СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Древнерусская культура с 10 – 13 век»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проходят дни, года, столетья, меняются поколения, оставляя за собой неизгладимый след – свою культуру. Сегодня мы с вами совершим воображаемую экскурсию в музей культуры Древней Руси, рассмотрим особенности развития литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства. Попробуем доказать взаимосвязь истории и культуры. Роль экскурсоводов выполнят учащиеся.

ВОПРОС: А что такое культура?

ОТВЕТ: Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики.

УЧИТЕЛЬ: Культурологи выделяют три этапа развития Древнерусской культуры.

1.Дохристианская культура восточных славян.

2.Культура после принятия христианства в 988г. Так как христианство было принято по византийскому образцу, то и в развитии культуры прослеживаются византийские традиции.

3.С усилением феодальной раздробленности Руси начинают формироваться местный стилевые особенности, особо в архитектуре.

Итак, сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию, и чтобы вам не быть бесполезными слушателями по ходу экскурсии вы будете заполнять кластер. Его можете заполнять, как вы считаете нужным, отразив самые главные направления древнерусской культуры и самые важные направления экскурсии. В конце урока мы проверим, что же у нас получится.

УЧИТЕЛЬ: Первую экскурсию мы совершим в мир письменности, литературы и устного народного творчества. Данную экскурсию нам проведет (ф.и. учащегося).

Слова ученика: ЛИТЕРАТУРА.

Христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений, главным образом литературного содержания. В конце Х в. на Руси появляется множество сочинений, изложенных выразительным литературным языком. И все это благодаря двум монахам, выдающимся болгарским просветителям Кириллу и Мефодию, которые составили славянскую азбуку. К концу Х-началу ХII в. уже можно было говорить о богатстве жанров в древнерусской литературе. Здесь проповеди, и эпические произведения – летописи, и жития святых, слово, хожение, поучение. После принятия христианства Русским государством в 988 году потребовалось не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. Одним из первых стала "Речь философа", написанная монахом Киево - Печерского монастыря Нестором.

"Речь" является изложением всемирной истории с христианской точки зрения и исполнено в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство: якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру.

Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы.

Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение её составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

В «Слове о Законе и Благодати», написанное митрополитом Илларионом и датируемым 11 веком. впервые ставился вопрос о равноправности народов в противовес средневековым теориями о богоизбранности одного лишь народа – еврейского.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о её обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Так же Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о чудотворной иконе Николы Зарайского.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:: Прослушав данное сообщение, мы можем говорить о взаимосвязи истории и литературы?

ОТВЕТ: Да, можем, произведения, которые появлялись, они были не случайными, а связанными с какими-либо историческими событиями. Например, «Слово о полку Игореве», было написано после похода киевского князя Святополка на половцев. Значит, в данном случае мы можем говорить о взаимосвязи истории и культуры.

ВОПРОС: Хотелось бы выделить еще одну особенность древнерусской литературы. Каким слоям феодального общества посвящена древнерусская литература?

ОТВЕТ: Древнерусская литература рассказывает только о тех лицах, которые принадлежат к верхушке феодального общества, - князьях, митрополитах, полководцах, которые повлияли на ход мировой истории военными подвигами, молитвами, нравственным воздействием на людей

УЧИТЕЛЬ: Следующая экспозиция даст нам представление о зодчестве Древней Руси.

Давайте вспомним, что такое зодчество?

Ответ: Это искусство строительства и украшение зданий и сооружений.

Учитель: Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. Давайте посмотрит на эту душу.

УЧЕНИК:АРХИТЕКТУРА. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные.

Характерные черты русского деревянного зодчества.

1.Многоярусность строений.

2.Наличие разнообразных пристроек.

3.Увенчание построек теремами и башенками.

4.Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. Разрушена во время осады Киева монголами. До наших дней сохранилась лишь реконструкция церкви.

Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров.Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.

Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый. Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов. Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.

Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этой постройкой город подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. В 1164 г Андреем Боголюбским были построены Золотые ворота во Владимире. К воротам были прибиты листы золоченой меди, которая ярко блестела на солнце. Ворота во Владимире соперничали по величию и красоте со знаменитыми Золотыми Киевскими вратами. Сейчас Золотые ворота по праву считаются редчайшим экземпляром русского военного зодчества. Этот архитектурный памятник, уцелевший, несмотря на разгромы, войны и пожарища, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Его история по-своему трагична, но вызывает искреннее восхищение.

03.03.2019 13:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!