СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техники монументальной живописи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фреска. Под фреской сегодня часто подразумевают любую декоративную интерьерную роспись, незави­симо от того, в какой технике она выполнена, будь то масляная, клеевая или темперная живопись. Фреско­вая роспись известна еще со времен Древней Греции, хотя само название произошло от итальянского (тез- со, что значит "свежий”. Она выполняется разведен­ными на воде минеральными красками по свеженанесенной известковой штукатурке. Во времена Ренессанса ее называли a fresco (афреско), что оз­начает "писать по свежей штукатурке”. Из всех живо­писных техник эта самая сложная, так как требует от художника высокого мастерства: писать нужно быст­ро (пока штукатурка влажная) и сразу правильно, так как ничего исправить нельзя. Также нужно учитывать, что на сырой стене краски выглядят иначе, нежели на сухой. Поэтому многие художники, профессионально владеющие маслом и темперой, в этой технике рабо­тать не могут.

Фресковая роспись, с одной стороны, обеспечивает силу и чистоту цветового тона (кроме воды в краску не вводят никаких добавок), а с другой – высокую прочность и долговечность (краска затекает при еще влажной шту­катурке во все имеющиеся на поверхности мельчайшие неровности и поры и химически закрепляется с содер­жащейся в штукатурке известью).

Фресковую живопись выполняют на каменных или кирпичных стенах, связанных известковым раствором, на деревянных оштукатуренных стенах – при условии, что штукатурка имеет значительную толщину. Штукатурку, ис­пользуемую в качестве грунта наносят не на кирпич, а на ранее уложенное основание. Последнее наносят в два слоя (нижний называется набрызг, верхний – накрывка). Нижним слоем выравнивают поверхность основа­ния. Накрывку наносят перед началом выполнения жи­вописи только на том участке, который предполагается расписать. Штукатурный грунт делают из тощего изве­сткового раствора. В качестве наполнителя используют промытый речной песок средней фракции.

Когда необходима гладкая мелкозернистая поверх­ность, накрывку наносят в два или три слоя: первый тол­щиной 10-12 мм, второй, через полчаса после первого, толщиной 1,5-3,5 мм. Последний левкасно-шпатлевочный слой делают из смеси равного количества извести- теста и мраморной муки, затворенных до консистенции и шпатлевки. Когда для росписи требуется общий цвето­вой фон, в раствор накрывочного слоя добавляют пиг­менты в количестве до 10 % общего веса извести.

Большинство выпускаемых порошкообразных пиг­ментов для фресковой живописи перед употреблением необходимо измельчить, чтобы при нанесении на грунт они прочно соединялись (пылинки должны войти в сос­тав образующейся на поверхности штукатурки твердой корочки). Краски не просто смешивают с водой, а рас­тирают до исчезновения комочков.

Роспись масляными красками. Как показал много­вековой опыт, масляная живопись в меньшей степени, чем другие, пригодна для росписи. Она представляет со­бой плотный непроницаемый слой краски, препятству­ющий самовентиляции стены. Этот недостаток требует спе­циальной подготовки стены, поддержания температурно-влажностного режима в помещении для за­щиты живописи от воздействия влаги, которая может скапливаться внутри и стать причиной разрушения изоб­ражения. Пример тому история росписи Леонардо да Винчи "Тайная вечеря”. Во времена Ренессанса худож­ники, писавшие маслом,тщетно искали средства против изменения и разрушения живописи под влиянием сырос­ти стен. Несмотря на то что в тот период процветала фресковая и темперная роспись, Леонардо да Винчи предпочел масло, так как оно позволяло растянуть про­цесс работы. Несмотря на тщательную по тем временам подготовку поверхности стены, большая часть шедевра разрушилась – в основном от сырости. Еще один недос­таток масляной росписи – блестящая поверхность, кото­рая мешает рассматривать изображение со всех точек по­мещения. Но, несмотря на очевидные недостатки, такой росписью часто украшали стены.

