СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровые образовательные ресурсы – двигатель образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которое направлено на развитие самостоятельной познавательной активности ученика. Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, состояние сферы образования позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к образованию, определение процесса его достижения, выражаемого в новых целях и ценностях образования, в инновационных технологиях и методиках преподавания. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет повышения активизации мыслительной и познавательной деятельности в учебном процессе можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования. Большое внимание уделяется развитию универсальных коммуникативных учебных действий, способствующих совершенствованию навыков речевой деятельности обучающихся.

Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе, а обществу сегодня необходимы люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными. Поэтому и современному учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые позволили бы сформировать указанные качества у обучающихся. На мой взгляд, наибольший эффект при этом даёт использование информационно-коммуникационной и проектной технологий. Технология проектов позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов обучающихся, даёт возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". В основе технологии проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Эта технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся. Она органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Таким образом, использование технологии проектов позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Метод проектов является компонентом системы личностно- ориентированного обучения, основная цель которого – создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым обучающимся, желающим и способным учиться. Применение метода проектов на уроках позволяет развивать у обучающихся навыки самостоятельного мышления, умение находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Специфическими особенностями данной методики являются:

• индивидуализация и дифференциация обучения;

• творческий характер деятельности;

• соревновательный, конкурсный характер деятельности;

• четко выделенная этапность деятельности;

• коллективизм деятельности с учетом индивидуальных качеств участников проекта;

• ориентация результатов работы на практическое применение, в частности в учебную деятельность своего учебного заведения.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у обучающихся опыт творческой деятельности. Работа над проектом у обучающихся вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. Использование информационно-коммуникационной технологии в учебно-воспитательном процессе даёт прекрасный результат. ИКТ можно использовать на всех этапах учебного процесса: во время объяснения нового материала, закрепления, практических работ, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий позволяет моделировать различные процессы и явления. Большую пользу приносит и использование таких цифровых образовательных ресурсов, как: обучающие программы, ресурсы Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора обучающихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Во время урока можно использовать компьютер для активизации познавательной деятельности обучающихся. Современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих обучающихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы урока. Применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния обучающихся на уроке.

Но использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей обучающихся и творческого поиска учителя. Нельзя не согласиться, что успешный ученик – это здоровый ученик. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию школьника, снижает наступление утомления. Это достигается использованием игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков, домашних заданий творческого характера. Говоря об актуальном заказе общества к образованию, мы имеем в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя — развиваешь общество» — вот тезис, отражающий характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций, а задача учителя - грамотно организовать, направить, помочь, применяя инновационные, информационные и интерактивные технологии, основанные на современных приоритетах.

01.11.2019 20:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!