СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Формирование национального самосознания, гражданской позиции личности ребенка через творческое самовыражение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве общенациональной идеи в настоящее время выдвигается идея

упрочения гражданского мира и межнационального согласия, идея обще казахстанского патриотизма, гражданственности.Эта идея является основной формирования национального самосознания граждан.Благополучие нашего многонационального общества во многом зависит от национального самосознания каждого человека. Национальное самосознание предполагает патриотизм, гражданственность, правосознание, демократичность личности духовность, толерантность и много других черт, которые

позволяют человеку не просто жить в этом мире, а работать на благо людей, творить, быть вместе со своим народом, строить отношения с другими народами на основе дружбы и взаимопонимания.

Рост возможностей человечества, который стал возможен особенно в XXI веке, часто просто мешает моральному и духовному развитию человека. Цивилизация вместе со всеми присущими ей благами несет и массу негативных проявлений, разрушение моральных ориентиров, усиление бездуховности, рост преступности и т.д. Особенно

велико воздействие негативных сторон экономического прогресса на подрастающее поколение. Следствием такого влияния часто бывает проявление бездуховности среди подростков, скептицизма, забвения национальных чувств, иждивенчества. Кто, как не школа и учитель, обязаны указать ребенку верные ориентиры в этом мире. Так, отношение

к Родине и к своему народу, его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре - непреходящая ценность для любого народа. Она определяет качества человека и мобилизует его на труд во имя народа и государства, на сохранение народного достояния.

Патриотизм, гражданственность проявляются в гордости за успехи страны, прогресс, укрепляют чувство долга и ответственности перед народом и государством. Школьные предметы гуманитарного цикла играют большую роль в формировании национального самосознания ребенка. А ведущая роль принадлежит, конечно, истории и правоведению. Ни один предмет не представляет лучших возможностей для формирования характера,

складывания национального самосознания, воспитания гражданских позиций и патриотизма, как история и обществоведение. Поэтому на нас, учителях, лежит большая ответственность.

Содержание национального самопознания предопределяет осознание, осмысление интересов наций, населяющих Казахстан. Если эти интересы не будут соблюдается, то вряд ли можно ожидать урегулирования и нормализации межнациональных отношений.

Казахстан - многонациональное государство, каждый народ имеет свою специфику. Растущее национальное самосознание сегодня является организующей идеологической силой национально - экономических движений и организаций.

Национальное самосознание определяется всем про1плым развитием наций и народов, их внутренними и внешними современными связями, наконец, их национальных интересами. То есть национальное самосознание определяется историей нации. Надо знать свою историю, свои корни, понимать каждое событие прошлого. Только прочувствовав все,

пропустив через себя, поняв сердцем ход истории, подросток ощущает себя

принадлежащим к этому народу. У него формируется национальное самосознание, ответственность за землю, на которой он живет, за людей, которые живут рядом с ним на этой земле. Ведь их предки переживали общую историю, также трудились и боролись

вместе за независимость.

Национальное самосознание складывается из осознания человеком своего этногенеза, то есть из знания происхождения народа, для которого важнейшими качествами характера всегда были толерантность, демократичность. Важно привить чувство того, что до нас жили на родной земле сотни поколений соотечественников,

Которые также были патриотами. Отсюда должна придти любовь к родному краю, его истории и культуре. Роль играет и народное искусство - это историческая память и народная мудрость (сказки, песни, танцы). Но самое главное - учить подрастающее поколение добру, красоте, нравственности, идеологии народной мудрости – тому что воспитывает, формирует добрые чувства и поступки.

Процесс формирования национального самосознания требует комплексного подхода, который заключается в систематичности и целостности целенаправленной, активной учебной - воспитательной работы.

Комплексный подход к формированию национального самосознания означает учет целей, задач, содержания, форм и методов учебно - воспитательной работы.

Эффективность формирования национального самосознания должна оцениваться и с точки зрения формирования знаний, убеждений и выработке поведенческих навыков в национальной и межнациональной сфере.

Национальное самосознание проявляется во всех направлениях воспитания:

Интеллектуальном, духовно - нравственном, эстетическом, трудовом,

физическом, патриотическом и т.д.

Формы и методы работы по развитию национального самосознания и

формированию гражданских позиций учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная;

-групповая.

В зависимости от методики воспитательного воздействия применяются методы:

- словесные;

- практические;

- наглядные.

Вот несколько примеров.

Метод анкетирования. Учащимся предполагается анкета, содержащая вопросы, требующие раскрытия таких понятий, как долг, честь, ответственность, служения Родине, любовь к Родине, гордость за свой народ. Ребята пишут мини - сочинения на тему: « Я горжусь своей Родиной потому, что.»,« Уважаю свой народ за то, что.», « Верю в процветание своей Родины потому, что,.», « Я сегодня помогаю процветанию своей Родины тем, что.»,« Я горжусь собой как гражданином потому, что.».

Наверное, все используют методы, формирующие у детей представления о

гражданской позиции личности, стимулируют их проявлять отношение к событиям, и создают условия для формирования гражданско - правового поведения. Например: « урок - суд», научно - практические конференции по определенным темам, КВНы и

т.д. Нестандартные уроки, интерактивные методы формируют национальное самосознание через творчество, самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.

Таким образом, подход к осуществлению национального самосознания может быть двоякий: наполнить новым содержанием традиционные формы воспитательной работы на уроках и искать новые пути воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Решение задач по формированию гражданственности и национального

самосознания позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей Родины. Развитое национальное самосознание является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма.Настоящий патриот не станет унижать Другие нации,он стремится к добрососедским отношениям с окружающими.

Творческая активности учащихся проявляется в следующих формах:

- рефераты и доклады;

- составление тестов по темам;

- составление кроссвордов;

- участие в нетрадиционных уроках ;

- составление исторических портретов ;

- участие в олимпиадах и т.д.

Прививая патриотизм детям, мы.преподаватели общественных дисциплин, даем возможность прикоснуться к самым важным духовным и социальным ценностям, человечества, укрепляем основы казахстанской государственности.

Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, обеспечения мира и стабильности в обществе.

Цели и задачи: ознакомить учащихся с достижениями истории и культуры Казахстана. Развивать интерес к истории Родины. Воспитывать уважение к традициям и культуре предков, воспитывать казахстанский патриотизм, национальное самосознание.

15.02.2016 08:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!