СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование 9 класс История Вологодского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 «А» КЛАССА НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

№ п/т

Тема урока

Основное содержание урока

Базовые требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Вологодский край в 1917-1930-е годы (4 часа)

1.

1.

Революция и Гражданская война в крае (1917-1920 гг.)

Отношение населения к со­бытиям в Петрограде. Обра­зование Временного губерн­ского комитета и Советов ра­бочих и солдатских депута­тов. Реформа земского и го­родского самоуправления в крае. Создание крестьянских Советов. Октябрьские собы­тия в крае. Выборы в Учре­дительное собрание. Пере­ход власти в руки Советов. Пребывание посольств и дипломатических миссий стран Антанты в Вологде. «Советская ревизия» М. С. Кедрова в крае (май 1918 г.). Введение военного положения в Вологодской губернии. Гражданская вой­на на Европейском Севере. Северный фронт (1918-1920 гг.) и боевые операции VI Красной Армии

Севе­родвинская речная флоти­лия. Завершение боевых действий в крае

Знать:

основные положения раздела

Уметь:

характеризовать социальный и сословный состав населе­ния и его эволюцию, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов; рассказывать о событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; работать с учебником, выделять главное.

Стр. 114-126

Вопросы

2.

2.

Общественно-политическое развитие края в 1917-1930-е годы

Партии и основные общест­венные организации в 1917-1920-е гг. Ликвидация ос­татков социалистических партий. Изменение состава РКП(б). Партийные чистки. Рост рядов РКП(б). Обще­ственные организации и движения. Крестьянство и власть в 1917-1920 гг. Гражданская война в дерев­не. Формы борьбы с влас­тью. Характер обществен­ных настроений в городе и деревне в 1920-е гг. Поли­тика «оживления» Советов. Женское делегатское дви­жение. Изменение общест­венно-политической атмо­сферы в крае в 1930-е гг. Политические репрессии

Знать:

партии и основные общест­венные организации в 1917-1920-е гг. основные положения раздела, формы борьбы с властью, общественные организации; даты.

Уметь:

характеризовать общественные настроения в городе и деревне, анализировать, делать выводы, работать с документами.

Стр. 126-138.

Вопросы.

Сообщение.

3.

3.

Экономическое раз­витие края в 1917-1930-е гг.

Уравнительный передел земли в 1917-1919 гг. На­логи и повинности в дерев­не. Продовольственные от­ряды. Продразверстка и рынок. Натурализация хо­зяйственных отношений. Сокращение промышленно­го производства в 1917-1920 гг. Топливный и сы­рьевой кризис. Состояние транспорта. НЭП в деревне. Налоги. Изменение системы землепользования. Ино­странные концессии. Особен­ности процессов модерниза­ции экономики в крае в 1930-е гг. и ее итоги. Разви­тие лесной, деревообрабаты­вающей, текстильной и сте­кольной промышленности. Транспортная инфраструк­тура края. Коллективизация крестьянских хозяйств и ее итоги. МТС. Раскулачива­ние. Ударничество и стаха­новское движение в крае

Знать:

понятия продразвёрстка, натурализация хозяйственных отношений, продотряды.

Уметь:

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов

Стр. 138 – 148.

Таблицы, диарамы.

4.

4.

Культурное разви­тие края в 1917-1930-е годы

Развитие образования. Ликвидация безграмотности. Принципы советской трудо­вой школы. Переход к всеоб­щему начальному образова­нию. Профессиональное и высшее образование в крае. Научные центры края. На­ционализация учреждений культуры. Библиотеки и му­зеи. Расширение сети уч­реждений культуры. Музеи и выставки. Кинематограф. Театр. Художественная са­модеятельность. Творческие объединения и течения. Про­цесс политизации и идеоло­гизации культуры. Борьба с религией и Церковью. Ого­сударствление сферы куль­туры

Знать:

понятия: ликбез;

творческие объединения и течения, персоналии; основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры.

Уметь:

характеризовать появление новых центров про­винциальной общественной и культурной жизни регио­на (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки и т. д.); описывать выдающиеся памятники культуры края (ли­тература, зодчество, живопись, устное народное творче­ство, театр, народные промыслы и т. д.), характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии.

Стр. 148 – 155.

Сообщение

Вологодский край в годы Великой Отечественной войны (4 часа)

5.

1.

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны

Защитники Брестской кре­пости. Подвиг летчика М. П. Жукова. Первый в ис­тории войны акт самопо­жертвования А. Панкратова. Е. Н. Преображенский. Два­жды Герой Советского Со­юза А. Ф. Клубов. Полные кавалеры ордена Славы. Ге­рои Советского Союза. Вое­начальники - М. И. Каза­ков и В. И. Швецов. Книга Памяти Вологодской области

Знать:

наших земляков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, совершённые ими подвиги.

основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры.

Уметь:

объяснять свое отношение к наиболее значительным со­бытиям и личностям истории края, достижениям куль­туры; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникаль­ность вклада региона в становление отечественной куль­туры

Стр. 155 – 159.

Сообщение

6.

2.

Военные действия на территории Вологод­ской области

Вологда и Вологодская об­ласть в планах противника. Война в воздухе. Черепо-вецко-Вологодский дивизи­ный район ПВО. Подвиг летчика А. Н. Годовикова. Вторжение финских войск на территорию Оштинского района в октябре 1941 года. Эвакуация населения. По­зиционная война. Освобож­дение района от захватчи­ков в июне 1944 года. Под­виг минеров Ошты: долгий путь к признанию заслуг перед Родиной. В борьбе с вражеской разведкой. Ра­диоигры с абвером. Борьба истребительных батальонов с диверсантами

Знать:

о военных действиях на территории Вологодской области;

Уметь:

анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях;

рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов;

выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края; использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефера­тов и т. д.

Эссе по фильму «Рябиновый вальс». «Выпускной на минном поле».

7.

3.

Экономика области в экстремальных усло­виях военного време­ни. Всенародная по­мощь фронту

Перевод народного хозяй­ства на военный лад. Работа важнейших отраслей про­мышленности и железнодо­рожного транспорта. Эваку­ация раненых с фронтов, из осажденного Ленинграда и районов, оказавшихся под угрозой оккупации. Иници­атива вологодского маши­ниста В. И. Болонина. Ка­тастрофическое положение сельского населения. Под­виг колхозного крестьян­ства. Всенародная помощь фронту. Сбор средств на строительство военной тех­ники. Помощь госпиталям, донорство. Цена победы. Демографическая ситуация в области к концу войны

Знать:

основные положения темы; основные этапы и важнейшие события истории края; выдающихся деятелей-земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю.

Уметь:

работать с различными видами исторических источников, в том числе документами, статистическими данными.

Стр. 165 – 176.

Вопросы. Записи.

8.

4.

Урок обобщения и систематизации зна­ний

Основные положения раздела

Знать:

основные положения раздела

повторение

Вологодская область в послевоенный период (8 часов)

9.

1.

Территория и население Вологодской области в 1946-1985 годах

Половозрастной состав на­селения. Соотношение го­родского и сельского насе­ления. Каналы миграции сельского населения. Кам­пания по ликвидации «не­перспективных» сел и де­ревень и ее последствия. Завершение процесса «рас­крестьянивания» северной деревни. Социальная струк­тура населения Вологодс­кой области. Колхозники. Правовое положение кол­хозников. Система повинно­стей крестьянства. Каналы формирования рабочего класса Вологодчины. Про­фессиональный состав рабо­чих и служащих. Уровень жизни колхозников, рабочих, служащих. Развитие сис­темы социальной защиты трудящихся в 1950-е-1980-е гг.

Знать:

соотношение го­родского и сельского насе­ления; каналы миграции сельского населения; кам­пания по ликвидации «неперспективных» сел и деревень и ее последствия; завершение процесса «раскрестьянивания» северной деревни; социальную струк­туру населения Вологодс­кой области; колхозники, рабочие, служащие; развитие сис­темы социальной защиты трудящихся в 1950-е-1980-е гг.

Уметь:

использовать данные исторических карт при характери­стике социально-экономического, политического и куль­турного развития края, анализировать, делать выводы; характеризовать социальный и сословный состав населе­ния, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов;

Стр. 176 – 183. Вопросы. Записи.

10.

2.

Экономическое раз­витие Вологодской области в 1946 — первой половине 1960-х годов

Особенности и задачи разви­тия экономики в послевоен­ный период. Продолжение индустриализации. Строи­тельство Череповецкого ме­таллургического завода. Машиностроение и метал-лопереработка. Лесная про­мышленность. Судостро­ение. Легкая и пищевая промышленность. Состоя­ние транспортных магист­ралей Вологодской области. Строительство Волго-Балта. Трудности в развитии сель­ского хозяйства в послево­енный период. Голод 1946-1947 гг. Процессы и уро­вень индустриализации сель­ского хозяйства в 1950-е-1960-е гг. Отрасли сельско­го хозяйства. Укрупнение колхозов в 1950-е гг. и со­здание совхозов в 1960-е гг. Реорганизация МТС. Дви­жение передовиков произ­водства

Знать:

особенности и задачи разви­тия экономики в послевоен­ный период.

Уметь:

выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края; работать с источниками.

Стр. 183 – 193.

Записи. Вопросы.

11.

3.

