СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны и евреи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны.

В 1815 г. в Царстве Польском проживало около 200 тыс. евреев, в 1831 г., по ревизским отчетам, — около 430 тыс. Основными занятиями еврейского населения были шинкарство, арендаторство, торговля и ремесло. Евреи сыграли значительную роль в развитии промышленности и торговли Польши. Еврейская жизнь характеризовалось распадом кагала, который из религиозно-общественной организации превратился в учреждение, занимавшееся сбором налогов, что лишило его всякого авторитета. Борьба между богатой верхушкой и остальными слоями еврейского населения достигла необыкновенной остроты. В общинах вспыхивали беспорядки, направленные против кагальных властей. В 1822 г. правительство Царства Польского упразднило кагалы. Вместо них были образованы божничьи дозоры, сфера деятельности которых ограничивалась религией и социальной помощью. Распаду общинной жизни способствовали вражда между хасидами и митнагдим, а также деятельность радикально настроенных маскилим, стремившихся к ассимиляции в польской культуре и активно обличавших «отсталость» польского еврейства. В 1819 г. Я. Тугенгольд открыл в Варшаве еврейскую школу, в которой многие предметы преподавались на польском языке. В 1823 г. А. Эйзенбаум (1791–1852) начал издавать газету «Достшегач надвисляньски — Дер беобахтер ан дер Вейхзел» на идиш (см. Идиш язык) и на польском (первая газета в России на идиш). Вокруг Я. Тугенгольда и А. Эйзенбаума сгруппировались их сторонники. Большинство польских евреев относилось к ним враждебно. Многие были возмущены открытием в 1826 г. в Варшаве раввинской школы, воспитанники и преподаватели которой имели репутацию безбожников (значительная часть выпускников этой школы впоследствии крестилась). Деятельность маскилим несколько примирила митнагдим и хасидов и способствовала их сближению.

В 1815–31 гг. русские императоры были конституционными правителями Польши. Во главе польского правительства стоял поляк, генерал И. Зайончек. Польские власти были заинтересованы в сохранении всех ранее принятых антиеврейских ограничительных законов. В конституции Царства Польского говорилось: «Еврейский народ сохраняет за собой гражданские права, которыми он пользуется по существующим законам и правилам. Особое распоряжение определит те условия, при которых евреи сумеют более широко пользоваться благами общественной жизни». Тогда же была создана комиссия по крестьянским и еврейским вопросам, в работе которой участвовали известные польские деятели. Одновременное рассмотрение двух этих вопросов в одной комиссии ее создатели объясняли тем, что в бедственном положении крестьян якобы виноваты евреи, «в руках которых находятся винные промыслы». Такой подход комиссии к еврейскому вопросу предопределил результаты ее деятельности. Хотя комиссия не возражала против предоставления евреям равноправия в будущем, она заявила, что имеются препятствия для немедленного осуществления подобной меры — «. отсутствие общего образования и занятие евреями винным промыслом». В итоге не было сделано ничего.

Попытку решить еврейский вопрос предпринял представитель Александра I при польском правительстве Н. Новосильцев. В 1816 г. он составил проект, в котором требовал немедленной отмены законов, запрещавших евреям заниматься производством и продажей спиртных напитков, приобретать земельную собственность. Говорилось о создании автономной еврейской организации, во главе которой должны были стоять духовные и светские представители еврейского населения. Еврейским обществам предлагалось привлекать евреев к общей культуре. Предполагалось, что те евреи, которые будут действовать в духе новых правил, получат гражданские права, а некоторые из них (по рекомендациям министерства просвещения) — и политические права. Проект Н. Новосильцева вызвал резкий отпор в широких кругах польского общества. В своем представлении императору по поводу проекта Государственный совет решительно высказался против его осуществления из-за того, что евреи якобы совершенно разорили крестьян и городское население. В результате проект был отклонен. Выступление русского государственного деятеля в защиту евреев ухудшило отношение к ним поляков, обвинявших евреев в том, что из-за них пала Речь Посполитая. Раздавались голоса, требовавшие выселить всех евреев из Польши в течение одного года. Ограничения для евреев в различных сферах деятельности не только не смягчались, но и ужесточались. В 1823 г. евреям было запрещено проживать в пограничных районах с Австрией и Пруссией (на расстоянии трех миль от границы), затем такие же ограничения были введены на границе Царства Польского с Россией. Еврейское население должно было платить так называемый кашерный сбор, а евреи, приезжавшие в Царство Польское из-за границы, каковой считалась и Россия, облагались особым налогом (гелейтцолль; см. Налоги). В Варшаве был введен специальный налог на приезжих евреев (один флорин), носивший унизительный характер, так как такую же сумму брали за ввоз в Польшу животных.

