СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Профессиональная компетентность руководителя как определяющее условие результативной деятельности учреждения образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое объединение-семинар руководителей

учреждений общего среднего образования

Тема: Профессиональная компетентность руководителя как определяющее

условие результативной деятельности учреждения образования.

Цель: раскрытие роли руководителя по результативному управлению

учреждением общего среднего образования.

Деловая игра «Я – руководитель»

Руководители разделяются на 4 микрогруппы, каждая из которых выбирает лидера, ответственного за координацию работы внутри микрогруппы.

Каждая микрогруппа исполняет следующие «роли»:

«Фактологи». Задача – зафиксировать «фактуру» обсуждаемой темы (описание главных идей и их взаимосвязи, специфики того или иного управленческого феномена, его социокультурного фона и т.п.).

«Интерпретаторы». Задача – выявление смысла идей, новаций, их значимости в управленческом знании.

«Аниматоры». Задача – «оживление» идей, их адаптация к современности, выявление возможности/невозможности их практического использования.

«Эксперты». Задача – корректная оценка работы каждого участника обсуждения на основании следующих критериев:

  • подготовленность (знание материала),
  • активность,
  • обоснованность суждений,
  • оригинальность позиции. Pic_1

Часть 1. Самоанализ личностных качеств, необходимых для управленческой компетенции.

Задачи:

1) расширять понятия о лидерстве;

2) создавать условия для осознания своих положительных и отрицательных качеств во взаимодействии с другими людьми;

3) развивать навыки речевой рефлексии.

Оборудование: листы бумаги и ручки для каждого участника.

Игровые действия

Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию статусов, на вершине которой находится руководитель. Руководитель – это член группы, за которым все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Шаг 1. Вашему вниманию предлагаются 20 личностных качеств, которыми должен обладать руководитель.

Прочитайте и выберите 10 наиболее значимых качеств для вашей группы как для будущих руководителей и запишите их на листочки.

  1. профессиональная компетентность;
  2. наличие организаторских способностей;
  3. дисциплинированность;
  4. уверенность в себе;
  5. умение и желание руководить;
  6. эмпатия;
  7. принципиальность;
  8. последовательность в действиях и поступках;
  9. коммуникабельность;
  10. умение идти на разумный компромисс;
  11. умение слушать;
  12. соответствующий имидж;
  13. эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость;
  14. справедливость;
  15. пунктуальность;
  16. умение разумно рисковать;
  17. авторитетность;
  18. предвидение результата;
  19. креативность;
  20. активная жизненная позиция. Pic_2.

Шаг 2. Разложите листочки на столе. Внимательно прочитайте записанные качества.

Представим себе ситуацию, в результате которой мы вынуждены пожертвовать тремя качествами. Мы их «отдаём», и у нас их больше никогда не будет.

Просмотрите, пожалуйста, ещё раз свои качества и решите, без каких личностных качеств вы сможете быть руководителем. Pic_3.

Шаг 3. У вас осталось семь качеств личности, которые необходимы вам как руководителю.

По условиям игры семь качеств – это много, и мы «забираем» у вас еще три.

Просмотрите свои качества и «подарите» нам еще три.

  1. Легко ли вам было расстаться именно с этими качествами? Насколько?
  2. Как вы считаете, достаточно ли вам оставшихся качеств?

Шаг 4. Итак, у вас осталось четыре листочка с записанными личностными качествами, которые характеризуют вас как руководителя.

Из оставшихся качеств вам необходимо оставить одно, которое является определяющим в вашем представлении о руководителе.

Проблема выбора в данной ситуации крайне сложна. Но необходимо оставить одно, самое главное, на ваш взгляд, качество.

Шаг 5. У каждой группы осталось одно качество. Необходимо аргументированно доказать, что именно оно является определяющим в личности руководителя (защита «своих» качеств).

Слово экспертам: как неповторимы люди, так непохожи и руководители. Pic_4.

Психолог проводит диагностический тест «Знаете ли вы себя и свое рабочее место»

Тест для руководителей

1.Что творится в учреждении образования, когда вы отправляетесь в длительную служебную командировку?

    1. Каждый делает что хочет.
    2. Через месяц начинает падать производительность.
    3. Дела идут нормально, но угроза «сбоя» висит в воздухе.

2.Считаете ли вы своих заместителей:

    1. Ближайшими сотрудниками, которые вместе с вами управляют этим «кораблем».
    2. Не вредными, а порой и полезными сотрудниками.
    3. Тайными соперниками, с которыми надо постоянно бороться.

3.Что вы ощущаете, принимая срочные задания министерства, отдела образования, спорта и туризма?

    1. Ожидаете объективных трудностей.
    2. Готовы справляться с любыми трудностями.
    3. Уверены, что нет такой ситуации, из которой не было бы выхода.

4.Что вы считаете основой вашей руководящей деятельности?

    1. Оперативное решение возникающих проблем.
    2. Концептуальный подход к управлению.
    3. Координацию плановых заданий и оперативное решение возникающих при их выполнении проблем.

