СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предлагаю Вашему вниманию оценить мой опыт работы по технологии интерактивного обучения. Хотелось бы увидеть ваши оценки и комментарии!
Я работаю учителем истории и обществознания пятый год. И, как и многие учителя, ищу ответы на вопросы: Что такое ФГОС? Универсальные учебные действия? Как их формировать? Как реализовать на своих уроках основную образовательную программу? В чем воспитательный потенциал урока? Как сформировать личностные качества учеников? Эти вопросы стали отправной точкой в моем самообразовании. Помогает найти ответы на них технология интерактивного обучения. Методы и приемы интерактивного обучения способствуют формированию личностных и метапредметных УУД у учеников. Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы.
Одним из активных методов интерактивного обучения в рамках системно – деятельного подхода является тренинг. Тренинг как метод в интерактивном обучении имеет несколько определений. Что означает слово «тренинг» и в чем заключается суть данного метода? Попробуем обратиться к словарям. В словаре педагогических терминов «Тренинг» – это специальная тренировка, обучение чему-либо. В психологическом словаре «Тренинг» – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методик, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Я попробовала связать два понятия. Другими словами «Тренинг» - это метод, при помощи которого через активные групповые формы работы на уроке формируются полезные привычки, навыки и умения.
Данный метод позволяет развивать гуманистический принцип современного образования в РФ, а также способствует развитию универсальных учебных действий.
Как правило, в системе обучения уроки - тренинги используют на уроках закрепления, обобщения и систематизации знаний. Я предлагаю использовать уроки-тренинги на этапе открытия новых знаний на уроках обществознания. Для того чтобы подробнее разобраться в алгоритме построения урока – тренинга, предлагаю рассмотреть традиционную структуру этого вида занятий.
Этапы |
Цель |
Методы и приемы |
Создание благоприятной психологической обстановки |
Помощь участникам тренинга расслабиться и сформулировать цели занятия. |
Ритуал знакомства, энерджайзер, ассоциативный круг и др. |
Мотивированность |
Постановка целей тренинга. |
Разминка, ролевая мини игра, моделирование, антиципация и др. |
Основное содержание занятия |
Овладение участниками тренинга знаниями, умениями, навыками. |
Работа в парах, четверках, групповая работа, игра, моделирование, психологические упражнения, создание коллажа и др. |
Рефлексия |
Внутренне погружение в проблему, обмен мнениями и чувствами о занятии. |
Письмо самому себе, живой микрофон, анкетирование, пожелание по кругу и др., |
Ритуал прощания |
Завершение работы с созданием благоприятной психологической атмосферы для последующих занятий и внутреннего целеполагания участков о необходимости или отсутствии необходимости посещения занятий. |
Большой и малый круг, Письмо в настоящее и будущее, оценивание работы группы ведущим тренинга, коллективное обсуждение. |
Теперь я предлагаю вашему вниманию адаптированную мною структуру урока – тренинга открытия нового знания.
Этапы |
Цель |
Методы и приемы |
Мотивированность |
Создание благоприятной психологической атмосферы, целеполагание и формулировка задач. |
Ритуал приветствия, энерджайзер, упражнение «найди пару», упражнение «окошечко», ассоциативный круг, анкетирование, театрализация, упражнение «карусель», упражнение «Паутина». |
Актуализация знаний |
Проверка уже сформированных знаний, помогающих открыть новую информацию на уроке. |
Недописанный тезис, Корзина идей, антиципация, упражнение «мы исследователи» работа над ошибками, тестирование |
Открытие новых знаний |
Овладение способами и методами открытия новых знаний, умения работать в группе, производить причинно- следственные связи, анализировать полученную учебную информацию, синтезировать и абстрагировать полученный учебный материал. |
Психологическая игра, моделирование, работа в парах и группах, создание коллажа, схемокарт, кластера, работа с документальным источником, арт– задание. |
Первичное закрепление |
Проверка усвоения новых знаний, умений, навыков. |
Круги Эйлера, упражнение на соотношение и классификацию, ранжирование, опорный конспект. |
Рефлексия |
Выявление оценок урока самим учеником и учителем, прогнозирование проблем в усвоении нового материала Создание благоприятной психологической атмосферы для последующих уроков по данному разделу. |
Цвет моего настроения, большой и малый круг, открытый микрофон, письмо в будущее. На этом этапе обязательна эмоциональная рефлексия. |
Урок – тренинг состоит из определенных «изюминок» – приемов. Некоторыми такими «изюминками» урока–тренинга открытия нового знания мне бы хотелось поделиться с вами.
