СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Убивал ли Иван Грозный своего сына Ивана?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто из нас не знает картину «Иван Грозный и его сын Иван», известную также под названием «Иван Грозный убивает своего сына», написанную талантливым русским художником XIX века Ильей Репиным в 1883 – 1885 годах. Считается, что картина Репина раскрывает один из самых трагических эпизодов правления Ивана Грозного, когда он в припадке гнева посохом убивает своего старшего сына Ивана. Репин гениально изобразил трагедию отца, убившего своего сына, и мучительный уход из жизни сына, простившего преступление отца. Однако, картина передает сцену, которую в истории не было вообще. Кто, почему, с какой целью распространил ложь про убийство Иваном Грозным своего сына, вдохновившего Репина написать исторически неверную картину. Об этом мой сегодняшний рассказ.

Личность Ивана Грозного всегда была интересна для историков. Его личные качества и деяния оценивались по-разному: от восторженности до полного отрицания. В плане негативной оценки личности и деятельности Ивана Грозного в особенности преуспел русский историк Николай Костомаров, который в своей «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» об Иване Грозном с нескрываемое ненавистью писал: «Напрасно старались бы мы объяснить его злодеяния какими-нибудь руководящими целями и желанием ограничить произвол высшего сословия; напрасно пытались бы мы создать из всего образ демократического государя…Иван был в высшей степени бессердечный…». Но вернемся к эпизоду с убийством.

Все историки в один голос повторяют, что Иван Грозный в припадке гнева, ударил своего сына тяжелым посохом в висок, после чего Иван, проболев пять дней умер в постели. Но, исследования, проведенные современными российскими учеными останков сына царя, не выявили никаких деформаций черепа. Зато, они обнаружили в костях огромное количество ртути, что дало повод предположить о насильственной смерти Ивана, который умер не от удара посохом, а был отравлен. Но, кто же сочинил небылицу о событии, которого никогда в истории не было. Автор известен; им является Антонио Поссевино.

Антонио Поссевино, по словам его биографов, обладал очаровательной внешностью; он не ведал усталости. Как писал известный советских историк-романист Валентин Пикуль: «Он был порождением своего времени – прекрасной и в то же время страшной! Европа еще не выбралась из потемок Средневековья, когда Италия осветилась блеском Возрождения, Германия преподнесла миру образцы Реформации, а со стороны Испании еще клубился дым костров инквизиции. Церковь Рима не знала пощады: были такие города Европы, где сжигали на поленницах дров по десять еретиков ежедневно; в Трире и его окрестностях остались живы только две женщины, остальные, не выдержав пыток, сознались, что они ведьмы (их, конечно, сожгли)».

Антонио Поссевино получил типичное иезуитское образование и воспитание. Впоследствии нунций Болоньетти писал о нем: «Платит клеветой за дружбу…проявляет жадность к деньгам и подаркам. Страшно любопытен и пронырлив, всюду стараясь пронюхать чужие дела, умело влезает в чужую душу.». Беспощадный орден иезуитов, созданный Игнацио Лойолой, стремился распространить свою власть по всей Европе. И вот взор ордена обратился на Восток, на малоизвестную тогдашней Европе Московию. Летом 1581 года, Поссевино появляется в России.

Появлению Поссевино в России предшествовали несколько событий. Русские войска в Ливонской войне начали терпеть одно поражение за другим. Войска польского короля Стефана Батория продвигались вглубь русских земель; пали города Полоцк, Великие Луки; осажден Псков. В этой непростой ситуации, Иван Грозный начал искать посредников, которые могли бы склонить польского короля к миру. И, такая сила нашлась в лице Папы Римского Григория XIII и «генерала» ордена иезуитов Клавдия Аквавива. В Риме решили, что настал удобный момент для склонения русского царя к католицизму, а вместе с ним присоединить к Римской церкви весь русский народ. Так, главная цель появления Поссевино в Московии ясна – он должен был под видом посла сделать все, чтобы русские отреклись от греческой веры, и перешли в католицизм. Это в кругах иезуитов называлось «открыть лавочку».

Иван Грозный пошел на отчаянный шаг. Он послал в Ватикан своего посла Истому Шевригина с тем, чтобы он довел до Папы согласие Московского государства вступить в антитурецкую лигу, но прежде Рим пусть покончит с войной, развязанную польским королем. Это был глубоко продуманный шаг русской дипломатии, результатом которой и стало появление в Москве папского легата – Антонио Поссевино. Само по себе дипломатическая миссия Поссевино потерпело неудачу; московский царь не захотел принять католическую веру. В историю вошли знаменитые слова Ивана Грозного, сказанного в беседе о религии Поссевино: «Твой папа – волк, а совсем не пастырь людской…».

Миссия Поссевино интересна постольку, поскольку, он после себя оставил записки «О Московии», выдержавшие множество изданий, в том числе и в нашей стране. Именно, в этих записях мы и находим описание того, как Иван Грозный убивает своего сына. О причинах такого злодеяния, Антонио Поссевино, со ссылкой на некого переводчика сообщает, что Иван был убит великим князем московским в крепости Александровская слобода в результате ссоры, которая произошла по следующей причине (дословно):

«Все знатные и богатые женщины по здешнему обычаю должны быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года. Если же надевают одно, о них идет дурная слава. Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно ее посетил великий князь московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Ранив сына, отец тотчас предался глубокой скорби и немедленно вызвал из Москвы лекарей и Андрея Щелкалова с Никитой Романовичем, чтобы всё иметь под рукой. На пятый день сын умер и был перенесен в Москву при всеобщей скорби.». (Антонио Поссевино «Московия» кн.2. Библиотека Якова Кротова).

Нелепость причины убийства Иваном Грозным своего сына Ивана очевидна. Даже если списать весь гнев царя на такой поступок, и это не выдерживает никакой критики. Ведь по обычаю того времени, женщины (особенно будучи на сносях) должны были находиться у себя в светлице, куда доступ мужчинам был строго-настрого запрещен. Поэтому, не мог царь войти к ней, а уж тем более бить ее.

Понимая всю нелепицу с надуманной причиной преступления Ивана Грозного, позднее на Западе начали говорить, что московский царь убил своего сына по политическим мотивам; якобы, Иван не был согласен с политикой отца, выступил с критикой его жестокостей, а рассерженный царь избил его посохом, от чего Иван и умер.

Но зачем же Поссевино нужно было сочинить того, чего вообще не было? Ответ на этот вопрос кроется в политической обстановке того времени. Поссевино было поручено склонить Московию престолу римской церкви, сделать русской народ католиками, чтобы служили они не своей стране, но на благо Папы. Иван Грозный от этой сомнительно чести отказался, также как и от того, чтобы иезуиты правили его государством. «Московская лавочка» закрылась, так толком и не открывшись. Впервые за свою карьеру Поссевино потерпел неудачу, и всю свою злобу он вылил на голову царя и русского народа, погрязшего по его словам в схизме.

Таким образом, Поссевино был первым, кто начал сочинять небылицы о Московском государстве и об Иване Грозном, который был подхвачен «просвещенной Европой». К сожалению, не остались в стороне и наши историки, подхватившие все эти небылицы о царе. Главная же небылица – убийство царем своего сына вошла во все исторические анналы, которые и дали повод написать Репину знаменитую картину. Однако, сегодня уже ясно, этого событий не было. Не убивал Иван Грозный своего сына. И, здесь мы должны констатировать тот факт, что сочинения Поссевино о Московии во многом носят политический характер, а его измышления вполне вписываются в информационную войну, которую сегодня Запад ведет против России.

Категория: История
05.03.2017 11:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!