СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология опыта учителя русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы показал, подлинная активность проявляется не столько в адаптации ученика к обучающим воздействиям, сколько в самостоятельном преобразовании на основе субъектного опыта, который у каждого уникален и не повторим. Эта активность проявляется не только в том, как человек усваивает нормативное задание, образцы, но и в том, как он их модифицирует, как выражает свое избирательное отношение к предметным и социальным ценностям, заданному содержанию знаний, характеру их использования в своей теоретической и практической деятельности.

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором стараюсь совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Я полагаю, что сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходят в процессе их активной умственной деятельности, поэтому работу организую так, что учебный материал становится предметом активной деятельности ученика.

Многолетний опыт работы помог мне найти способы максимальной активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению задач.

Устойчивый познавательный интерес формирую разными способами.

Наблюдения убедили меня, что ученик на уроке может писать, читать, отвечать на вопросы, но эта работа не затрагивает мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить внимание, напрячь память. Подобную работу называю пассивной. Конечно, что-то усваивается, но пассивное восприятие не может быть опорой прочных знаний и навыков. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом.

Зная это, предлагаю учащимся такие задания как разбор слова по составу, образование новых слов при помощи приставок и суффиксов, подбор к данным словам родственных. Такие упражнения формируют у учащихся умение видеть, различать грамматико-орфографические формы отдельных частей речи, помогают приобрести навыки правописания. Сосредотачивая внимание учащихся на языковых формах и их значениях, активизирую их познавательную деятельность, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала, развитию мышления детей.

Помимо перечисленных видов работы для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка я использую загадки, пословицы, стихи. Большую ценность представляют загадки. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Их использую на разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя полезные упражнения для ума. Загадки использую в устной форме, а затем в письменной при составлении предложений. Они помогают акцентировать внимание на изучаемом материале, пополняют словарный запас детей, знакомят с лексическим значением слов. Работа с малознакомыми словами дает возможность использовать их в устной, а позднее и в письменной речи, обогащает и пополняет словарный запас, развивает слуховую и зрительную память.

Работая над многозначностью слов, предлагаю разбирать загадки, отгадывать их, знакомлю с переносным и прямым значением слов, что обеспечивает правильное употребление их не только в устной, но и в письменной речи. Такая работа развивает наблюдательность учащихся, учит их делать самостоятельные выводы, обогащает словарный запас.

Использую загадки при объяснении нового материала и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе. В любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно сказывается на их знаниях умениях и навыках.

При изучении правила правописания с проверяемой безударной гласной в корне предлагаю разнообразные задания, усложняя их: списать с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте слово с проверяемой безударной гласной, выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить орфограмму, рядом написать проверочное слово, поставить знак ударения, выделить корень.

Молодое растёт, старое старится.

Красна весна цветами, а осень плодами.

Кукушка кукует: горе вещует.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Произведения устного народного творчества использую с целью обогащения речи детей и развития умения кратко излагать мысли.

Для формирования умения обнаруживать орфограммы использую диктант «Проверяю себя». При написании диктанта учащимся разрешаю пропускать буквы, в написании которых они сомневаются. Затем вместе проверяется написание.

Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует работа «Найди пару». Она хороша тем, что требует внимательного выполнения, так как содержит большое количество слов с разными орфограммами.

На доске записаны слова:

гру_чикбе_порядок

стари_ыйни_кий

пред_сторияпарч_вая

ц_гейкапр_града

мяч_икч_рный

дыш_щийвыкач_нная(из подвала бочка)

жгуч_выт_рать

Карточки со словами.

Вя_кий, были_ый, с_ыграть, ситц_вый, ц_стерна, ж_лтый, камен_ик, свеж_, ра_бежаться, соб_ру, овраж_к, бор_щийся, расстрел_нный, пр_вокзальный.

Данные карточки находятся на учительском столе. Вызванный ученик берёт карточку, размышляет, куда записать слово, вставляет и объясняет пропущенные буквы в том и другом слове.

Выполненная работа выглядит так:

Грузчик- каменщик, беспорядок- разбежаться,

старинный- былинный, низкий- вязкий,

предыстория- сыграть, парчовая- ситцевый,

цигейка- цистерна, преграда- привокзальный,

мячик- овражек, чёрный- жёлтый,

дышащий-борющийся, выкаченная –расстрелянный,

жгуч-свеж, вытирать- соберу.

На уроках русского языка использую составление учащимися предложений и текстов. Цель этих упражнений научить выражать в письменной форме не только единичные суждения, но и группу суждений, объединенных общей темой. Для себя сделала вывод: чем для ученика интереснее тема письменной работы, тем он активнее думает над своим письмом. Чем доступнее и ближе материал, над которым он трудится, тем больше захватывает его сам процесс выражения мыслей и впечатлений.

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе.

Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

Этапы урока-практикума:

? экскурсия, наблюдения за природой;

? знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;

? обсуждение увиденного;

? творческая работа учащихся;

? чтение сочинений (по желанию);

? обсуждение и рецензирование творческих работ;

? исправление и доработка сочинений;

? объяснение домашнего задания. (Как правило,

художественное оформление творческих работ).

Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.

Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

Использую в своей работе метод проблемного обучения при изучении правил правописания.

При организации проблемного обучения по орфографическому правилу сформулировала задачи на пяти уровнях проблемности. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи и степенью помощи, подсказки со стороны учителя. Пять уровней проблемности представляют собой несколько вариантов одного и того же задания.

Сущность этого метода заключается в том, что проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки, на высоком уровне одну подсказку, на среднем «а» две подсказки, на среднем «б», три подсказки. Задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд вопросов и заданий, которые постепенно подводят учащихся к выводу правил правописания.

Например, тема: «Правописание мягкого знака у существительных после шипящих».

Самый высокий уровень. Рассмотреть слова, записанные на доске. Вывести правило правописания (молодёжь, врач, вещь, кирпич, дочь, задач).

Высокий уровень. Рассматривают те же слова, записанные в два столбика:

молодёжь врач

вещь кирпич

дочь задач

в словах записанных в два столбика, подчеркнуты шипящие.

Средний уровень «б». Рассматривают слова, записанные в два столбика, в которых подчеркнуты шипящие. Требуется определить и обозначить род существительных.

Низкий уровень. Дается ряд заданий и вопросов в следующей последовательности:

1. Рассмотри слова, записанные в два столбика. Что в словах особенного?

2. В чем особенность написания этих слов?

3. Какой частью речи являются эти слова?

4. Определите род существительных.

5. Что пишется после шипящих в конце существительных женского рода с шипящим на конце?

6. Какое правило написания можно вывести?

Применяемый мною способ организации изучения орфографических правил развивает умение мыслить и применять знания на практике, т.е. обеспечивает видение в слове орфограммы, обеспечивает дифференцированный подход к учащимся с различным уровнем развития.

Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное отношение учащихся к работе. Считаю, что интерес к работе по этому предмету воспитывается у школьников в том случае, если он получает посильные, заставляющие думать задания. Задания будут интересны, если для их выполнения необходимо анализировать, сравнивать, объяснять и доказывать. Ученик в таком случае работает активно.

К активным формам обучения русскому языку отношу лабораторные работы.

Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований

учебной программы, касающихся характера, содержания материала, связи с

другими формами учебной деятельности.

Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если

лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача

исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют

после практических, то они носят обобщающий характер.

Тема, начатая на практических занятиях, может быть продолжена в

лабораторных работах и наоборот. Лабораторным занятиям может быть

посвящен весь урок или его часть, можно давать на дом задание в виде

лабораторной работы.

Привожу пример лабораторной работы на уроке в 7классе по теме

«Степени сравнения наречий»

Тема. Степени сравнения наречий.

Дано:

  1. Справочный материал:

а) сравнительная степень наречий показывает, что в том или ином действии признак проявляется в большей или меньшей степени;

б) превосходная степень наречий показывает, что в том или ином действии признак проявляется в наибольшей степени.

2. Слова: далеко, долго

3. Карточки с рисунками

4. Карточки с суффиксами –ее (-ей), -е, -ше

5. Карточки со словами более, всех.

Цель: познакомиться с образованием степеней сравнения наречий.

Ход работы.

  1. Определи, сколько видов степеней сравнения наречий есть в русском языке (смотри справочный материал).
  2. Сравни картинки с рисунками о продолжительности жизни животных,

и дальности прыжка

3. Как изменились наречия долго и далеко?

а) добавь суффикс сравнительной степени –ше-. Какие слова получились?

б) добавь к исходным словам частицу более

в) запиши начальную форму слов и получившиеся формы.

4) Используя материал учебника, определи, какие формы сравнительной степени наречий есть в русском языке и как они образуются.

5) Ответь на вопрос: кто живет дольше всех?

а) запиши наречие в форме простой сравнительной степени и добавь к нему слово всех

б) запиши начальную форму и получившуюся форму.

6) Используя материал учебника, определи, какая форма превосходной степени наречий есть в русском языке и как она образуется.

7) Результаты работы запиши в таблицу

Степени сравнения наречий

Наречие на –о(-е), образованные

от прилагательных

Сравнительная

Превосходная

простая

составная

простая

составная

8) Сравни степени сравнения имен прилагательных и наречий. Запиши результат сравнения

Выполняя данную работу, семиклассники учились записывать свои мысли, которые подкрепляли иллюстрированными материалами и действиями с карточками, т.е. проводили демонстрационный эксперимент, решая лингвистическую задачу для получения конкретных результатов. Анализ лабораторных работ обязателен. Ведь даже неудачно выполненная работа имеет большое педагогическое значение. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности.

Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.

Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. Считаю, что внедрение регионального компонента в учебные програм­мы и планы, действительно оправдано не только с научной, педагогической точки зрения, но и чисто человеческой, потому что это свое, родное, знать и беречь которое так необходимо.

Региональный компонент, а именно его краеведческое направление, легко вписывается в любой из предметов гуманитарного цикла.

Считаю, что домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные знания на уроке, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Все описанные виды работ активизируют деятельность учащихся. Выполняя их, они думают, анализируют, сравнивают, что способствует более прочному и осознанному усвоению знаний.

Категория: Русский язык
22.11.2015 14:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!