СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг как форма интерактивного обучения в условиях реализации системно – деятельного подхода в обучении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию оценить мой опыт работы по технологии интерактивного обучения. Хотелось бы увидеть ваши оценки и комментарии!

Я работаю учителем истории и обществознания пятый год. И, как и многие учителя, ищу ответы на вопросы: Что такое ФГОС? Универсальные учебные действия? Как их формировать? Как реализовать на своих уроках основную образовательную программу? В чем воспитательный потенциал урока? Как сформировать личностные качества учеников? Эти вопросы стали отправной точкой в моем самообразовании. Помогает найти ответы на них технология интерактивного обучения. Методы и приемы интерактивного обучения способствуют формированию личностных и метапредметных УУД у учеников. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы.

Одним из активных методов интерактивного обучения в рамках системно – деятельного подхода является тренинг. Тренинг как метод в интерактивном обучении имеет несколько определений. Что означает слово «тренинг» и в чем заключается суть данного метода? Попробуем обратиться к словарям. В словаре педагогических терминов «Тренинг» – это специальная тренировка, обучение чему-либо. В психологическом словаре «Тренинг» – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методик, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Я попробовала связать два понятия. Другими словами «Тренинг» - это метод, при помощи которого через активные групповые формы работы на уроке формируются полезные привычки, навыки и умения.

Данный метод позволяет развивать гуманистический принцип современного образования в РФ, а также способствует развитию универсальных учебных действий.

Как правило, в системе обучения уроки - тренинги используют на уроках закрепления, обобщения и систематизации знаний. Я предлагаю использовать уроки-тренинги на этапе открытия новых знаний на уроках обществознания. Для того чтобы подробнее разобраться в алгоритме построения урока – тренинга, предлагаю рассмотреть традиционную структуру этого вида занятий.

Этапы

Цель

Методы и приемы

Создание благоприятной психологической обстановки

Помощь участникам тренинга расслабиться и сформулировать цели занятия.

Ритуал знакомства,

энерджайзер, ассоциативный круг и др.

Мотивированность

Постановка целей тренинга.

Разминка, ролевая мини игра, моделирование, антиципация и др.

Основное содержание занятия

Овладение участниками тренинга знаниями, умениями, навыками.

Работа в парах, четверках, групповая работа, игра, моделирование, психологические упражнения, создание коллажа и др.

Рефлексия

Внутренне погружение в проблему, обмен мнениями и чувствами о занятии.

Письмо самому себе, живой микрофон, анкетирование, пожелание по кругу и др.,

Ритуал прощания

Завершение работы с созданием благоприятной психологической атмосферы для последующих занятий и внутреннего целеполагания участков о необходимости или отсутствии необходимости посещения занятий.

Большой и малый круг,

Письмо в настоящее и будущее, оценивание работы группы ведущим тренинга, коллективное обсуждение.

Теперь я предлагаю вашему вниманию адаптированную мною структуру урока – тренинга открытия нового знания.

Этапы

Цель

Методы и приемы

Мотивированность

Создание благоприятной психологической атмосферы, целеполагание и формулировка задач.

Ритуал приветствия, энерджайзер, упражнение «найди пару», упражнение «окошечко», ассоциативный круг, анкетирование, театрализация, упражнение «карусель», упражнение «Паутина».

Актуализация знаний

Проверка уже сформированных знаний, помогающих открыть новую информацию на уроке.

Недописанный тезис, Корзина идей, антиципация, упражнение «мы исследователи» работа над ошибками, тестирование

Открытие новых знаний

Овладение способами и методами открытия новых знаний, умения работать в группе, производить причинно- следственные связи, анализировать полученную учебную информацию, синтезировать и абстрагировать полученный учебный материал.

Психологическая игра, моделирование, работа в парах и группах, создание коллажа, схемокарт, кластера, работа с документальным источником, арт– задание.

Первичное закрепление

Проверка усвоения новых знаний, умений, навыков.

Круги Эйлера, упражнение на соотношение и классификацию, ранжирование, опорный конспект.

Рефлексия

Выявление оценок урока самим учеником и учителем, прогнозирование проблем в усвоении нового материала

Создание благоприятной психологической атмосферы для последующих уроков по данному разделу.

Цвет моего настроения, большой и малый круг, открытый микрофон, письмо в будущее. На этом этапе обязательна эмоциональная рефлексия.

Урок – тренинг состоит из определенных «изюминок» – приемов. Некоторыми такими «изюминками» урока–тренинга открытия нового знания мне бы хотелось поделиться с вами.

