СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Территориальный "Фестиваль педагогических идей- 2021"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трифонова И.В.,

Воспитатель Филиала МБДОУ

«Криулинский детский сад №3» -

Саранинский детский сад

МО Красноуфимский округ

Фольклор как средство формирования нравственных качеств младших дошкольников

Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Формирование нравственных качеств должно осуществляться на всех возрастных этапах становления личности. Ведь в ФГОС ДОО отмечено, что одной из главных задач Стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Одним из средств формирования нравственных качеств младших дошкольников является фольклор.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословиц, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Работая по программе «От рождения до школы» в своей педагогической деятельности ежедневно использую малые жанры фольклора для работы с детьми младшего возраста: песенки, потешки, заклички «Пальчик-мальчик.», «Заинька, поп­ляши.», «Ночь пришла.», «Сорока, сорока.», «Еду-еду к бабе, к деду.», «Тили-бом! Тили-бом!.», «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи».», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.»;«Кисонька-мурысенька.», «Заря-заряница.», «Травка-муравка.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.»; «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка.», «Радуга-дуга.».

С помощью народных песенок, потешек у детей формируется положительное отношение к окружающему миру, опыт правильной оценки хороших и плохих пос­тупков,

доброжелательное отношение друг к другу,окружающим, умение делиться с товарищем.

Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

С помощью потешки я учу своих воспитанников пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например, при расчесывании детей после сна я приговариваю:

Расти, коса, до пояса

Не вырони не волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Тем самым в непринужденной обстановке происходит формирование уважительного отношения дочерей к маме. При этом я наблюдала, как девочки используют последние строчки, когда играют в сюжетно – ролевую игру «Дочки – матери».

Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить вместе с нами,приговаривая : «Не плачь, не плачь, куплю калач».В потешках и песенках оживают явления природы: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко- ведрышко».

Еще одна потешка используется для закрепления использования «вежливых» слов:

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Данная потешка учит детей просить то, что им необходимо, используя слово «пожалуйста». Часто в группе можно слышать фразу: «Ну, пожалуйста, прошу…», которая тотчас же находит отклик в сердцах детей.

Также я заметила, что у детей снижается агрессивность. Так в работе с детьми использую потешки-утешалки, например

У кошки болит, у собаки болит,

У лошадки болит, а у Димы не болит!

Когда дети слышат подобные потешки, которые звучат как ласковый говорок, у них сразу появляется потребность пожалеть малыша, которому больно, выражая тем самым заботу о близком.

Использую потешки как пальчиковые игры в ходе НОД:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

Использование подобных потешек формирует у ребенка представление о целостности семьи, важности каждого ее члена.

Потешки позволяют приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу:

Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала. Варе — два, Диме — два, Ване — два, Тане — два. Хороши оладушки У нашей доброй бабушки!

При этом стараюсь менять имена в зависимости от того, кто из детей слушает данную потешку. Ее часто использую вместо считалочки для игр.

В своей работе я заметила, что систематическое рассказывание и чтение детям потешек, активное, целенаправленное руководство детским восприятием привели к положительным результатам.

При слушании потешки дети активно и сознательно выражали свое отношение к героям потешки, правильно определяли их положительные и отрицательные качества.

Полученные положительные результаты позволяют утверждать, что в нравственном воспитании дошкольников малые жанры фольклора играет важную роль.

Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.

Русское народное творчество сопровождает человека от самого рождения до вступления во взрослую жизнь, помогая отличать добро от зла, формирует понятие об уважении, сострадании, красоте и взаимопомощи.

Библиографический список:

1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой

2.Н.М. Яковлева «Использование фольклора в развитии дошкольника»

3. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999.

4.Науменко, Г. М. Фольклорный праздник [Текст] / Г. М. Науменко. - М. : просвещение, 2000.

Ю.Ю.Тебнева, музыкальный руководитель,

МБДОУ «Криулинский детский сад №3» -

филиал Саранинский детский сад

МО «Красноуфимский округ

Мастер-класс «Музыкальные инструменты из бросового материала»

Форма проведения: мастер-класс

Участники: педагоги, родители (законные представители) образовательного учреждения.

Предварительная работа: поиск и подбор родителями бросового материала для изготовления музыкальных инструментов своими руками.

Цель мастер-класса:

- Создать условия для родительской компетентности, через нетрадиционную технику изготовления музыкальных инструментов из бросового материала.

Задачи:

- Привлечь педагогов и родителей (законных представителей) с нетрадиционной техникой изготовления музыкальных инструментов из бросового материала.

