СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционное индонезийское ткачество в древности и сегодня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Икаты.

Этнические мотивы в современном дизайне крайне популярны и востребованы — пестрые яркие текстильные акценты появляются в интерьерах, отсылая к экзотической Индии, Китаю, Вьетнаму, Индонезии. Икат — один из ярчайших примеров полюбившегося миру этнического дизайна. Икат (Ikat) — индонезийское слово, которое можно перевести как «плетение», «завязывать». В текстильной индустрии оно обозначает особенную технику изготовления ткани, в которой нити окрашиваются непосредственно перед ткачеством. Суть метода состоит в том, что нити окрашивают прежде, чем они попадают в ткацкий станок. Их стягивают в пучки и скручивают – веревочкой или скотчем, а затем погружают в краситель. Там, где нити были стянуты, они остаются белыми. Затем таким же образом, в нужных местах, их красят в другой цвет. Этим термином также обозначается получившийся узор с характерным неровным краем и сам продукт — ткань икат.

История и техника

Икат является одной из самых древних техник, применявшихся в таких непохожих друг на друга странах как Япония, Малайзия, Гватемала, Турция, Индия, средняя Азия, но ее родиной принято считать Индонезию. Найденные в Северной Бактрии (Кампыр - Тепа, II-III век н.э). кусочки шёлковой ткани свидетельствуют о том, что еще много тысячелетий назад техника ткачества и крашения тканей достигла здесь высокого развития. Центрами кустарного местного производства были и до сих остаются города Бухара, Самарканд и регионы Ферганской долины (Маргилан). На запад она была привезена голландцами, колонизировавшими индонезийские острова в начале XVI века. Вытканные узоры имели глубокую языческую символику и отличались большим разнообразием. В Индонезии изготовление икатов доверяется только мастерам, принадлежащим к избранным династиям. Такие мастера там есть и сегодня, они проживают всего в нескольких деревнях. Ткачеством занимаются женщины, а узор на нити наносят исключительно мужчины. Чтобы сделать разметку, нужна необычайная точность, ведь потом из этих неравномерно окрашенных нитей должен сложиться рисунок. Это очень трудоемкий процесс! Не удивительно, что такая ткань во все времена стоила очень дорого, была доступна только состоятельным людям и даже заменяла день.

Процесс производства начинается издалека - из откорма гусеничек шелкопряда. В конце мая узбеки говорят "созревает новый сезон коконов". Свежие куколки обертывают себя шелковыми волокнами в коконы. Так растет на дереве чье-то новенькое шелковое платье:)10 гр. гусеничек вырастут до 80 кг коконов. На это уйдет 70 дней. Из 9 кг. коконов выходит 1 кг. шелковых нитей, из 12 кг шелковых нитей выходит 250-300 м адраса или 100-150 м шойи. До конечного продукта нити проходят 100 процессов, или 120-150 дней. Процесс производства ткани начинается просто - обрабатываются коконы шелкопряда. Коконы варятся в горячей воде, для того чтобы размягчить клейковину. Процесс этот жестокий, в момент обработки коконов гусенички все еще находятся в коконе, и при выварке - умирают. Если дождаться момента пока шелкопряд сам вылезет из кокона - шелкопряд прогрызет кокон и часть ниточек будет испорчен.Обработанные нити натягивают на специальную раму, на которой будет обвязывать нити перед крашением При изготовлении такой ткани, мастер завязывает узлы на нитях основы по всей длине через определенный интервал, чтобы создать узор до того, как полотно будет соткано. Нити окрашиваются и просушиваются от одного до нескольких раз, а затем вручную переносятся на ткацкий станок, где создается предварительный рисунок. В процессе ткачества нити основы располагаются настолько близко друг к другу, что они полностью покрывают уток, не позволяя пустым пространствам нарушить чистоту дизайна. В результате получается легкоузнаваемый икат — ткань с расплывчатым, слегка дребезжащим ярким узором. Рисунок может располагаться как горизонтально, так и вертикально, быть относительно простым или сложным, многофигурным, многоцветным. По описанной технологии делают несколько видов ткани разного состава :

1)адрас - ткань с хлопковым утком и шелковой основой, 2)шойи - 100% шелковую ткань, 3) хан-атлас, (его делают как в ручную, так и машинным способом) 4) ало-бахмаль - ворсовую ткань.

Икаты бывают продольные и поперечные, в зависимости от того, какая нить окрашивается — основы или утка. На натянутых на раму станка нитях размечается узор, затем нити снимают, собирают в пасмы (пучки) и крепко перетягивают растительным волокном те места, которые не будут окрашены первым цветом (обычно это цвет основного фона). Затем, поочередно снимая перевязи, окрашивают и остальные участки нити, после чего их вновь натягивают на раму станка в строго определенном порядке. Остается самое простое — соткать полотно, и делают это только женщины.