На первом этапе урока - тренинга обязательно необходимо постараться создать благоприятную психологическую атмосферу. Для этой цели служит «Ритуал приветствия». «Ритуал приветствия» это нестандартное начало урока. Например, в рамках изучения темы «Семейное хозяйство» я прошу учеников поприветствовать друг друга как это делают в их семье. Прием «Энерджайзер» или упражнения «Энергизаторы» позволяют снять эмоциональное напряжение и одновременно нацеливают учеников на познавательную деятельность. Примером может служить Энерджайзер «Петухи». Я применяю данный прием при изучении темы «Конфликты в межличностных отношениях». Учащимся предлагается поиграть в борцовских петухов. Задача каждого ученика, взять изогнутую в коленном суставе правую ногу в руку и попробовать вытолкать противника за пределы парты. Далее следует обсуждение возникшей проблемы. Учащиеся приходят к выводу, что между ними мог или уже возник конфликт. Учащиеся довольно быстро формируют тему урока и ставят цели изучения учебного материала. При применении приема «Окошечко» вам потребуется найти подходящую по смыслу к теме урока картину. Изображение картины скрыто от глаз учащихся листом бумаги, кроме определенного ее участка. Этот участок и есть «Окошечко». «Окошечко» открывает часть совершаемого действия, изображенного на картине. Задача учащихся предположить, что скрывается за листком. Учащиеся довольно быстро проводят параллели изобразительного искусства с темой урока и ставят цели и задачи. Описанные мною приемы способствуют формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий, а также позволяют учителю акцентировать внимание учащихся на уроке.

На этапе актуализация знаний очень интересен прием «Антиципации». «Антиципация» от (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания. Предугадывать содержание учащиеся могут из иллюстративного и печатного источника. Например, при изучении темы из курса обществознания «Человек в группе» я использую картину В.И. Сурикова «Степан Разин». Я предлагаю учащимся сначала ее описать, а потом продолжить действия героев картины. Учащиеся в ходе размышления указывают на признаки групп, формируют правила группы, придумывают санкции и выделяют лидера. А это уже новая тема урока.

Перейдем к этапу открытия новых знаний. На этом этапе можно применять следующие приемы: «Психологическая игра», «Моделирование», «Арт – задание» и др. «Психологическая игра» позволяет ученикам проиграть учебный материал и на основании полученного опыта прийти к выводам. В «Психологической игре» ученики делятся на команды, что позволяет способствовать формированию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Суть приема «Моделирование» заключается в создании ситуации выстраивания учеником модели поведения. В буквальном смысле слова ученики «проживают» созданную ими модель. При создании модели ученики используют межпредметные знания и собственный социальный опыт. Данный метод позволяет способствовать формированию предметных, личностных, познавательных универсальных учебных действий. Прием «Арт–задание» несет в себе творческую изобразительную деятельность с опорой на свой жизненный опыт. В этом приеме существует несколько вариаций в зависимости от цели урока.

Я предлагаю вам перейти к практическому опыту. При изучении темы «Человек в группе: лидер – а кто он такой?» я использую «Психологическую игру», которая называется «Пираты карибского моря». Описание игры можно найти в сети – интернет. Задача урока – это ответ на вопрос «Кто он, лидер? Может ли им быть каждый?» Задача учителя постараться создать условия, чтобы лидером побывал каждый ученик в группе. При этом лидер должен организовать работу своей группы при выполнении задания. Таким образом, каждый ученик погружается в проблему урока и в первую очередь отвечает на проблемный вопрос через призму собственных ощущений.

«Арт – задание» напрямую связано с психологией. Я использую данный метод при изучении темы «Как пережить обиду». Моя цель сформировать у учащихся представление о позитивном переживании обид в жизни человека. Другими словами, постараться корректировать агрессивное поведение подростка. Для «Арт-задания» в данной вариации необходимо информационное поле, релаксирующая музыка, набор маркеров или фломастеров, цветные магниты. Результат урока это, прежде всего, приобретение учащимися необходимых социальных навыков поведения в обществе. Другим вариантом «Арт-задания» является групповая работа учащихся по созданию опорного конспекта или коллажа. На уроке «Конфликты в межличностных отношениях» учащиеся заполняют информационное поле конфликта, выделяют его этапы и динамику.

На уроке обществознания по теме «Семейное хозяйство» мною применяется прием «Моделирование». Модели для проигрывания и выстраивания алгоритма решения поставленной учебной задачи выбираются учащимися вслепую. Ученикам просто предлагается выбрать фигуру, а каждая фигура это роль. В соответствии с ролью ученики моделируют свои действия для решения поставленной учебной задачи. В данном случае формируются не только познавательные, личностные и регулятивные УУД, но социальные навыки.

На заключительном этапе урока обязательно проводится эмоциональная рефлексия в виде обсуждения урока. Это может быть анкета, пожелания, рисунки, карта достижений и ее анализ.

Метод Тренинга апробирован мною на уроках обществознания по УМК А.Ф. Никитина и УМК Л.Н. Боголюбова. Учитель в своей педагогической практике может не выстраивать урок – тренинг в «чистом» виде, а просто использовать элементы тренинга на различных этапах урока.

Данный метод позволяет проводить уроки в нетрадиционной форме, создавать непринужденную психологическую обстановку в классе. В условиях реализация ФГОС метод Тренинга позволяет развивать универсальные общеучебные действия, а также способствует формированию необходимых подростку социальных навыков.

23.11.2017 19:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!