СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тебнева Ю.Ю., музыкальный руководитель
МБДОУ «Криулинский детский сад №3» -
филиал Саранинский детский сад,
ГО Красноуфимский округ
Музыкальное развитие детей раннего возраста
Аннотация: В данной статье представлены основные формы работы с детьми, используемые на музыкальных занятиях, а так же примеры используемого музыкального материала с детьми раннего возраста по музыкальном развитию.
Ключевые слова: Музыкальное развитие, слушание музыки, пение (подпевание), музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать его на себе,
тем лучше для них»
В.Г. Белинский
Музыка для ребенка - мир радостных впечатлений. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно - достаточно только сыграть грустную мелодию, и дети начинают понимать состояние грусти или радости с первых тактов.
Музыкальные способности ребенка развиваются успешно при восприятии им музыки как вокальной, так и инструментальной. В этом возрасте малыши в течении 3-4 минут могут слушать несколько песен (или пьес), между ними детям необходимо менять деятельность, например выполнять музыкально-ритмические действия, сопутствующие с музыкальным образом песни (зайчик, лошадка, кошка). При слушании музыки использую такие музыкальные пьесы как: «Лошадка» Е. Тиличеева, «Наша погремушка» И.Арсеева, «Зайка», «Кошка» Ан.Александров, «Полянка, Г.Фрид, «Колыбельная» В.Агафонников, «Танец» А.Гречанинов и др.
Ярко развивается музыкальная активность малышей, в процессе исполнения песен. Многие воспитанники еще «не говорят» в раннем возрасте, но умеют звукоподражать в виде отдельных слогов («да-да-да»), слов («дом», «Катя»), звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав» и т.п.). Использую песенки, потешки такие как: «Кошка» Ан.Александрова, «Бобик» Т.Попатенко, «Петушок, «Лиса» рус. нар. песни, «Наша елочка» М. Красев, «Баю» М Раухвергер, «Где ты зайка?» Е.Тиличеева, «Птичка» М.Раухвергера и др.
В непосредственно-образовательной деятельности использую и образные упражнения, через которых у воспитанников развивается координация движений, музыкального слуха, чувства ритма, метра.
Использую такие произведения как: «Медведь», «Зайка» Е.Тиличеева, «Идет мишка» В.Ребикова, «Лошадка» Е.Тиличеева, «Птичка летает», Птичка клюёт зернышки» Г.Фрид, «Цыплята и курочка» А.Филлипенко.
В музыкально-ритмических движениях воспитанники также становятся все более активны, поскольку в этом возрасте развита подражательность. Появляются новые движения, перенятые у взрослых; определяются любимые, которыми они откликаются на знакомую плясовую. У одних детей это могут быть пружинки, у других - притопы ногой, у третьих - покачивание на ногах и т. п. Малыши становятся настолько активны, что показывают взрослому, как надо плясать под знакомую им музыку. Любят пляски под песни, в музыке которых ярко выражен контраст между частями музыки, а так же дети с удовольствием выполняют элементарные движения с атрибутами (листочком, погремушкой, платочком и т. п.). Использую такой музыкальный материал как: «Мы идем» Р.Рустамова, «Да,да,да» Е.Тиличеева, «Мишка» Е.Тиличеева, «Зайка»р.н.м., «Воробушки» И.Арсеева, «Марш и бег» Е.Тиличеева, «Пляска с платочками» А.Ануфриева.
В сюжетных играх под музыку также активизируется деятельность детей, особенно нравятся им игры, в которых роль игрового образа выполняет игрушка, управляемая взрослым. Нравятся малышам игры, в которых они убегают от игрушки, догоняют ее; любят искать кого-либо, будить; передают в играх несложные образы: летают как птички, прыгают как зайчики, двигаются как мишки и др.
Игра на детских музыкальных (шумовых) инструментах, таких как погремушка, музыкальный молоточек, бубенцы на палочке, и др. так же интересны ребятам раннего возраста. У детей формируются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.
А так же использую методику раннего развития С.Е. Железновых, песенки с движениями («Зайка серенький сидит», «Мы ногами топ-топ-топ», «Ручка вверх», «У меня, у тебя» и др.), весёлая логоритмика («Погремушки», «Топаем, шлёпаем», «Играем с бубном», «Тихо-громко» и т.др.), сказки-шумелки («Танец для мышки», «Воздушный шарик», «Кот», и др.), игровой массаж «Пальчики», «Ёж», «Листочки», «Ладошка», «Зайчик» и др. ), колыбельные песенки «Спи котик», «Ай, баю», «Приди котик», и др.).