Как правило, продольные икаты — штучные вещи: покрывала, коврики, скатерти, украшения на стену. Все операции по разметке узора, увязке, окраске выполняют мужчины. При изготовлении поперечных икатов нить основы остается однотонной, а окрашивается непрерывная нить утка. Так можно соткать полотно длиной до 120 метров. Эти ткани для одежды, часто они тонкие, почти прозрачные. В настоящее время для икатов используют нити как натуральные, так и синтетические. Но на мировом рынке, естественно, ценятся икаты из натуральных волокон, окрашенные природными красителями. На некоторых индонезийских островах для изготовления икатов прядут хлопчатобумажную нить.

Самый сложный из икатов — герингсинг, или двойной икат, когда окрашиваются для узора обе нити, основы и утка. Это ритуальные ткани, их практически невозможно купить, порой на изготовление одного предмета уходит от двух до пяти лет. Другой вид икатов — сонгкет, когда поверх основных нитей, обычно шелковых, накладывается узор из золотых или серебряных нитей (ткут его одновременно с основными нитями). Девочек учат этому ремеслу с семи лет, и к моменту замужества они должны уметь ткать по памяти не менее двадцати узоров — своих собственных или которым их научили в семье женщины старшего поколения.

Хотя рисунки сложны, а производственный процесс очень трудоемок, из тканей в технике икат изготовлялись самые простые предметы одежды – женские платья и шальвары, халаты Т-образного покроя как для мужчин, так и для женщин. “Выкройки халатов для женщин, – рассказывает Кроди, – отличаются только небольшими вытачками под рукавом, чтобы верхняя часть халата чуть плотнее облегала фигуру, и чуть более свободным покроем низа.

Разновидности Иката

Индонезийское ткачество отличается большой индивидуальностью и позволяет различать ткани, созданные на разных островах или даже в отдельных регионах островов. Со времен язычества в некоторых частях Индонезии сохранились представления о существовании души у животных и растений, а предметы, которые изготавливает человек, наделяются сверхъестественной силой. Среди традиционных узоров чаще всего встречаются геометрические формы, изображение плода граната, древа жизни, кипариса. Изделия раннего периода часто отличаются быстрыми цветовыми переходами от одного участка к другому, без четких различий между основным узором и фоном. Манера изменилась к середине 19-го века, когда ремесленники хорошо освоили технику. “К середине 19-го века они были готовы создавать новые рисунки. Между 1850-м и 1880-м годами произошел взрыв новых идей. В южном Борнео и Сараваке часто использовалась композиция, в которой антропоморфные фигуры и абстрактные пятна располагались между цветными широкими полосами. Чаще всего рисунок на ткани упорядочен рядами, но встречаются и такие полотна, в которых элементы размещены хаотично, образуя сложные многофигурные композиции.

В некоторых разновидностях индонезийского иката на ткани чередуются ярко-оранжевые, темно-голубые и черные фигуры полуабстрактных морских коньков, оленей, обнаженных мужских фигур и деревьев, на которых висят черепа.

В индийских тканях узор в основном состоит из прямых полос с цветными пятнами, а самая сложная разновидность иката называется патола, в котором предварительно прокрашиваются как нити основы, так и нити утка.

Мусульманское искусство, в котором существовал запрет на изображение человека и всё живое, придавало философское значение цвету и орнаменту. В трактате учёного и философа XIX века Карима-хан Кирмани, семь цветов соответствуют семи уровням мироздания. Белый – мир разума, жёлтый – мир духа, зелёный – мир души, красный– мир природы, серый – мир материи, тёмно-зелёный – мир образов, чёрный – мир материального тела. Цветовой символизм в мусульманской культуре вообще необычайно развит. Так, например, зелёный цвет превратился в один из символов ислама, будучи с одной стороны связан с раем и его обитателями, а с другой — являясь символом жизни и возрождения природы. А вот символика синего цвета связана с небом, обиталищем духов предков и ангелов. Японская техника крашения кацури, которая стала чрезвычайно популярна на западе в последние годы, использует икат среди многих других способов окрашивания.

Икат в России

В постсоветском пространстве хорошо известен шелковый икат из Узбекистана и Таджикистана. Основное производство шелковых тканей началось в Бухаре и распространилось на Самарканд, а затем и на Ферганскую долину. Начало 19-го века считается временем расцвета ткачества, а в 20-е и 30-е годы 20-го века с приходом советской власти эта отрасль была забыта и утрачена.