Подготовка стен и потолков под живопись масляны­ми красками ничем не отличается от подготовки под вы­сококачественную окраску. Предварительно выров­ненную и оштукатуренную поверхность нужно отшлифовать, чтобы она была гладкой, а фактура мел­козернистой. Лучше всего для этой цели подходит из­вестковая штукатурка. Она обязательно должна быть сухой

Просохшую штукатурку можно пропитать линоленовой кислотой, раствором углекислого аммония или цинкового купороса, льняным маслом, покрыть масля­ным грунтом или олифой. Но лучше вообще не писать по штукатурке, а отделить роспись от стены, вмонтиро­вав в последнюю плиту (размером с роспись) из шифе­ра (свободного от железного колчедана) и аспида, ме­таллический лист (олово, медь, алюминий), деревянную плиту или линолеум. В некоторых случаях на штукатур­ку наклеивают полотно. Наклейку производят на про­олифленную поверхность, еще дающую некоторый от­лип. Вначале смоченное в олифе полотно крепят на гвоздях, затем приглаживают ладонями или валиком к стене, совершая движения руками от центра к краям. В отдельных случаях роспись наносят на основание, прикрепленное на подрамнике к стене, оставив между ними некоторое расстояние. В качестве основания ис­пользуют льняной холст средней толщины и плотнос­ти, без узлов и редин. Подрамник делают из сухого де­рева. Холст натягивают равномерными усилиями от середины к краям, а затем грунтуют.

Роспись выполняют художественными масляными красками в тубах. Основные дефекты масляных роспи­сей – жухлость, то есть потеря блеска и насыщенности цвета, трещины. Основные причины происходящего – пористый грунт, который поглощает масло из красок, чрезмерное количество летучих растворителей, нало­жение краски на недостаточно просохший предыдущий слой, наложение чрезмерно толстых слоев краски, ста­рение покрасочной пленки. Образовавшиеся жухлые места устраняют, пропитывая их маслом, либо покрыва­ют их специальными лаками.

Роспись клеевыми красками. Клеевая живопись, как и фреска, относится к самым древним. Ввиду простоты выполнения, сравнительной дешевизны материалов, а также красивого, воздушного и в то же время бархатис­того тона она до сих пор пользуется популярностью. Несмотря на некоторые недостатки, в условиях нор­мальной эксплуатации зданий она сохраняется надол­го и не теряет первоначальной свежести. Связующие клеевых красок – растворимые в теплой воде сорта живот­ного клея (костяного или рыбьего). Клеевую живопись легко смыть или размыть водой. Главный ее враг – по­вышенная влажность воздуха в помещении (при ней клей теряет связующие способности). Добавки квас­цов в колер делают клеевую пленку водостойкой, но изменяют свойства краски: она становится тягучей, что затрудняет работу. Избыток клея снижает живописные качества колера, ведет к трещинам и шелушению. Чем меньше клея содержит раствор, тем красивее и звучнее получается краска.

Клеевые росписи выполняют непосредственно по штукатурке или холсту, приклеенному к ней. Некоторые художники пишут на холсте, натянутом на подрамник. За­тем холст наклеивают на поверхность стены или потол­ка. Наклеить готовое произведение непросто, ведь жи­вопись этого рода не так эластична, как масляная или темперная. Поэтому возможно появление трещин или отслоение красок от основания. В целях повышения эластичности в клеевой раствор вводят немного мучно­го клейстера, глицерина или олифы.

Перед тем как приступить к росписи по штукатурке, на нее наносят раствор мыла или медного купороса в следующих пропорциях: на 16 л воды берут 1 кг мыла и на то же количество воды -1,2 кг медного купороса. Раст­воры наносят в горячем виде. После высыхания сверху накладывают белый грунт. Работая с клеевыми краска­ми, необходимо помнить, что при высыхании они значи­тельно светлеют, как и все водные краски.

Восковая живопись. Техника живописи восковыми красками довольно древняя. Воск является весьма стой­ким веществом и в обычных условиях может долгое время сохраняться без изменения. В отличие от масла воск не окисляется, в нем не образуются трещины, он не раст­воряется в воде, даже не смачивается ею. Недостаток вос­ка – горючесть. В эфире, скипидаре, бензине воск раст­воряется без нагревания, а в жирных маслах – при нагревании.