Музыкальные занятия, в группе детей раннего возраста, интересны воспитанникам, так как они проходят в игровой форме, а игра – универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия. Воспитанники на музыкальных занятиях не только развивают музыкальный слух, мышление, память, чувство ритма, метра, но и эмоционально раскрепощаются, что в целом способствует не только их музыкальному, но интеллектуальному, духовному развитию в целом.
Библиографический список:
1. Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС, «Мозаика-Синтез», 2014 г., 360 с.
2. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание» в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2018 г.96 с.
3.Каплунова И., Новоскольцева И. «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста», Спб, «Невская Нота», 2015 г., 63 с.
4.Петрова В.А. «Музыка – малышам». М.: Мозаика – Синтез, 2001 г.
5. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» /— 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с.
Трифонова Светлана Григорьевна
воспитатель, Филиал МБДОУ
«Криулинский детский сад №3»
Саранинский детский сад
Красноуфимский округ
Формы взаимодействия педагога и родителей в развитии связной речи
детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В данной статье рассказывается о взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников, представлены формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова. Формы работы, дети старшего дошкольного возраста, связная речь,взаимодействие с родителями, речевое развитие.
Одной из важнейших задач работы с дошкольниками является формирование связной речи.
Современный дошкольник должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть выразительной.
Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные способности и познавательную активность. Поэтому поиск методических средств, приёмов, форм и содержания работы имеет важное значение для формирования связной речи дошкольников.
Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что оно «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Взаимодействие с родителями является важнейшим условием полноценного речевого развития воспитанников. А для эффективного взаимодействия нужна четкая и методически грамотная система совместной деятельности.
Основной целью взаимодействия педагогов и родителейпо вопросам речевого развития дошкольников является - объединение усилий взрослыхдля обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка.
В результате для педагога и специалистов ДОУ прослеживаются следующие задачи:- выделение приоритетных линий речевого развития;
Взаимодействуюс родителями для работы над развитием связной речи воспитанников, я использую следующие формы:
При планировании форм работы, учитываю потребности современных родителей готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это совместные праздник: «Мамочка любимая моя», «Снеговик почтовик», «Зажурчал ручей в овражке», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Осень золотая».
Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми: инсценировка сценария, сказки, рассказа, чтение стихов. В процессе разучивания стихов, ролей ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Я считаю, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.
Можно рекомендовать родителям проводить с детьми игротеки. Цель игротеки — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомят с различными речевыми играми: «Слова», «Рассказы по картинкам», «Скажи наоборот», «Какой, какая, какое». Причём родители принимают активное участие в игре с детьми.Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне», «Игры во время прогулок».
Игровые упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые игры «Буквы и цифры»: обсудить на какую букву или цифру похож тот или иной предмет. «Золушка»: во время приготовления обеда, предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки»: дать ребёнку зубочистки, ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.
Игры на развитие грамматического строя:
«Поварята». Приготовим сок из апельсина (апельсиновый), пирог из капусты (капустный), варенье из вишни (вишнёвое) и т. д.
«Упрямые слова».На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Ребёнку задают вопросы и следят, чтобы он не изменял слово.
Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).
. Игра «Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений», например рассказ «Как Волк культурно проводил время».Проблемная ситуация. Лена и Наташа посмотрели с диска на компьютере интересный мультфильм «Ну погоди» о том, как Волк отдыхал в парке. Позвонил Игорь, оказалось, что он этой серии «Ну погоди» не смотрел и попросил кратко рассказать сюжет мультфильма. Сначала Лена рассказала Игорю сюжет серии, а затем Наташа. Во время разговора с Наташей у телефона начала садиться батарейка и Игорь услышала вот что. Отгадайте: что Игорь услышал от Наташи и можно ли назвать это рассказом?
Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.
Также для педагогической грамотности родителей, активно использую такие формы работы:
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Опыт работы с родителями доказывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Анализ диагностики педагогического процесса показал, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста составил в 2019 году: высокий 9%, средний 84%, низкий 7%. В 2020 году: высокий 22%, средний 68%, низкий 0%.
Библиографический список
1. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования», 2013
2. Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, АН. Терехова - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с.
3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. - М., ООО «ТЦ Сфера», 2005.
4. Левшина Н.И., ГрадусоваЛ.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности//Детский сад: теория и практика. 2014
© 2021, Григорьева Наталья Николаевна 125