Печально, но икат в современной России часто недооценивается из-за негативных стереотипов восприятия и незнания истории происхождения техники. Подобные ткани воспринимаются как заимствования из культуры центральной Азии, а в связи с особенностями национальных отношений, икат кажется привычным и нестатусным. Это удивительно, поскольку шелковый икат из Бухары некогда был в буквальном смысле на вес золота — при помощи тканей заключали мир между странами, на шёлк обменивали пленных, его посылали с посольствами правителям далеких стран. Преподнесённые когда-то семье Романовых в качестве парадных подношений последними бухарскими эмирами, шёлковые и бархатные икаты (520 образцов), составили основу крупнейшей коллекции текстиля не только в России, но и в мире. Самые древние ткани этого собрания датируются XIX веком, а разнообразие их узоров таково, что ни один из них ни разу не повторяется. Помимо безоговорочной культурной ценности, икаты необыкновенно выразительны и эффектны, что приковывает к ним внимание людей во всем мире на протяжении многих веков.

Новая жизнь старого дизайна

В современном мире мотив иката чрезвычайно популярен — его активно используют производители текстиля, обоев, дизайнеры интерьера и модельеры. Помимо традиционных видов текстиля появились многочисленные упрощенные интерпретации — принты на хлопке и шелке, имитирующие эту сложную технику, вышивка цветными нитями на однотонном или цветном фоне. Часто в основе производства новых тканей лежит традиционный этнический дизайн, но техника иката, дающая узнаваемый неровный край рисунка, применяется и для создания современных паттернов. Разумеется, икаты, создающиеся в наше время, лишены сакрального смысла и более абстрактны, но за счет своей яркости и пестроты они невероятно выразительны и богаты. Особой популярностью принт икат пользовался в мире высокой моды с 1960 по 2000. При работе с настоящей тканью икат у дизайнеров возникают некоторые сложности, так как оригинальный материал по своей структуре несколько не симметричен. Более того, что-то создавать непосредственно из иката удовольствие достаточно дорогое и на выходе получается вещь, которую могут себе позволить очень немногие, что невольно навевает ассоциации со временем, когда икат только открыли. Постепенно стремление европейских дизайнеров к правильности геометрической формы взяло верх над самобытностью материала.

Современные интерпретации классического мотива. Американские ткани фирм Schumacher и Vervain

С ростом интереса к восточной философии и культуре увеличилась и популярность восточных тканей. Ведущие модельеры включили модели из иката или подражаний ему в свои коллекции. Для дорогих изделий используется настоящий шелк, для более доступных – ткани с аналогичным принтом. Рисунки, характерные для иката, в последние годы появились на интерьерном текстиле — обивках, коврах, шторах, наволочках и покрывалах. Икат уместен в гостиной, а особенно в спальне, куда он привнесет таинственность «тысячи и одной ночи». Чаще всего этот яркий рисунок присутствует в интерьере в виде небольших деталей. Обитые икатом диван или кресло будут выглядеть очень эффектно, если окружить их однотонными вещами спокойных расцветок. Чтобы икат можно было использовать в больших количествах («радужный» рисунок присутствует, в частности, на обоях) дизайнеры минимизируют его. Например, оставляют всего два цвета – белый и синий или оттенки серого, а сам рисунок приближают к ромбам.

В наше время многие стилевые находки цитируются вновь и вновь. За последнее десятилетие целый ряд дизайнеров использовали в одежде и аксессуарах принт икат, порой делая его ключевым материалом. Сегодня икат стал по-настоящему мультинациональным, его можно встретить у бельгийца Dries Van Noten, британцев Burberry, шведов Cheap Monday, американцев Supreme и многих других. «Нам нравится дерзость принта икат, и мы счастливы сотрудничать с мастерами, которые производят товар для наших уникальных коллекций» — говорит Бен Буркман, совладелец магазина для путешественников «Burkman Bros». Икат - достаточно модная ткань среди кутюрье мирового уровня, из него шьют Гучи и Оскар Де Ла Рента. США, Милан, Париж, Рим рукоплескали этим тканям, но к сожалению мало кто знает что-то об этих тканей, кроме того, что они яркие и восточные.

На сегодняшний день существует невероятное количество вариаций узора икат, которые не уступают традиционному варианту. Этот колоритный принт можно встретить на шторах, коврах, обивке, постельном белье, посуде, торшерах, обоях, да где угодно. С его помощью можно добавить ярких акцентов, даже если это небольшие предметы декора. Вообще основные цвета принта икат - красный, желтый и синий. Но сейчас существует большое разнообразие как цветов, так и самого узора.

Категория: МХК
08.03.2015 19:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!