Редкие попытки улучшить положение евреев не давали никаких практических результатов. На сейме 1825 г. несколько депутатов выступили с требованием о проведении необходимых преобразований в еврейской жизни. Указом Александра I при министерстве просвещения был учрежден особый комитет, который в основном занимался вопросом о привлечении евреев к земледелию. Был издан соответствующий указ. Но распоряжения польских властей, например, о запрещении евреям-земледельцам принимать на работу христиан, а также предоставление им в основном пустырей и лесных участков, парализовали действия этого комитета.

Отношение польских евреев к восстанию 1830–31 гг. было противоречивым. Повстанцев поддерживало большинство еврейского населения Варшавы. В самом начале восстания 11 учащихся раввинской школы вступили в Академическую гвардию. С. Герниш обратился к диктатору Ю. Хлоповицкому с просьбой о разрешении создать полк из еврейских добровольцев. Сначала евреям отказали в службе в польской армии и заявили, что вместо этого они будут платить специальный налог. Но после нескольких петиций варшавских ассимилированных евреев с просьбой «не только имуществом, но и лично служить общественному делу», Ю. Хлоповицкий разрешил евреям службу в польской армии. Ю. Беркович (см. о нем в статье Б. Йоселевич) обратился к евреям с призывом образовать кавалерийский полк, а сам вместе с сыном вступил в польскую армию. Еврейский полк не был сформирован и из-за протестов самих евреев, считавших, что его создание противоречило бы задачам гражданского единения. Но почти во всех частях польской армии служили евреи-добровольцы. В Варшаве они вступали в ряды Национальной гвардии, многие из них — в особый отряд численностью 850 человек, состоявший в основном из религиозных евреев. В польских войсках было несколько генералов еврейского происхождения, например, Я. Чинский (1802–67). Однако широкие массы польских евреев относились к восстанию безразлично, справедливо полагая, что победа повстанцев не улучшит их положения. В некоторых местах евреи готовы были заплатить большие денежные суммы за освобождение от воинской повинности. Если в Варшаве поляки, в общем, хорошо относились к евреям и в Национальной гвардии их часто выбирали офицерами, то по стране в целом отношение к евреям было враждебным. В мае 1831 г. сейм принял закон, освобождавший евреев от военной службы по уплате ими налога, который в четыре раза превышал рекрутский налог прежних лет.

После поражения восстания широкие круги польской эмиграции выступили за равноправие евреев. В 1832 г. организация демократически настроенных эмигрантов Народный комитет (во главе с И. Лелевелем) опубликовала воззвание к евреям: «Когда настанет день победы, счеты будут сведены и евреи завоюют все права. Если они будут настаивать на возвращении в Палестину, то польский народ поможет им осуществить это желание». В 1844 г. в защиту евреев выступил известный польский политический деятель, граф А. Чарторыйский. Мистик А. Товянський и его последователи считали, что Божественная миссия освобождения человечества будет возложена на три наиболее достойных народа — евреев, поляков и французов. Эти взгляды разделял А. Мицкевич, выдвинувший идею организации еврейского легиона для борьбы с Россией во время Крымской войны. Антисемитское направление, представленное в эмиграции журналами «Нова Польска», «Дзенник народовы», не имело большого влияния. Активно выступали в защиту равноправия евреи, участники восстания 1830–31 гг., оказавшиеся в эмиграции: С. Герниш, Л. Голлендорский, Л. Люблинер (1809–68). Они активно пропагандировали идею сближения евреев с поляками, которая переросла у них со временем в идею еврейской ассимиляции, быстро распространявшуюся в Польше. Появилось много «поляков Моисеева закона», главным образом представителей интеллигенции: писателей, публицистов, художников. Некоторые из них крестились. Если первое поколение ассимиляторов говорило на немецком языке, то последующие в 1840–50-х гг. переходили на польский. В 1852 г. во вновь открытой синагоге в Варшаве И. Крамштык (1814/16?-1889) впервые произнес проповедь на польском языке.