5.Зачем вы собираете различные совещания?

    1. Чтобы найти альтернативные пути решения проблем учреждения образования.
    2. Чтобы довести до сведения подчиненных свои взгляды.
    3. Чтобы не нарушать давнюю традицию периодической «накачки» подчиненных.

6.Кому, по вашему мнению, должно принадлежать право вознаграждения подчиненных?

    1. Заместителю руководителя.
    2. Лишь некоторым нижестоящим руководителям.
    3. Председателю профсоюзного комитета.

7.Где расположен кабинет секретаря?

    1. Там, где нашлось место.
    2. Рядом с вашим кабинетом.
    3. На другом этаже.

8.Какую площадь занимает кабинет секретаря?

    1. Более 25 кв.м.
    2. Менее 15 кв.м.
    3. Около 25 кв.м.

9.Чему вы отдавали предпочтение, обставляя свой кабинет?

    1. Книгам.
    2. Цветам.
    3. Телевизору.

10.Как долго продолжаются обычно ваши совещания?

    1. Не более двух часов.
    2. Не более полутора часов.
    3. Не более часа.

11.Хорошо ли вы знаете руководителей других учреждений образования вашего района?

    1. Весьма поверхностно.
    2. Хорошо.
    3. Лишь по переписке.

12.От чего, по-вашему, зависят отношения между учреждениями образования?

    1. От совместных мероприятий.
    2. От требований инструкций, принятых много лет назад.
    3. От методов планирования работы.

13.Чего вы ожидаете от зарубежной командировки?

    1. Получения информации и установления полезных служебных контактов.
    2. Возможности пропагандировать продукцию учреждения образования.
    3. Информации о другой стране и ее рынке.

14.Считаете ли вы рекламу работы вашего учреждения образования:

    1. Неизбежным, хотя и дорогим делом.
    2. Тем, на чем нельзя экономить.
    3. Неотъемлемой частью деятельности учреждения образования.

Обработка результатов.

Часть 2. Тест «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса»

  1. Когда вступил в силу Кодекс об образовании? (01.09.2011)
  2. Какие виды образования существуют? (основное, дополнительное, специальное)
  3. Назовите типы учреждения образования (учреждение дошкольного образования, общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, воспитательно-оздоровительного образования, социально-педагогические учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения).
  4. Кого относят к обучающимся? (аспиранты, воспитанники, докторанты, курсанты, магистранты, слушатели, соискатели, стажеры, студенты, учащиеся)
  5. Кем определяется язык обучения и воспитания? (учредителем учреждения образования)
  6. С какого возраста наступает дисциплинарная ответственность обучающихся? (с 14 лет)
  7. Какой из органов является основным органом самоуправления в учреждении образования? (Совет учреждения образования)
  8. С какого возраста дети принимаются в I класс? (с 6-ти лет)
  9. Какие отметки по 10-бальной системе являются положительными? (1-10)
  10. Какие категории лиц не могут осуществлять педагогическую деятельность? (лишенные права заниматься педагогической деятельностью, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно-дееспособными). Pic_5.

Игра-обсуждение "Принятие оперативных решений руководителем»

Цель игры – отработка умения принимать оперативные решения по различным текущим делам и управлению образовательным процессом.

Принимаемые решения должны быть основаны на:

а) знаниях нормативных документов;

б) результатах педагогического анализа конкретных ситуаций;

в) умелом использовании информации;

г) результатах дополнительного доисследования в целях получения недостающей информации для принятия нужного решения;

д) умении предвидеть ход дальнейших событий от возможных вариантов принимаемых решений.

Описание игры. «Принятие оперативных решений директором школы» - фрагментарная игра. Она состоит из независимых фрагментов – ситуаций, отражающих школьную жизнь. Игра проводится в форме приёма посетителей руководителем учреждения образования. Посетителями являются учителя, родители, учащиеся и другие работники. Они приходят к директору с конкретными вопросами, проблемами.

Тактика игры – разыгрывание ролей. Все участники игры делятся на непосредственных исполнителей ролей и наблюдателей – экспертов, которым предстоит произвести анализ игры и дать оценку исполнению ролей и моделированию ситуаций. Из числа игроков выбирается директор, которому предстоит принимать управленческие решения соответственно тем ситуациям, которые будут разыгрываться посетителями.

Правила игры. Участники игры – директор, посетители и наблюдатели – эксперты – действуют в соответствии с алгоритмами, инструкциями.

Алгоритм действий для руководителя по подготовке и принятию управленческого решения:

1. Внимательно выслушать и осмыслить информацию посетителя.

2. Совместно с посетителем определить задачи и проблему, которые предстоит решать.

3. Установить имеющиеся для этого данные и проанализировать их.

4. Выявить, какая требуется дополнительная информация для принятия объективного решения.

5. Определить, что можно доисследовать в беседе с посетителем, и непременно сделать это.