На первом этапе урока - тренинга обязательно необходимо постараться создать благоприятную психологическую атмосферу. Для этой цели служит «Ритуал приветствия». «Ритуал приветствия» это нестандартное начало урока. Например, в рамках изучения темы «Семейное хозяйство» я прошу учеников поприветствовать друг друга как это делают в их семье. Прием «Энерджайзер» или упражнения «Энергизаторы» позволяют снять эмоциональное напряжение и одновременно нацеливают учеников на познавательную деятельность. Примером может служить Энерджайзер «Петухи». Я применяю данный прием при изучении темы «Конфликты в межличностных отношениях». Учащимся предлагается поиграть в борцовских петухов. Задача каждого ученика, взять изогнутую в коленном суставе правую ногу в руку и попробовать вытолкать противника за пределы парты. Далее следует обсуждение возникшей проблемы. Учащиеся приходят к выводу, что между ними мог или уже возник конфликт. Учащиеся довольно быстро формируют тему урока и ставят цели изучения учебного материала. При применении приема «Окошечко» вам потребуется найти подходящую по смыслу к теме урока картину. Изображение картины скрыто от глаз учащихся листом бумаги, кроме определенного ее участка. Этот участок и есть «Окошечко». «Окошечко» открывает часть совершаемого действия, изображенного на картине. Задача учащихся предположить, что скрывается за листком. Учащиеся довольно быстро проводят параллели изобразительного искусства с темой урока и ставят цели и задачи. Описанные мною приемы способствуют формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий, а также позволяют учителю акцентировать внимание учащихся на уроке.
На этапе актуализация знаний очень интересен прием «Антиципации». «Антиципация» от (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания. Предугадывать содержание учащиеся могут из иллюстративного и печатного источника. Например, при изучении темы из курса обществознания «Человек в группе» я использую картину В.И. Сурикова «Степан Разин». Я предлагаю учащимся сначала ее описать, а потом продолжить действия героев картины. Учащиеся в ходе размышления указывают на признаки групп, формируют правила группы, придумывают санкции и выделяют лидера. А это уже новая тема урока.
Перейдем к этапу открытия новых знаний. На этом этапе можно применять следующие приемы: «Психологическая игра», «Моделирование», «Арт – задание» и др. «Психологическая игра» позволяет ученикам проиграть учебный материал и на основании полученного опыта прийти к выводам. В «Психологической игре» ученики делятся на команды, что позволяет способствовать формированию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Суть приема «Моделирование» заключается в создании ситуации выстраивания учеником модели поведения. В буквальном смысле слова ученики «проживают» созданную ими модель. При создании модели ученики используют межпредметные знания и собственный социальный опыт. Данный метод позволяет способствовать формированию предметных, личностных, познавательных универсальных учебных действий. Прием «Арт–задание» несет в себе творческую изобразительную деятельность с опорой на свой жизненный опыт. В этом приеме существует несколько вариаций в зависимости от цели урока.
Я предлагаю вам перейти к практическому опыту. При изучении темы «Человек в группе: лидер – а кто он такой?» я использую «Психологическую игру», которая называется «Пираты карибского моря». Описание игры можно найти в сети – интернет. Задача урока – это ответ на вопрос «Кто он, лидер? Может ли им быть каждый?» Задача учителя постараться создать условия, чтобы лидером побывал каждый ученик в группе. При этом лидер должен организовать работу своей группы при выполнении задания. Таким образом, каждый ученик погружается в проблему урока и в первую очередь отвечает на проблемный вопрос через призму собственных ощущений.
«Арт – задание» напрямую связано с психологией. Я использую данный метод при изучении темы «Как пережить обиду». Моя цель сформировать у учащихся представление о позитивном переживании обид в жизни человека. Другими словами, постараться корректировать агрессивное поведение подростка. Для «Арт-задания» в данной вариации необходимо информационное поле, релаксирующая музыка, набор маркеров или фломастеров, цветные магниты. Результат урока это, прежде всего, приобретение учащимися необходимых социальных навыков поведения в обществе. Другим вариантом «Арт-задания» является групповая работа учащихся по созданию опорного конспекта или коллажа. На уроке «Конфликты в межличностных отношениях» учащиеся заполняют информационное поле конфликта, выделяют его этапы и динамику.
На уроке обществознания по теме «Семейное хозяйство» мною применяется прием «Моделирование». Модели для проигрывания и выстраивания алгоритма решения поставленной учебной задачи выбираются учащимися вслепую. Ученикам просто предлагается выбрать фигуру, а каждая фигура это роль. В соответствии с ролью ученики моделируют свои действия для решения поставленной учебной задачи. В данном случае формируются не только познавательные, личностные и регулятивные УУД, но социальные навыки.
На заключительном этапе урока обязательно проводится эмоциональная рефлексия в виде обсуждения урока. Это может быть анкета, пожелания, рисунки, карта достижений и ее анализ.
Метод Тренинга апробирован мною на уроках обществознания по УМК А.Ф. Никитина и УМК Л.Н. Боголюбова. Учитель в своей педагогической практике может не выстраивать урок – тренинг в «чистом» виде, а просто использовать элементы тренинга на различных этапах урока.
Данный метод позволяет проводить уроки в нетрадиционной форме, создавать непринужденную психологическую обстановку в классе. В условиях реализация ФГОС метод Тренинга позволяет развивать универсальные общеучебные действия, а также способствует формированию необходимых подростку социальных навыков.
© 2017, Попова Анна Николаевна 650