СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое сообщество профессионального образования находится на стадии внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных на модульно-компетентностной основе. Осуществляется пересмотр сложившихся подходов к организации образовательного процесса, выбору методов, форм деятельности, технологий обучения. Переход на новые стандарты – сложный и в чем-то болезненный процесс, требующий ломки сложившихся стереотипов.

Внедрение образовательных стандартов третьего поколения ставит перед нами ряд проблем по выполнению их требований, среди которых особо актуальной является проблема организации образовательного процесса в части выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.

Преподаватели используют разнообразные инновационные образовательные технологии, их элементы, активные методы. Но сегодня речь идет о новых образовательных результатах – компетенциях. Поэтому методы и технологии обучения должны быть адекватны целям ФГОС.

Главной идеей новых стандартов признана идея непрерывного развития человека как субъекта, образования в течение всей жизни. Важным становится ориентация образовательной деятельности на преобразование мира, а не только на его познание, на развитие способностей человека, его саморазвитие и самообразование.

В соответствии с данными задачами интерес вызывает технология проблемного обучения.

В контексте заявленной темы представлены как теоретический аспект изучения технологии проблемного обучения, так и примеры практического использования указанной технологии при организации учебного процесса.

Цель проекта: систематизировать теоретический материал по организации проблемного обучения и представить варианты использования методов проблемного обучения при организации теоретических и практических учебных занятий.

Предполагаемый результат: успешное формирование у студентов общих и профессиональных компетенций посредством внедрения технологии проблемного обучения.

Причины возникновения проблемного обучения

Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа.

В педагогике теория проблемного обучения разрабатывается с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

Интерес и потребность в проблемном обучении связаны с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XX века - это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования.

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Суть проблемного обучения

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.

Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным.

Методы создания проблемных ситуаций достаточны разнообразны, так же как типология самих проблемных ситуаций. сл.4

Основные методы, используемые в проблемном обучении

Существуют следующие методы проблемного обучения: проблемного изложения, эвристический и исследовательский. Основная суть метода проблемного изложения состоит в раскрытии перед учащимися путей поиска, открытия и исследования новых знаний. Таким образом происходит подготовка воспитанников к самостоятельному поиску в будущем. Также этот метод служит основой для эвристического метода, а он, в свою очередь, для исследовательского.

Эвристический метод предусматривает самостоятельный, в общих чертах планируемый поиск решения выдвинутой проблемы.

Но центральное место технология проблемного обучения отводит исследовательскому методу. Его особенностью является то, что процесс обучения строится по образцу научного исследования, но в доступной, более упрощенной для учащихся форме.

Создание проблемных ситуаций – дело непростое, трудоемкое. Ещё Эйнштейн утверждал, что в своей научной деятельности на постановку проблемного вопроса из часа работы им тратится 55 минут, а оставшихся пяти бывает достаточно для нахождения ответа. При выявлении проблемы и ее формулировке задействуются более обширные участки мозга, чем при её решении, для этого требуется высокая степень обобщенности видения действительности, умение абстрагироваться от несущественных деталей, увидеть корни проблемы.

23.11.2017 22:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!