СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план

Класс

9 класс

День

Предмет

Русская литература

Час

45 минут

Тема

Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Цель

Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.

Образовательная задача

формирование умения определять тему, идею произведения, раскрывать значение эпиграфа, выявлять особенности сюжета и композиции.

Развивающая задача

развитие умений учащихся логически мыслить, развитие навыков

сотрудничества в группе.

Воспитательная задача

воспитание культуры учащихся и этических норм поведения.

Наглядные материалы

Портрет поэта, альбом по литературе, электронная презентация.

Выставка книг Н.В.Гоголя

Методика:

работа с текстом, групповая работа, вопрос- ответ, частично-поисковый, метод критического мышления через чтение и письмо, устный контроль, синквейн

Повторение прошлого урока:

биография и творчество писателя

Ход урока:

1.Организация урока. Запись в тетради темы и определение целей урока.(Слайд 1-2)

Эпиграф: (слайд-3)

Сообщение учителя

Весь мир против меня:

Как я велик!…

М.Ю.Лермонтов

Все мы вышли

из «Шинели» Гоголя

Ф.М. Достоевский

1. Стадия вызова. (слайд-4-6)

Притча о человеке:

В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.

-Ты что ищешь?- спросили они.

-Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:

- Так что же ты ищешь, Демосфен?

-Я ищу человека.

-Кого: его, меня.?

- Я ищу Че-ло-ве-ка!

Слово учителя:

Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».

Вступительное слово учителя. По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является “самой загадочной фигурой в русской литературе”. Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь. Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

Мы опять прикасаемся к теме “маленького человека”, сквозной для русской литературы. Кого мы называем “маленьким человеком”?

«Маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий. (слайд-7-8)

Произведения о «маленьком человеке»

  • Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”.
  • А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего.
  • А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты.

Словарная работа: (слайд-9)

Капóт – capotto (от ит.) – пальто, шинель. Капóт – женская или мужская верхняя одежда без перехвата талии.

Шинель — элемент обмундирования лиц, проходящих государственную службу, форменное пальто со складками на спине и удерживающим её сложенной хлястиком.

Слово учителя: (слайд-10-12)

Одним из таких «маленьких людей» является Акакий Акакиевич Башмачкин. Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

2.Стадия осмысления (слайд-13-20)

Работа учащихся в группах.

1.“Горемычная жизнь” Акакия Акакиевича.

2.«Жизнь и смерть чиновника Башмачкина».

3.Портрет петербургского чиновничества.

4.Фантастическое в повести “Шинель”

3. Рефлексия: обратная связь (слайд-21)

  1. Блиц-опрос:

1. Почему Башмачкин решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого?

2. Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

3.Как отнеслись служащие департамента, в котором служил А.А., к известию о пропаже шинели?

4.К кому обращается Акакий Акакиевич за помощью?

5.Почему чиновники не спешат помочь Башмачкину?

6.Каким же вы увидели «значительное лицо»? Почему у него даже нет имени?

7.Чем объясняется грубое поведение этого чиновника к Акакию Акакиевичу?

8. Обратите внимание на финал повести. Почему именно так заканчивается повесть?

  1. Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?

В завершении сформулируйте проблемный вопрос (слайд-22)

  1. Синквейн о главном герое (слайд-23)

1 строка: Кто? Что? (1 сущ.)

2 строка: Какой? (2 прилаг.)

3 строка: Что делает? (3 глагола)

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)

5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 сущ.)

4.Подведение итогов урока.

написать эссе образ Акакия Башмачкина

Категория: Литература
15.10.2015 18:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!