СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы статьи "Формирование математической компетентности при подготовке к ЕГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование математической компетентности учащихся

в ходе подготовки к единому государственному экзамену

Один из самых ответственных моментов - испытание единым государственным экзаменом. ЕГЭ по математике является обязательным экзаменом, поэтому технология подготовки к нему интересна и важна для каждого учителя математики. Комплексное повторение осуществляется в 11 классе, когда за небольшой промежуток времени необходимо систематизировать и обобщить достаточно большой объем учебного материала. Можно выделить три направления подготовки: психологический, технический, методический, и сформулировать основные принципы этих направлений:

  • Планирование результата

Формируем у ученика уверенность в том, что при надлежащей подготовке всегда можно получить приличный балл. Для этого ставим перед школьниками опережающую цель и стараемся дать на выходе результат хотя бы на один балл выше, чем было определено первоначально. Ученики, при решении конкретного задания должны знать уровень его сложности, при этом в некоторых случаях сложность задания следует объявлять заранее, а в некоторых – только после его выполнения. Таким образом, психологически правильно построенная работа ведет к повышению самооценки учащихся.

  • Оценка объективной и субъективной трудности задания

При выполнении теста ученики избегают трудных, на их взгляд, заданий. Задача учителя выявить эти пробелы и определить, каким вопросам нужно уделить больше внимания. В этом случае опыт показывает, что принцип «лучше меньше, да лучше» оказывается справедливым и (особенно слабым ученикам) лучше сосредоточиться на выполнении какой-либо одной «излюбленной» темы ЕГЭ (логарифмы, тригонометрия и др.), что существенно повышает шансы на успех. Необходимо подготовить ученика так, чтобы он сумел оценить трудность задания и набрать максимальное количество баллов.

  • Учет временных рамок теста

Следует развивать работоспособность учеников и приучать к самоконтролю времени. Каждый ученик должен знать за какое время сколько заданий он должен сделать на экзамене и научиться работать с определенной «скоростью». Проводимые тренировочные тесты, могут быть небольшими по времени, тесты на 4 часа лучше проводить в конце года, после повторения всего материала.

  • Выработка тактики решения задачи

Центральным моментом подготовки к ЕГЭ является обучение школьника приемам мысленного поиска способа решения заданий. Для формирования этого навыка учитель должен не демонстрировать стерильно-верное решение задачи, а раскрывать ход своих мыслей, даже если в итоге получается «тупиковая ситуация». Умение находить выходы из этих ситуаций, используя другие варианты решения, является наиболее перспективным. Повторение материала разумно выстраивать по тематическому принципу, соблюдая «правило спирали».

  • Осознание процесса повторения (учения)

Повторение материала должно быть не формальным запоминанием, а глубоко осознанным пониманием программного материала, комплексным и учитывать интегрирование различных тем школьного курса математики. Более 50% математических формул не требует заучивания, если ученик понимает их смысл. При изучении нового материала лучше делать акцент на том, ПОЧЕМУ выбирается тот или иной способ преобразования или решения, чтобы ученик мог самостоятельно решать задачи, связать материал между различными областями математики. Тогда знания образуют в голове ученика стройную систему, а не разрозненные "островки понимания". Незаменимую роль здесь играют задачи комбинированного характера и «нестандартная» формулировка заданий.

  • Оформление работы

В отличие от обычных контрольных работ, верное решение большей части заданий ЕГЭ не требует никакого оформления. Запись решения заданий должна быть краткой, схематичной, содержащей необходимые «обрывки» преобразований. К выполнению заданий группы С, где требуется подробная запись решения, приступают лишь 15 % школьников, для них желательно проводить дополнительные занятия, углубляющие базовый курс математики.

  • Оценка результата задания

Специфика некоторых заданий теста такова, что сама формулировка задания помогает найти верный результат, не решая самого задания. Следует помнить, что решение тестовой задачи не может быть громоздким и на нерациональное решение не стоит тратить время. Для получения ответа простым и быстрым способом нужно научиться максимально использовать запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения».

  • Согласованность с требованиями

Ежегодно, меняются требования, корректируется уровень сложности, как отдельных задач, так и частей в целом, изменяется шкала оценок. В тестах появляются задания очень «скромно» представленные в школьных учебниках. Поэтому, учителю важно следить за новинками литературы, предлагаемыми демоверсиями, изучать анализ результатов ЕГЭ на разных уровнях и учитывать в своей работе полученные выводы и рекомендации.

Категория: Математика
30.10.2019 12:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!