СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотим мы этого или не хотим, но объективная реальность сегодня такова, что большинство учащихся своё свободное от школы время проводит в сети Интернет. И та виртуальная «жизнь», которую они там видят, для них становится вполне осязаемой «реальностью». И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у детей почти исключительно с социальными сетями, то сейчас дети всё чаще стали интересоваться возможностями получения образования в сети. Вовлечь в процесс обучения ребёнка сейчас без привлечения сети Интернет становится всё сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение – это обучение на основе реального жизненного опыта ребёнка. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды становится очень актуальным, так как оно имеет огромные возможности для повышения качества обучения в современной школе. Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в динамичном мире, учить детей шагать в ногу со временем, отслеживать и осваивать новые технологии получения знаний в том числе дистанционно. Одной из таких технологий является использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе. Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что в их разнообразии очень трудно разобраться. Вот лишь некоторые из них: LESTA – образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей с мультимедийными ресурсами, электронными учебниками и тренажерами с автоматической проверкой; «ЯКласс» - платформа для создания тренировочных работ и домашних заданий; Googl Forms – инструмент для создания тестов, опросов, викторин; Учи.ру – образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей с мультимедийными ресурсами, электронными учебниками и тренажерами с автоматической проверкой; ФГИС «Моя школа» (единая витрина данных для учителя, ученика и родителя в части доступа к: 1) проверенному цифровому образовательному и воспитательному контенту; 2) расписанию, домашним заданиям, оценкам, журналу и т.п.; 3) документам и файлам с возможностью редактирования и совместной работы в режиме онлайн в отечественном офисном программном обеспечении; 4) видеоконференцсвязи на базе платформы «Сферум»), Российская электронная школа (РЭШ)- образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей с мультимедийными ресурсами, электронными учебниками и тренажерами с автоматической проверкой.

У каждой образовательной платформы есть свои плюсы и минусы, и работа с какой-то одной не даст какого-либо ощутимого прорыва в обучении, но, безусловно, помогает индивидуализировать образовательный процесс, развивать творчество детей, развивает учебную самостоятельность и ответственность учащихся, предоставляет разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. А в перспективе предлагаемый сегодня интернетом образовательный контент даст учащимся возможность завтра быть востребованными на рынке труда, что в сегодняшних реалиях очень актуально.

Конечно же, речь идёт по большому счёту о городах и крупных населённых пунктах, где есть стабильный доступный высокоскоростной Интернет в школах, у учителей и учащихся. В сельской местности, к сожалению, этого пока нет. А дистанционное обучение как-то организовывать нужно. И здесь уж в ход идут все доступные социальные сети и сервисы телефонных операторов. Но реально организовать некое подобие учебного процесса практически невозможно. Причин великое множество: отсутствие подключений к сети Интернет; низкая скорость соединений; невозможность организации видеоконференции (или телефонной конференции), отсутствие средств связи, многодетные семьи и т.д. и т.п. При этом далеко не каждый учитель владеет даже элементарными навыками работы в режиме конференции. Каждый учитель выходит из создавшегося положения по-разному. Наша система дистанционного обучения была организована разными способами, в основе которых лежало самостоятельное обучение с помощью учебника, сети Интернет и других источников для получения знаний. Моя роль, как учителя – объяснить индивидуально материал, который вызвал затруднения. Задания передавались детям двумя основными способами: через АИС «Сетевой город» и комплекта заданий на вахте школы, который содержал материал для работы на неделю. Определялся день для сдачи выполненных работ, а дети приносили их. Задание на неделю – это разработка урока, которая (чаще всего) построена по единой схеме, включающей в себя тему урока, план конспект урока с указанием источника получения ответа на вопрос конспекта, задание из учебника для выполнения в рабочей тетради, обратная связь в виде тестов, задач, вопросов и т.д.

Конечно, не все оценки, полученные за задания, автоматически выставляются в классный журнал. Требуется индивидуальный дифференцированный подход к каждому ученику. Приходится работать индивидуально с использованием всех доступных каждому отдельному ученику средств связи. Конечно, данная система далеко не идеальна, но она хороша уже тем, что:

  1. Связь учитель – ученик не прервалась с введением дистанционного обучения.
  2. На основании полученных материалов можно системно организовать вводное повторение и ликвидацию пробелов в знаниях;
  3. Позволяет индивидуально работать с каждым учащимся и уровнево дифференцировать домашние задания;
  4. Позволяет использовать Интернет ресурсы при выполнении домашних заданий.

В заключение хотелось бы сказать о том, что организацию дистанционного обучения нельзя сваливать только лишь на одного учителя – если мы хотим качественного дистанционного обучения, то оно возможно только при совместной работе методического совета школы, учителя и администрации школы. Пока что учителя «выплывают» сами. И ещё. Учителей тоже надо учить. Учителя должны быть по крайней мере на уровне (а лучше выше) своих учеников, «рождённых в цифре». На сегодняшний день это одна из самых насущных проблем, требующая немедленного решения.

06.11.2023 13:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!