6. Если данных для принятия решения оказывается достаточно, то его следует принять и сообщить посетителю.

7. Если принятие решения по каким-то причинам окажется невозможным, то посетителю следует указать срок, когда он сможет получить ответ, а подготовку решения поставить на контроль.

8. Наметить, кто и что должен доисследовать, когда представить дополнительную информацию для окончательного решения возникшей проблемы.

9. Проанализировать полученную информацию, обсудить её с теми, кого касается данная проблема, и принять решение.

10. Принятое решение довести до сведения посетителя.

Проблемные ситуации

1. Посетительница – учитель английского языка М. У неё конфликт с заместителем директора, который составляет расписание. По мнению М. у неё слишком много «окон» в расписании. Заместитель директора С. объяснила, что в связи с тем, что школа вынуждена работать в две смены, а учитель английского языка у нас в школе один, то сократить количество «окон» она не может.

Дополнительная информация: учитель М. ведет уроки в данной школе 10 лет. Расписанием всегда недовольна. Администрация всегда шла ей на уступки, т.к. не хотела скандала. Человек М – неуравновешенный, считает себя всегда кем-то обиженной, любит скандалить по поводу и без повода.

2. Посетительница - мать ученика 6 класса Андрея Иванова. Пришла с жалобой на учителя русского языка К., что она явно занижает отметки сыну. По мнению мамы Андрея, учитель ненавидит её сына, хотя мальчик всегда выполняет домашние задания и мама следит за ребёнком постоянно.

Дополнительная информация. У матери среднее техническое образование. Она много внимания уделяет своему единственному сыну, посещает собрания. Жалоб на мальчика со стороны учителей не было. С учителем русского языка пыталась поговорить, но разговор не получился.

3. Посетитель - учитель физической культуры и здоровья В. Её назначили классным руководителем 7 класса, в котором все обучающиеся цыгане. Учитель не знает, как организовать с ними работу. В классе много неуспевающих за первую четверть, многие пропускают уроки без уважительной причины. Авторитетом классный руководитель, как впрочем и другие учителя школы, у них не пользуются.

Дополнительная информация. Предыдущий классный руководитель ушла в декретный отпуск. Другого учителя, свободного от классного руководства, в учреждении нет. Положение безвыходное.

4. Посетитель – вахтер учреждения образования. Он пришел сообщить о том, что ученик разбил стекло и убежал. Вахтер не успел заметить, кто это был.

Дополнительная информация. Вахтер работает только неделю, всех учеников еще не знает. Дежурный учитель отсутствовал. Дежурным администратором был сам директор.

5. Посетитель - учащаяся С. 4 класса. Пришла со слезами на глазах, с жалобой на учителя. Учитель Н. не разрешает ей сидеть на первой парте. Всегда пересаживает её на последнюю парту, мотивируя тем, что она высокая девочка, а из-за неё плохо видно другим учащимся.

Дополнительная информация. Учащаяся С. плохо ведет себя на уроках, мешает вести урок учителю, любит, чтобы всё было так, как хочет она. И первая парта ей нужна только для того, чтобы вызвать на конфликт учителя. Девочка очень разбалована семьёй, чувствует поддержку в любых её поступках.

6. Посетительница – учитель математики. Она пришла разрешить конфликт, который нарастает с каждым днём между ней и завучем. По мнению учителя И., завуч считает, что она не достаточно хорошо готовится к урокам. Уроки разработаны на карточках, которыми учитель пользуется во время уроков. Завуч требует написание конспектов к уроку.

Дополнительная информация: учитель работает в школе 10 лет. Раньше работала в другой школе, вынуждена была сменить место работы в связи с переездом. К поурочным карточкам, которыми она пользуется в данный момент, прикладывает листок, где намечает, кого и по какому вопросу следует спросить, предусматривает индивидуальные задания.

7. Посетитель – отец учащегося 7 класса. Пришел за советом, что делать с сыном. В семье следующая обстановка: отец мальчика женат второй раз (с первой женой в разводе), а сын от первого брака. Отношения между мальчиком и женщиной, которая является второй женой, не складываются. Мальчик хочет уехать к матери в другой город.

Дополнительная информация: отец разведен 3 года тому назад. Сын пожелал остаться с отцом, так как мать вела себя аморально, пьянствовала. Со второй женой есть совместный ребёнок.

Обсуждение ситуаций. Pic_6.

Работа микрогрупп. Pic_7.

Рефлексия.

Выбор «Шести шляп критического мышления»: белая – атистическая (констатация фактов по теме семинара), желтая – положительные моменты семинара, черная – негативные моменты, синяя – аналитическая, зеленая – творческая (креативные идеи от увиденного), красная – эмоциональная. Pic_8.

Дудковская Светлана Анатольевна, государственное учреждение образования «Движковская базовая школа Ельского района», директор, учитель высшей квалификационной категории, 247832, деревня Движки, переулок Октябрьский, 5, 8-02354-40512, +3750336519434, [email protected].

27.02.2021 18:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!