- Способствовать развитию коммуникативных навыков при взаимодействии ребенка с педагогами и родителями (законными представителями).

Музыкальный руководитель: Добрый день, дорогие коллеги, родители (законные представители), сегодня я хотела бы с вами поделиться опытом работы, по созданию музыкальных инструментов своими руками из бросового материала. Что же такое бросовый материал? (ответы педагогов, родителей). Какие вы знаете музыкальные инструменты? (ответы педагогов, родителей). Музыкальные инструменты для детей, а так же и для взрослого человека, всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Музыка является самым тонким и самым чудодейственным средством привлечения ребенка к добру, красоте – иными словами, воспитания человечности. Она несет в себе не только эмоции, но и огромный мир творческих идей. Давайте и мы с вами будем волшебниками и создадим музыкальные инструменты из бросового материала.

Для изготовления музыкальных инструментов своими руками можно использовать: пластмассовые бутылки, железные пробки, полиэтиленовые пакеты, баночки различной величины, железные крышки, прищепки, бусины, бельевые резинки, бубенчики, пластмассовые вкладыши из киндер-яйца, пластмассовые тарелки, ложки, атласные ленты, резиночки для волос, коктейльные трубочки, палочки для мороженого, цветная бумага, картон и многое другое. Для шумовых инструментов подойдёт такой бросовый материал как: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки, связки ключей, мешочек с орехами - чудесный шорох Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

Различные материалы для украшения того или иного музыкального инструмента, а это декоративные розочки, «глазки», бисер, крупные бусины, разноцветные нити, пайетки. Для наполнения можно использовать различные крупы, бисер. Из предложенного выше материала можно изготовить такие музыкальные, шумовые инструменты, такие как.

  • Барабан (баночка, например, из по «майонеза», накрываем крышкой, украшаем, палочки для мороженого, или пластмассовые трубочки).
  • Маракас (пластмассовые ложки, вкладыши киндер-яйца, крупа, соединяем две ложки, с помощью нитей или скотча, вкладыш зажимаем между ложками, соединяем).
  • Колокольчик (пластмассовая бутылка, верхняя часть; бубенцы)
  • Трещётка (бельевая резинка, прищепки, крупные бусины)
  • Шейкеры (вкладыши киндер-сюрприза, наполнитель)
  • Музыкальные тарелки (атласные ленты, приклепляем к железной крышке)
  • Гитара (пластмассовая тарелка, вырезаем в форме гитары, резинки, штиль из картона)
  • Ксилофон (пластмассовые трубочки разной величины, прикрепляем к картонке).
  • Бубенцы (резиночка для волос, бубенцы)
  • Кастаньеты (из картона вырезаем любую форму, складываем пополам, прикрепляем железные крышки).

А сейчас приступаем к творческой деятельности по изготовлению музыкальных инструментов! (педагоги, родители изготавливают музыкальные инструменты, желательно использовать музыкальное сопровождение).

Музыкальный руководитель: Молодцы, у вас у всех получились замечательные музыкальные, шумовые инструменты. А сейчас поиграем!

Игровое упражнения: «Тюшки-тютюшки».

Тюшки-тютюшки – сделаем хлопушки: хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.(первый раз проиграть вместе с педагогом, второй раз – самостоятельно, но обязательно с проговариванием вслух, третий раз - без слов, т.е. «про себя»)

Тюшки-тютюшки – сделаем шлепушки: шлёп-шлёп-шлёп-шлёп-шлёп-шлёп-шлёп-шлёп, Далее этот же ритмический рисунок выполнить притопами проговаривая слова: «Хо-ро-шо жи-вёт на све-те Вин-ни Пух!»

Тюшки-тютюшки –шлепушки и щелкушки: щелк,щелк, шлёп-шлёп-шлёп.

Тюшки-тютюшки – бомбушки, топотушки: бом-бом-бом-бом-бом, топ-топ-топ.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Использование самодельных инструментов развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального, темброво-ритмического слуха.

Главное – делайте музыку вместе с ребёнком, тогда она и малышу, и вам будет приносить отличное творческое настроение! Будьте уверены, что ребёнок будет вам благодарен за то, что вы уделили ему время.

А сейчас предлагаю вам выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению, которое вы получили, поучаствовав в мастер классе. Всем спасибо за внимание, желаю творческих успехов в изготовлении музыкальных инструментов своими руками.

11.02.2021 13:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!