СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Поурочный план |
||||
Класс |
9 класс |
День |
||
Предмет |
Русская литература |
|||
Час |
45 минут |
|||
Тема |
Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» |
|||
Цель |
Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме. |
|||
Образовательная задача |
формирование умения определять тему, идею произведения, раскрывать значение эпиграфа, выявлять особенности сюжета и композиции. |
|||
Развивающая задача |
развитие умений учащихся логически мыслить, развитие навыков сотрудничества в группе. |
|||
Воспитательная задача |
воспитание культуры учащихся и этических норм поведения. |
|||
Наглядные материалы |
Портрет поэта, альбом по литературе, электронная презентация. Выставка книг Н.В.Гоголя |
|||
Методика: |
работа с текстом, групповая работа, вопрос- ответ, частично-поисковый, метод критического мышления через чтение и письмо, устный контроль, синквейн |
|||
Повторение прошлого урока: |
биография и творчество писателя |
|||
Ход урока: |
||||
1.Организация урока. Запись в тетради темы и определение целей урока.(Слайд 1-2) Эпиграф: (слайд-3) Сообщение учителя Весь мир против меня: Как я велик!… М.Ю.Лермонтов Все мы вышли из «Шинели» Гоголя Ф.М. Достоевский 1. Стадия вызова. (слайд-4-6) Притча о человеке: В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках. -Ты что ищешь?- спросили они. -Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену: - Так что же ты ищешь, Демосфен? -Я ищу человека. -Кого: его, меня.? - Я ищу Че-ло-ве-ка! Слово учителя: Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель». Вступительное слово учителя. По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является “самой загадочной фигурой в русской литературе”. Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь. Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота. Мы опять прикасаемся к теме “маленького человека”, сквозной для русской литературы. Кого мы называем “маленьким человеком”? «Маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий. (слайд-7-8) Произведения о «маленьком человеке»
Словарная работа: (слайд-9) Капóт – capotto (от ит.) – пальто, шинель. Капóт – женская или мужская верхняя одежда без перехвата талии. Шинель — элемент обмундирования лиц, проходящих государственную службу, форменное пальто со складками на спине и удерживающим её сложенной хлястиком. Слово учителя: (слайд-10-12) Одним из таких «маленьких людей» является Акакий Акакиевич Башмачкин. Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг… 2.Стадия осмысления (слайд-13-20) Работа учащихся в группах. 1.“Горемычная жизнь” Акакия Акакиевича. 2.«Жизнь и смерть чиновника Башмачкина». 3.Портрет петербургского чиновничества. 4.Фантастическое в повести “Шинель” 3. Рефлексия: обратная связь (слайд-21)
1. Почему Башмачкин решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого? 2. Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник? 3.Как отнеслись служащие департамента, в котором служил А.А., к известию о пропаже шинели? 4.К кому обращается Акакий Акакиевич за помощью? 5.Почему чиновники не спешат помочь Башмачкину? 6.Каким же вы увидели «значительное лицо»? Почему у него даже нет имени? 7.Чем объясняется грубое поведение этого чиновника к Акакию Акакиевичу? 8. Обратите внимание на финал повести. Почему именно так заканчивается повесть?
В завершении сформулируйте проблемный вопрос (слайд-22)
1 строка: Кто? Что? (1 сущ.) 2 строка: Какой? (2 прилаг.) 3 строка: Что делает? (3 глагола) 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 сущ.) 4.Подведение итогов урока. |
||||
написать эссе образ Акакия Башмачкина |
||||
© 2015, Муканова Айнур Муратовна 2287