СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Учитель

Шныренкова Татьяна Вячеславовна

Предмет, класс

Астрономия, 10 класс

Тема урока

Изменение вида звездного неба в течение года.

Цель урока

Познакомится с экваториальной системой координат, видимым годичным движениям Солнца и видам звездного неба (изменением в течение года), научится работать по ПКЗН.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

: ввести понятия годичного(видимого) движение светил: Солнца, Луны, звезд, планет и видов звездного неба; эклиптика; зодиакальные созвездия; точки равноденствия и солнцестояния. Причина "запаздывания" кульминаций. Продолжить формирование умения работать с ПКЗН- отыскание на карте эклиптики, зодиакальных созвездий, звезд по их координатам.

: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении года; актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами, сформировать умения и навыки работы с ПКЗН (нахождение координат).

: содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей; только тщательный анализ наблюдаемых явлений дает возможность проникнуть в сущность казалось бы очевидных явлений

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Основные термины и понятия

Годичное движение светил, эклиптика, зодиакальные созвездия, точки равноденствия и солнцестояния.

Межпредметные связи

Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли (природоведение, 3-5 кл). Природно-климатические закономерности (география, 6 кл). Движение по окружности: период и частота (физика, 9 кл)

Оборудование

: ПКЗН, небесная сфера. Географическая и звездная карта. Модель горизонтальных и экваториальных координат, фото видов звездного неба в разное время года. CD- "Red Shift 5.1" (путь Солнца, Смена времен года). Видеофильм "Астрономия" (ч.1, фр. 1 "Звездные ориентиры").

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Время в мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативно-личностные

Организационный

Настроить на работу на уроке

1

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Здороваются с учителем, организуют рабочее место.

Умение настроиться на работу на уроке.

Постановка цели и темы урока

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;

Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

3

видеть проблему, осознавать возникшие трудности

определять цели учебной деятельности

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Актуализация знаний

Выявить имеющихся знаний по теме;

Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации

6

Предлагает различные формы работы1. У доски: 1. Небесная сфера и горизонтальная система координат. 2. Движение светила в течение суток и кульминация. 3. Перевод часовой меры в градусную и обратно. 2. 3 человека по карточкам: К-1 1. В какой стороне неба находится светило, имеющее горизонтальные координаты: h=28°, А=180°. Каково его зенитное расстояние? (север, z=90°-28°=62°) 2. Назовите три созвездия, видимые сегодня в течение суток. К-2 1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=340, А=900. Каково ее зенитное расстояние? (запад, z=90°-34°=56°) 2. Назовите три яркие звезды, видимые у нас в течение суток. К-3 1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=530, А=270о. Каково ее зенитное расстояние? (восток, z=90°-53°=37°) 2. Сегодня звезда в верхней кульминации в 21ч34м. Когда ее следующее нижняя, верхняя кульминация? (через 12 и 24 часа, точнее через 11ч58м и 23ч56м) 3. Остальные (самостоятельно, пока отвечают у доски) переводят углы в градусную меру и часовую меру.

:

Отвечают на вопросы, заполняют карточки,

Таблицу перевода в градусную и часовую меру угла.

выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании;

Выявить имеющихся знаний по теме;

Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации

умение слушать имеющиеся знания учащихся;

Изучение нового материала

Организовать поиск решения проблемы

20

Организовывает просмотр видеофильма «Астрономия» (ч.1, фр. 1 «Звездные ориентиры»).

Основываясь на просмотренный фильм, вводит понятия экваториальной системы координат, небесного экватора, экваториальных координат, зодиакальных созвездий

Смотрят фильм, отвечают на вопросы по фильму, продолжают фразц «Хочу узнать…», делают записи в тетради. Работают с картой звездного неба.

ориентируются и воспринимают тексты научного стиля, устанавливать причинно-следственные связи;

предвосхищать результат и уровень усвоения;

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Закрепление нового материала

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов

8

1. Работа по ПКЗН (по ходу изложения нового материала) а) нахождение небесного экватора, эклиптики, экваториальных координат, точек равноденствия и солнцестояния. б)определение координат звезд: в) нахождение звезд по координатам: (α=14,2ч, δ=20о) - Арктур г) найти, где находится Солнце сегодня, в каких созвездиях осенью. (сейчас четвертая неделя сентября - в Деве, начало сентября - во Льве, в ноябре пройдет Весы и Скорпион) 2. Дополнительно: а) Звезда кульминирует в 14ч15м. Когда ее следующая нижняя, верхняя кульминация? (через 11ч58м и 23ч56м, то есть в 2ч13м и 14ч11м). б) ИСЗ пролетел по небу из начальной точки с координатами (α=18ч15м, δ=36о) в точку с координатами (α=22ч45м, δ=36о). Через какие созвездия пролетел ИСЗ.

Работают по ПКЗН, выполняя практическое задание

закрепить общеучебные и логические умения и навыки. Постановка и решение проблем;

уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;

уметь сформулировать вопрос;

Рефлексия

Домашнее задание

Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности.

2

1.Предлагает перечислить понятия, которые учащиеся узнали на уроке, новую деятельность, которая была освоена.

2.Благодарит за работу.Подводит итог.

3. Записывает домашнее задание

§ 4, вопросы задание для самоконтроля (стр. 22), стр. 30 (пп. 10-12).

Продолжают фразу: «На уроке я узнал…, научился…». Записывают домашнее задание

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели

осознавать личностную значимость владения методами научного познания

12.11.2017 10:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!