Экономика края во второй половине 1960-х - 1980-е годы

Экономическая реформа 1965 г. в нашей области. Административная центра­лизация. Элементы хозрас­чета. Крупнейшие промыш­ленные предприятия. Лег­кая и лесная промышлен­ность области. Строительная индустрия. Начало газифи­кации области. Передовики производства. Международ­ные экономические связи Вологодской области. Мероп­риятия по подъему сельско­го хозяйства. Укрепление материально-технической ба­зы колхозов и совхозов. Ме­лиорация земель. Передо­вые сельскохозяйственные предприятия. Снижение эф­фективности аграрного сек­тора экономики области. Роль личных хозяйств населения в производстве сельско- хозяйственной продукции.

Знать:

экономическую реформа 1965 г. в нашей области; элементы хозрас­чета; крупнейшие промыш­ленные предприятия; передовиков производства, международ­ные экономические связи Вологодской области; мероприятия по подъему сельско­го хозяйства; передо­вые сельскохозяйственные предприятия; роль личных хозяйств населения в производстве сельско- хозяйственной продукции.

Уметь:

работать с источником (использовать текст исторического ис­точника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать).

Стр. 193 – 202.

Записи.

12.

4.

Общественно-политическая жизнь и культура Вологодской области в 1946-1985 годах

Система Советов депутатов трудящихся. Структура и деятельность партийных органов. Руководители об­ластной партийной органи­зации. Взаимодействие вла­сти и населения. Формы об­щественной активности. Роль комсомольской и пио­нерской организации в жи­зни детей и подростков. По­вседневная жизнь города и села. Электрификация жи­лья. Появление радио и те­левидения. Развитие жи­лищного строительства. Из­менения в образе жизни населения. Состояние обра­зования и здравоохранения. Научные учреждения Воло­годской области. Вологод­ская литературная школа. Театральное искусство.

Знать:

систему Советов депутатов трудящихся; структура и деятельность партийных органов; руководителей об­ластной партийной органи­зации, взаимодействие вла­сти и населения; формы об­щественной активности; роль комсомольской и пио­нерской организации в жи­зни детей и подростков.

Уметь:

выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края; делать выводы, анализы; рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений.

Стр. 202 – 210

Вопросы. Записи.

Сообщение

13.

5.

Вологодская область в 1985-2006 годах: общественно-политическая жизнь в крае условиях «перестрой­ки» и гласности.

Общественная жизнь в крае условиях «перестрой­ки» и гласности. События 1991 года и их влияние на ситуацию в области. Зако­нодательная и исполнитель­ная власть в Вологодской области. Партии и обще­ственные движения. Фор­мирование системы местно­го самоуправления. Индус­трия и агропромышленный комплекс области в годы «перестройки». Коопера­тивное движение. Нараста­ние экономических проблем. Начало рыночных реформ. Ход и особенности приватизации. Акционирование предприятий. Реформы в сельском хозяйстве. Кол­лективные, фермерские и крестьянские хозяйства. Внешнеэкономические свя­зи Вологодской области. Со­циальная сфера области в годы «перестройки» и в ус­ловиях рыночных реформ. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Вологодской обла­сти. Образование. Научные учреждения и кадры облас­ти в условиях рынка. Лите­ратура Вологодчины. Теат­ральная жизнь. Изобрази­тельное искусство. Музей­ное дело

Знать:

общественную жизнь в крае условиях «перестрой­ки» и гласности; события 1991 года и их влияние на ситуацию в области; зако­нодательную и исполнитель­ную власть в Вологодской области; партии и обще­ственные движения; фор­мирование системы местно­го самоуправления. индустрию и агропромышленный комплекс области в годы «перестройки»; коопера­тивное движение; ход и особенности приватизации; акционирование предприятий; реформы в сельском хозяйстве; внешнеэкономические свя­зи Вологодской области; со­циальная сферу области в годы «перестройки» и в ус­ловиях рыночных реформы; проблемы и перспективы социально-экономического развития Вологодской обла­сти; образование; научные учреждения и кадры облас­ти в условиях рынка; лите­ратуру Вологодчины; теат­ральная жизнь; изобрази­тельное искусство; музей­ное дело.

Уметь:

рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов.

СообщениЯ

14.

6.

Вологодская область в 1985-2006 годах: экономические изменения

15.

7.

Вологодская область в 1985-2006 годах: Образование. Научные учреждения и кадры облас­ти в условиях рынка. Лите­ратура Вологодчины. Теат­ральная жизнь. Изобрази­тельное искусство. Музей­ное дело

16.

8.

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные положения курса

Знать:

основные положения курса.

Уметь:

применять приобретённые знания на практике.

Повторить

17.

1.

Обобщение курса

Урок-экскурсия

Категория: История
14.04.2016 15:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!