СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участники и участницы насилия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В актах насилия, издевательства и травли, происходящих в образовательных учреждениях, как правило, наряду с обидчиком (притеснителем, агрессором) и пострадавшим (притесняемым, жертвой) присутствуют еще и свидетели (наблюдатели).

Часто обидчик бывает не один, вокруг одного главного формируется группа приспешников; насильственные действия могут быть направлены не на одного ученика или учителя (работника образования), но на нескольких.

Обидчик не всегда стремится сохранить свои действия в тайне, наоборот, он часто действует агрессивно на показ публике. Если насилие становится регулярным, то у него обязательно бывают свидетели – от нескольких человек до всего класса. И инициаторами, и объектами насилия могут выступать как учащиеся, так и педагоги, руководитель и другие работники образовательного учреждения.

Среди обидчиков обычно выделяются лидер и один или несколько последователей, которые положительно относятся к насильственным действиям и принимают в них активное участие, но не являются их инициаторами и не играют ведущую роль.

К обидчикам примыкают явные сторонники, которые активно и открыто поддерживают насилие, например, смехом или привлечением внимания к ситуации, но сами в него не включаются, и пассивные сторонники, которым нравится издеваться, но они не показывают явных знаков поддержки.

Среди наблюдателей можно выделить безразличных наблюдателей, которые не вовлекаются в процесс насилия и не занимают определенную позицию. Сторонники обидчика и безразличные наблюдатели часто сами испытывают страх оказаться в роли жертвы, поэтому не пытаются защитить пострадавшего.

На стороне пострадавшего могут быть как потенциальные (вероятные) защитники, которые считают, что должны помочь ему, но не решаются на активные действия, так и реальные защитники, которые стараются помочь, могут вмешаться, чтобы прекратить насилие.

Таким образом, вокруг пострадавшего образуется целая группа других участников насилия и выстраивается система взаимоотношений, которая, как правило, не позволяет разорвать круг насилия без вмешательства взрослых (работников образовательного учреждения или родителей), если только среди потенциальных и реальных защитников (сверстников или более старших учеников) не оказываются лица, достаточно сильные, чтобы пресечь действия обидчика и его приспешников.

Личностные характеристики

Любой участник образовательных отношений при стечении определенных обстоятельств может быть вовлечен в насилие. Жертвой, обидчиком или свидетелем насилия потенциально может стать каждый учащийся. Тем не менее можно выделить наиболее типичные личностные особенности, характерные для обидчиков, пострадавших и свидетелей.

Как правило, дети и подростки, которые становятся обидчиками, – это:

  • уверенные в себе;
  • склонные к доминированию в группе и подчинению других;
  • морально и физически сильные;
  • эмоционально импульсивные и легко приходящие в состояние гнева и агрессии;
  • с низким уровнем эмпатии к своим жертвам;
  • часто «задирающие» не только своих сверстников и более младших, но и взрослых.

В противоположность обидчикам, пострадавшим от насилия свойственны:

  • неуверенность в себе;
  • низкая самооценка;
  • повышенная чувствительность к жизненным трудностям и стрессам;
  • повышенная личностная и ситуативная тревожность;
  • неспособность сопротивляться насилию;
  • неумение постоять за себя и эффективно общаться со сверстниками.

Часто это физически слабые или пугливые дети и подростки, которые не умеют демонстрировать уверенность и скрывать тревогу и страх. Кроме того, жертвой насилия рискуют стать учащиеся, к которым предвзято относятся учителя и другие работники образовательного учреждения.

Открытая неприязнь взрослых, их оскорбительные высказывания и действия дискриминационного характера в отношении некоторых учеников ставят последних в положение изгоев и делают их объектом издевательств и насилия.

Возрастные различия

Поведение детей и подростков разного возраста в отношении насилия (инициации и реакции, форм и видов) различается. Учащиеся младших классов (курсов) чаще подвергаются насилию, вымогательству и дискриминации со стороны более старших учащихся. Физическое насилие больше распространено среди детей младшего и среднего подросткового возраста. По мере взросления и мальчики и девочки чаще прибегают к психологическому насилию, широко используя для это возможности современных информационных технологий.

10.02.2022 07:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!