В 1830–60-х гг. продолжался быстрый рост численности еврейского населения Царства Польского. В 1816 г. евреи составляли 8,7% от всего населения, в 1865 г. — 13,5%. Наблюдалась ускоренная урбанизация еврейского населения. В 1827 г. в городах проживало 80,4% евреев, а в 1865 г. — 91,5%. В начавшемся в 1840-х гг. экономическом подъеме Царства Польского евреи сыграли значительную роль. Появилась группа богатых еврейских финансистов, фабрикантов, железнодорожных магнатов. Но большинство евреев занималось в городах мелкой торговлей и ремеслами.

Участие евреев в польском восстании 1863–64 гг. было более активным, чем в предыдущем, но в основном еврейские повстанцы были ассимилированными интеллигентами. Руководство восстанием стремилось привлечь евреев на свою сторону и провозглашало одной из главных целей движения равноправие всех жителей Польши. В действовавших в Польше накануне восстания подпольных кружках и обществах было много евреев. Еврейская интеллигенция Варшавы группировалась вокруг журнала «Ютшенка» с польской патриотической направленностью. Евреи участвовали во всех демонстрациях и выступлениях 1860–62 гг. Когда после арестов, проведенных русскими властями в костеле святого Яна, католическое духовенство в знак протеста закрыло все костелы, из солидарности были закрыты все синагоги. За участие в польском национальном движении главный раввин Варшавы Д. Майзельс (1798–1870) и синагогальный проповедник доктор М. Ястров (1829–1903) были арестованы и изгнаны из Царства Польского. С началом вооруженной борьбы (январь 1863 г.) многие евреи ушли в леса и присоединились к повстанцам. Только в Плоцкой губернии за участие в восстании были приговорены к различным срокам заключения 197 евреев. В отрядах повстанцев было много евреев-офицеров, некоторые из них окончили польскую офицерскую школу в Генуе и воевали в войсках Д. Гарибальди (например, С. Познер, умер в 1863 г.). Многие проявили героизм во время боев (например, Ф. Кагане, поручик повстанческих войск, в одной из битв лишился правой руки, но после недолгого лечения вернулся в отряд и продолжал сражаться). Еврейские купцы и банкиры жертвовали крупные суммы в фонд Национального правительства. Евреи Литвы и Белоруссии были настроены нейтральнее и не принимали в восстании активного участия.

В числе мероприятий, проводившихся русским правительством для умиротворения Польши, было и облегчение положения евреев. В 1860 г. польские евреи — купцы первой гильдии получили право повсеместного жительства в России. В 1861 г. был принят закон о выборах в городские советы, согласно которому евреи могли избираться наравне с прочими гражданами. В 1862 г. во вновь учрежденный Государственный совет Царства Польского был избран М. Розен (1804–65). В 1862 г. Александр II утвердил проект начальника гражданской администрации Царства Польского, маркиза А. Велепольского. Евреи получили право владения земельной собственностью, повсеместного жительства в Польше без ограничений, право выступать свидетелями в суде наравне с христианами. В этом же году был отменен запрет евреям заниматься фармацевтикой и снят специальный кашерный сбор с евреев. В 1866 г. евреи Царства Польского были уравнены с евреями империи в отношении государственной службы.

Категория: Всем учителям
28.02.2017 23:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!