Чаще всего применяют два способа восковой живо­писи: горячий (пигменты сначала затирают на расплав­ленном воске, затем расплавляют восковую краску на спе­циальной палитре и горячим металлическим инструментом наносят на поверхность) и холодный (восковые краски наносят кистью в холодном виде). В качестве связующе­го применяют восковые растворы или эмульсии.

Основанием для восковой живописи служат дерево, штукатурка, пластмасса, камень, не имеющие отполиро­ванной поверхности. Грунтовка не обязательна.

Темперная живопись. Ввиду своих достоинств тем­пера наряду с фреской пользовалась большой популяр­ностью в средние века и во времена Ренессанса, причем вследствие трудоемкости последней эти два способа не­редко применяли в одном произведении. В зависимос­ти от состава связующего вещества темпера имеет то большую, то меньшую плотность и потому в различной мере закрывает поры стены (но все же меньше, чем мас­ло) и имеет различный тон.

Для росписи лучше всего подходит яичная и казеино­вая темпера. Старинный рецепт темперы для росписи: цельное яйцо, некрепкий винный или столовый уксус (пиво, хлебный квас, разбавленное водой вино) в коли­честве, равном объему яйца.

Для росписи стен используют также казеиновую темпе­ру различного состава, причем темпера, содержащая мень­шее количество масел и смол, считается более подходящей. Она имеет более легкий и воздушный тон и в меньшей сте­пени препят вует "дыханию” стен. Казеиновая темпера об­ладает высокой клеящей способностью. Она хорошо свя­зывается с поверхностью материала, на который наносится, поэтому требует крепкой штукатурки и плотного грунта, так как в противном случае может сорвать поверхность.

Краску наносят на известковую штукатурку, которая может состоять из двух слоев. Первый включает круп­ный песок и известь, второй – толченый мрамор (про­пущенный через мелкое сито) и известь; или на одну часть извести берут две части алебастра; или алебастр смешивают с толченым мрамором. В результате полу­чается гладкая поверхность, отличающаяся белизной.

Чтобы не возиться со штукатуркой, на стену можно наклеить холст с готовой росписью или чистый холст под роспись. Живопись темперой, выполненная на холс­те (из льняной или пеньковой мелкозернистой ткани), приклеенном к штукатурке (клейстером на ржаной му­ке, в который вводятся канифоль и щелочь, увеличива­ющие клейкость), обладает большой прочностью. В слу­чае необходимости ее можно снять со стены или потолка и перенести в другое место. Холст средней плотности грун­туют один раз толстым слоем. Если нужно получить иде­ально гадкую поверхность, холст грунтуют три-шесть раз (тонким слоем яичного или казеинового эмульсионного грунта с небольшим содержанием масла), а затем шли­фуют грунт наждачной шкуркой.

Живопись современными красками. Поскольку ин­терес к росписи не угасает, современные художники стремятся найти более простые способы, не уступающие традиционным ни в качестве, ни в долговечности. При­мером тому может служить силикатная живопись. В этом случае в качестве связующего для красок используют стекло определенного состава (кремнекислый калий). Оно имеет вид сиропообразной бесцветной или окрашен­ной жидкости, хорошо разводимой водой, обладающей клеящей способностью. Палитра силикатной живописи тождественна фресковой. Правда, при фиксировании краски несколько темнеют.

Иногда художники используют краски, предназна­ченные для окраски внутренних стен – латексные, водо- эмульсионные, водно-дисперсионные, водно-эмульси­онные, акрил-дисперсионные, водно-латексные, но ча­ще акриловые, для художественных работ, имеющие ши­рокую палитру. Последние не блекнут со временем и даже становятся ярче. В зависимости от количества раст­ворителя или воды получается эффект масляной, гуаше- вой или акварельной краски. По окончании работы изоб­ражение покрывают матовым или полуглянцевым акриловым лаком, создающим защитный слой. Сегодня художники, как правило, не пишут прямо на стенах, а используют в качестве основы картон, фанеру, подрам­ник с натянутым холстом. Такие произведения живопи­си можно перенести в другое помещение или дом в слу­чае перемены места жительства.

04.11.2015 10:48


© 2015, metellius 5322

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя