СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 «А» КЛАССА НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п |
№ п/т |
Тема урока |
Основное содержание урока |
Базовые требования к уровню подготовки обучающихся |
Домашнее задание |
Вологодский край в 1917-1930-е годы (4 часа) |
|||||
1. |
1. |
Революция и Гражданская война в крае (1917-1920 гг.) |
Отношение населения к событиям в Петрограде. Образование Временного губернского комитета и Советов рабочих и солдатских депутатов. Реформа земского и городского самоуправления в крае. Создание крестьянских Советов. Октябрьские события в крае. Выборы в Учредительное собрание. Переход власти в руки Советов. Пребывание посольств и дипломатических миссий стран Антанты в Вологде. «Советская ревизия» М. С. Кедрова в крае (май 1918 г.). Введение военного положения в Вологодской губернии. Гражданская война на Европейском Севере. Северный фронт (1918-1920 гг.) и боевые операции VI Красной Армии Северодвинская речная флотилия. Завершение боевых действий в крае |
Знать: основные положения раздела Уметь: характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов; рассказывать о событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; работать с учебником, выделять главное. |
Стр. 114-126 Вопросы |
2. |
2. |
Общественно-политическое развитие края в 1917-1930-е годы |
Партии и основные общественные организации в 1917-1920-е гг. Ликвидация остатков социалистических партий. Изменение состава РКП(б). Партийные чистки. Рост рядов РКП(б). Общественные организации и движения. Крестьянство и власть в 1917-1920 гг. Гражданская война в деревне. Формы борьбы с властью. Характер общественных настроений в городе и деревне в 1920-е гг. Политика «оживления» Советов. Женское делегатское движение. Изменение общественно-политической атмосферы в крае в 1930-е гг. Политические репрессии |
Знать: партии и основные общественные организации в 1917-1920-е гг. основные положения раздела, формы борьбы с властью, общественные организации; даты. Уметь: характеризовать общественные настроения в городе и деревне, анализировать, делать выводы, работать с документами. |
Стр. 126-138. Вопросы. Сообщение. |
3. |
3. |
Экономическое развитие края в 1917-1930-е гг. |
Уравнительный передел земли в 1917-1919 гг. Налоги и повинности в деревне. Продовольственные отряды. Продразверстка и рынок. Натурализация хозяйственных отношений. Сокращение промышленного производства в 1917-1920 гг. Топливный и сырьевой кризис. Состояние транспорта. НЭП в деревне. Налоги. Изменение системы землепользования. Иностранные концессии. Особенности процессов модернизации экономики в крае в 1930-е гг. и ее итоги. Развитие лесной, деревообрабатывающей, текстильной и стекольной промышленности. Транспортная инфраструктура края. Коллективизация крестьянских хозяйств и ее итоги. МТС. Раскулачивание. Ударничество и стахановское движение в крае |
Знать: понятия продразвёрстка, натурализация хозяйственных отношений, продотряды. Уметь: объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов |
Стр. 138 – 148. Таблицы, диарамы. |
4. |
4. |
Культурное развитие края в 1917-1930-е годы |
Развитие образования. Ликвидация безграмотности. Принципы советской трудовой школы. Переход к всеобщему начальному образованию. Профессиональное и высшее образование в крае. Научные центры края. Национализация учреждений культуры. Библиотеки и музеи. Расширение сети учреждений культуры. Музеи и выставки. Кинематограф. Театр. Художественная самодеятельность. Творческие объединения и течения. Процесс политизации и идеологизации культуры. Борьба с религией и Церковью. Огосударствление сферы культуры |
Знать: понятия: ликбез; творческие объединения и течения, персоналии; основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры. Уметь: характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни региона (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки и т. д.); описывать выдающиеся памятники культуры края (литература, зодчество, живопись, устное народное творчество, театр, народные промыслы и т. д.), характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии. |
Стр. 148 – 155. Сообщение |
Вологодский край в годы Великой Отечественной войны (4 часа) |
|||||
5. |
1. |
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны |
Защитники Брестской крепости. Подвиг летчика М. П. Жукова. Первый в истории войны акт самопожертвования А. Панкратова. Е. Н. Преображенский. Дважды Герой Советского Союза А. Ф. Клубов. Полные кавалеры ордена Славы. Герои Советского Союза. Военачальники - М. И. Казаков и В. И. Швецов. Книга Памяти Вологодской области |
