаимосвязи истории и культуры.
ВОПРОС: Хотелось бы выделить еще одну особенность древнерусской литературы. Каким слоям феодального общества посвящена древнерусская литература?
ОТВЕТ: Древнерусская литература рассказывает только о тех лицах, которые принадлежат к верхушке феодального общества, - князьях, митрополитах, полководцах, которые повлияли на ход мировой истории военными подвигами, молитвами, нравственным воздействием на людей
УЧИТЕЛЬ: Следующая экспозиция даст нам представление о зодчестве Древней Руси.
Давайте вспомним, что такое зодчество?
Ответ: Это искусство строительства и украшение зданий и сооружений.
Учитель: Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. Давайте посмотрит на эту душу.
УЧЕНИК:АРХИТЕКТУРА. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные.
Характерные черты русского деревянного зодчества.
1.Многоярусность строений.
2.Наличие разнообразных пристроек.
3.Увенчание построек теремами и башенками.
4.Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)
После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., Строительство было окончено в
Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров.Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый. Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.
Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов. Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.
Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этой постройкой город подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. В 1164 г Андреем Боголюбским были построены Золотые ворота во Владимире. К воротам были прибиты листы золоченой меди, которая ярко блестела на солнце. Ворота во Владимире соперничали по величию и красоте со знаменитыми Золотыми Киевскими вратами. Сейчас Золотые ворота по праву считаются редчайшим экземпляром русского военного зодчества. Этот архитектурный памятник, уцелевший, несмотря на разгромы, войны и пожарища, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Его история по-своему трагична, но вызывает искреннее восхищение.
© 2019, Вяхирева Ольга Вадимовна 179