СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Московское государство в конце XV- начале XVI . Иван III.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Московское государство в конце XV- начале XVI. Иван III.

Цель урока: развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий конца XV века, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов.

Задачи:

- обобщить знания о признаках государства, на основе анализа исторических фактов подвести учащихся к пониманию того, что московское государство при Иване III –это централизованное государство;

- формировать умения работать в группе, развивать исследовательские навыки, способности к анализу, рефлексии;

- способствовать развитию познавательного интереса к науке «история».

Тип урока: урок общеметодологической направленности, интегрированный.

Формы работы учащихся: Групповое, парная, проблемное обучение

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Средства обучения: карточки, иллюстрации, тексты, рабочие листы оценивания

Организационный момент: класс делится на 3 группы.

Структура и ход урока:

этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Используемые методы и приемы

1

Вызов

Определяют тему урока, и раскрывают значение слова Централизованное государство.

Помогает учащимся определить тему урока, корректирует работу со словами.

С помощью синквейна, (составлен учителем), учащиеся определяют о ком идет речь. Постановка проблемы. Работа со схемой «Московские князья».

2

Осмысление

1. Работа в парах интегрированного характера по выявлению признаков централизации и децентрализации.

2. работа в группах с разными уровнями заданий ( текст, работа со схемой, работа с иллюстрациями и терминами), каждая группа меняется заданиями на выполнение, которых 3-4 минуты.

3. Защита проекта

4. Делают вывод.

Постановка проблемы перед учащимися « Можно ли назвать Московское государство в XV-начале XVI века централизованным».

Корректировка работы групп.

Фишбоун (признаки государства), работа в парах

Заполнение схемы:

«Можно ли назвать Московское государство в XV-начале XVI века централизованным».

3 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка работы

Записывают Д/ З.

Подводит учащихся к подведению выводов. Выставляет оценки.

Творческое Д/ З.

Ход урока:

I Этап. Урок начинается с того, что учитель предлагает учащимся синквейн и просит определить тему урока:

1. Князь

2.Великий, выдающийся

3.Объдинял, освобождал, закрепощал

4. Юрьев день

5. Государь всея Руси

Дети называют имя московского князя Ивана III. Нужно акцентировать внимание учащихся на процессе, который происходит в Московском государстве при Иване III.Для этого им предлагается поработать со схемой «Московские князья»:

1.Даниил

2.Юрий

2.Иван I Калита

3.Семион Гордый

3.Иван II Красный

4. Дмитрий Донской

5.Василий I

6.Василий II Темный

7. Иван III

8. Василий III

Работая с данной схемой, учащиеся понимают, что при Иване III образовалось Московское государство, но при этом процесс объединения русских земель вокруг Москвы завершился только при Василии III. Так школьники выходят на проблему урока «Можно ли назвать Московское государство в XV-начале XVI века централизованным?». Обязательно нужно провести словарную работу и определить значение слова Централизованное государство.( памятки)

Работа на первом этапе 3-5 минуты

II Этап. Прежде чем решить данную проблему учащимся необходимо вспомнить признаки государства из курса обществознания и найти эти признаки в Московском государстве в конце XV-начале XVI века. учащиеся делиться на пары: историков и обществоведов. Каждая пара должна заполнить ребра Фишбоун. Обществоведы признаки государства, а историки примеры признаков государства.

Обществоведы

Признаки государства

Исторические примеры

Московское войско, Казна, Дворец, Боярская дума

Освобождение от зависимости 1480

Судебник 1497 год

Данные деньги

Посошная подать

Государь всея Руси,

Москва

Герб, скипетр, держава шапка Мономаха

Историки

Признаки государства

Исторические примеры

Наличие аппарата управления (публичной власти)

Суверенитет

Создание законов

Сбор налогов

Территориальная организация государственной власти с единым центром

Символика, символы власти

Обществоведы (признаки государства)

Можно ли назвать Московское государство в XV-начале XVI века централизованным?

Историки ( Примеры признаков в Московском государстве)

Физминутка задания на внимание

На магнитной доске нарисован ФИШБОУН (рыбья кость) пары прикрепляют магнитом свои работы. Так наглядно получается схема Признаков государства. Глядя на схему становиться понятно, что Московское государство обладало признаками централизованного государства.

Необходимо найти признаки децентрализованного государства. С этой целью проводиться дифференцированная работа в группах. Каждая группа( 3 ) выполняет задания разного уровня - текст, схема, иллюстрации и термины, которые должны помочь учащимся выполнить проблемное задание. Группы меняются заданиями на выполнения каждого задания 3-4 минуты.

1 задание- схема управление государством при иване 3

2 задание- текст описывающий борьбу Ивана 3 с удельными князьями

3 задание- работа с иллюстрациями. Учащимся предлагается 3 картины, они должны определить, какой процесс изображен, и какое значение он имел в тот период времени.

А) Юрьев день

Б) Кормление

В) Боярская дума

Так дети понимают, что процесс кормления - ослаблял центральную власть князя на местах.

Работа на втором этапе 15 минут.

III Этап. Защита проектов

Московское государство в конце XV-начале XVI века при Иване III

Можно назвать централизованным Нельзя назвать централизованным

IV Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке Подведение итогов: Учитель подводит учащихся к выводу и предлагает выполнить интерактивное задание, что позволяет наглядно увидеть признаки централизации и децентрализации государства.

Самооценка работы

Домашнее задание. Выполнить проект.

Киевская Русь IX-XII века

Можно назвать централизованным Нельзя назвать централизованным

22.12.2019 17:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!