Знать: наших земляков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, совершённые ими подвиги. основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры. Уметь: объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры |
Стр. 155 – 159. Сообщение |
6. |
2. |
Военные действия на территории Вологодской области |
Вологда и Вологодская область в планах противника. Война в воздухе. Черепо-вецко-Вологодский дивизиный район ПВО. Подвиг летчика А. Н. Годовикова. Вторжение финских войск на территорию Оштинского района в октябре 1941 года. Эвакуация населения. Позиционная война. Освобождение района от захватчиков в июне 1944 года. Подвиг минеров Ошты: долгий путь к признанию заслуг перед Родиной. В борьбе с вражеской разведкой. Радиоигры с абвером. Борьба истребительных батальонов с диверсантами |
Знать: о военных действиях на территории Вологодской области; Уметь: анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях; рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края; использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефератов и т. д. |
Эссе по фильму «Рябиновый вальс». «Выпускной на минном поле». |
7. |
3. |
Экономика области в экстремальных условиях военного времени. Всенародная помощь фронту |
Перевод народного хозяйства на военный лад. Работа важнейших отраслей промышленности и железнодорожного транспорта. Эвакуация раненых с фронтов, из осажденного Ленинграда и районов, оказавшихся под угрозой оккупации. Инициатива вологодского машиниста В. И. Болонина. Катастрофическое положение сельского населения. Подвиг колхозного крестьянства. Всенародная помощь фронту. Сбор средств на строительство военной техники. Помощь госпиталям, донорство. Цена победы. Демографическая ситуация в области к концу войны |
Знать: основные положения темы; основные этапы и важнейшие события истории края; выдающихся деятелей-земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю. Уметь: работать с различными видами исторических источников, в том числе документами, статистическими данными. |
Стр. 165 – 176. Вопросы. Записи. |
8. |
4. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Основные положения раздела |
Знать: основные положения раздела |
повторение |
Вологодская область в послевоенный период (8 часов) |
|||||
9. |
1. |
Территория и население Вологодской области в 1946-1985 годах |
Половозрастной состав населения. Соотношение городского и сельского населения. Каналы миграции сельского населения. Кампания по ликвидации «неперспективных» сел и деревень и ее последствия. Завершение процесса «раскрестьянивания» северной деревни. Социальная структура населения Вологодской области. Колхозники. Правовое положение колхозников. Система повинностей крестьянства. Каналы формирования рабочего класса Вологодчины. Профессиональный состав рабочих и служащих. Уровень жизни колхозников, рабочих, служащих. Развитие системы социальной защиты трудящихся в 1950-е-1980-е гг. |
Знать: соотношение городского и сельского населения; каналы миграции сельского населения; кампания по ликвидации «неперспективных» сел и деревень и ее последствия; завершение процесса «раскрестьянивания» северной деревни; социальную структуру населения Вологодской области; колхозники, рабочие, служащие; развитие системы социальной защиты трудящихся в 1950-е-1980-е гг. Уметь: использовать данные исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края, анализировать, делать выводы; характеризовать социальный и сословный состав населения, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов; |
Стр. 176 – 183. Вопросы. Записи. |
10. |
2. |
Экономическое развитие Вологодской области в 1946 — первой половине 1960-х годов |
Особенности и задачи развития экономики в послевоенный период. Продолжение индустриализации. Строительство Череповецкого металлургического завода. Машиностроение и метал-лопереработка. Лесная промышленность. Судостроение. Легкая и пищевая промышленность. Состояние транспортных магистралей Вологодской области. Строительство Волго-Балта. Трудности в развитии сельского хозяйства в послевоенный период. Голод 1946-1947 гг. Процессы и уровень индустриализации сельского хозяйства в 1950-е-1960-е гг. Отрасли сельского хозяйства. Укрупнение колхозов в 1950-е гг. и создание совхозов в 1960-е гг. Реорганизация МТС. Движение передовиков производства |
Знать: особенности и задачи развития экономики в послевоенный период. Уметь: выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края; работать с источниками. |
Стр. 183 – 193. Записи. Вопросы. |
11. |
3. |
Экономика края во второй половине 1960-х - 1980-е годы |
Экономическая реформа 1965 г. в нашей области. Административная централизация. Элементы хозрасчета. Крупнейшие промышленные предприятия. Легкая и лесная промышленность области. Строительная индустрия. Начало газификации области. Передовики производства. Международные экономические связи Вологодской области. Мероприятия по подъему сельского хозяйства. Укрепление материально-технической базы колхозов и совхозов. Мелиорация земель. Передовые сельскохозяйственные предприятия. Снижение эффективности аграрного сектора экономики области. Роль личных хозяйств населения в производстве сельско- хозяйственной продукции. |
Знать: экономическую реформа 1965 г. в нашей области; элементы хозрасчета; крупнейшие промышленные предприятия; передовиков производства, международные экономические связи Вологодской области; мероприятия по подъему сельского хозяйства; передовые сельскохозяйственные предприятия; роль личных хозяйств населения в производстве сельско- хозяйственной продукции. Уметь: работать с источником (использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать). |
Стр. 193 – 202. Записи. |
12. |
4. |
Общественно-политическая жизнь и культура Вологодской области в 1946-1985 годах |
Система Советов депутатов трудящихся. Структура и деятельность партийных органов. Руководители областной партийной организации. Взаимодействие власти и населения. Формы общественной активности. Роль комсомольской и пионерской организации в жизни детей и подростков. Повседневная жизнь города и села. Электрификация жилья. Появление радио и телевидения. Развитие жилищного строительства. Изменения в образе жизни населения. Состояние образования и здравоохранения. Научные учреждения Вологодской области. Вологодская литературная школа. Театральное искусство. |
Знать: систему Советов депутатов трудящихся; структура и деятельность партийных органов; руководителей областной партийной организации, взаимодействие власти и населения; формы общественной активности; роль комсомольской и пионерской организации в жизни детей и подростков. Уметь: выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края; делать выводы, анализы; рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений. |
Стр. 202 – 210 Вопросы. Записи. Сообщение |
13. |
5. |
Вологодская область в 1985-2006 годах: общественно-политическая жизнь в крае условиях «перестройки» и гласности. |
Общественная жизнь в крае условиях «перестройки» и гласности. События 1991 года и их влияние на ситуацию в области. Законодательная и исполнительная власть в Вологодской области. Партии и общественные движения. Формирование системы местного самоуправления. Индустрия и агропромышленный комплекс области в годы «перестройки». Кооперативное движение. Нарастание экономических проблем. Начало рыночных реформ. Ход и особенности приватизации. Акционирование предприятий. Реформы в сельском хозяйстве. Коллективные, фермерские и крестьянские хозяйства. Внешнеэкономические связи Вологодской области. Социальная сфера области в годы «перестройки» и в условиях рыночных реформ. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Вологодской области. Образование. Научные учреждения и кадры области в условиях рынка. Литература Вологодчины. Театральная жизнь. Изобразительное искусство. Музейное дело |
Знать: общественную жизнь в крае условиях «перестройки» и гласности; события 1991 года и их влияние на ситуацию в области; законодательную и исполнительную власть в Вологодской области; партии и общественные движения; формирование системы местного самоуправления. индустрию и агропромышленный комплекс области в годы «перестройки»; кооперативное движение; ход и особенности приватизации; акционирование предприятий; реформы в сельском хозяйстве; внешнеэкономические связи Вологодской области; социальная сферу области в годы «перестройки» и в условиях рыночных реформы; проблемы и перспективы социально-экономического развития Вологодской области; образование; научные учреждения и кадры области в условиях рынка; литературу Вологодчины; театральная жизнь; изобразительное искусство; музейное дело. Уметь: рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов. |
СообщениЯ |
14. |
6. |
Вологодская область в 1985-2006 годах: экономические изменения |
|||
15. |
7. |
Вологодская область в 1985-2006 годах: Образование. Научные учреждения и кадры области в условиях рынка. Литература Вологодчины. Театральная жизнь. Изобразительное искусство. Музейное дело |
|||
16. |
8. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Основные положения курса |
Знать: основные положения курса. Уметь: применять приобретённые знания на практике. |
Повторить |
17. |
1. |
Обобщение курса |
Урок-экскурсия |
© 2016, Рогов Сергей Анатольевич 760