СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В актах насилия, издевательства и травли, происходящих в образовательных учреждениях, как правило, наряду с обидчиком (притеснителем, агрессором) и пострадавшим (притесняемым, жертвой) присутствуют еще и свидетели (наблюдатели).
Часто обидчик бывает не один, вокруг одного главного формируется группа приспешников; насильственные действия могут быть направлены не на одного ученика или учителя (работника образования), но на нескольких.
Обидчик не всегда стремится сохранить свои действия в тайне, наоборот, он часто действует агрессивно на показ публике. Если насилие становится регулярным, то у него обязательно бывают свидетели – от нескольких человек до всего класса. И инициаторами, и объектами насилия могут выступать как учащиеся, так и педагоги, руководитель и другие работники образовательного учреждения.
Среди обидчиков обычно выделяются лидер и один или несколько последователей, которые положительно относятся к насильственным действиям и принимают в них активное участие, но не являются их инициаторами и не играют ведущую роль.
К обидчикам примыкают явные сторонники, которые активно и открыто поддерживают насилие, например, смехом или привлечением внимания к ситуации, но сами в него не включаются, и пассивные сторонники, которым нравится издеваться, но они не показывают явных знаков поддержки.
Среди наблюдателей можно выделить безразличных наблюдателей, которые не вовлекаются в процесс насилия и не занимают определенную позицию. Сторонники обидчика и безразличные наблюдатели часто сами испытывают страх оказаться в роли жертвы, поэтому не пытаются защитить пострадавшего.
На стороне пострадавшего могут быть как потенциальные (вероятные) защитники, которые считают, что должны помочь ему, но не решаются на активные действия, так и реальные защитники, которые стараются помочь, могут вмешаться, чтобы прекратить насилие.
Таким образом, вокруг пострадавшего образуется целая группа других участников насилия и выстраивается система взаимоотношений, которая, как правило, не позволяет разорвать круг насилия без вмешательства взрослых (работников образовательного учреждения или родителей), если только среди потенциальных и реальных защитников (сверстников или более старших учеников) не оказываются лица, достаточно сильные, чтобы пресечь действия обидчика и его приспешников.
Личностные характеристики
Любой участник образовательных отношений при стечении определенных обстоятельств может быть вовлечен в насилие. Жертвой, обидчиком или свидетелем насилия потенциально может стать каждый учащийся. Тем не менее можно выделить наиболее типичные личностные особенности, характерные для обидчиков, пострадавших и свидетелей.
Как правило, дети и подростки, которые становятся обидчиками, – это:
В противоположность обидчикам, пострадавшим от насилия свойственны:
Часто это физически слабые или пугливые дети и подростки, которые не умеют демонстрировать уверенность и скрывать тревогу и страх. Кроме того, жертвой насилия рискуют стать учащиеся, к которым предвзято относятся учителя и другие работники образовательного учреждения.
Открытая неприязнь взрослых, их оскорбительные высказывания и действия дискриминационного характера в отношении некоторых учеников ставят последних в положение изгоев и делают их объектом издевательств и насилия.
Возрастные различия
Поведение детей и подростков разного возраста в отношении насилия (инициации и реакции, форм и видов) различается. Учащиеся младших классов (курсов) чаще подвергаются насилию, вымогательству и дискриминации со стороны более старших учащихся. Физическое насилие больше распространено среди детей младшего и среднего подросткового возраста. По мере взросления и мальчики и девочки чаще прибегают к психологическому насилию, широко используя для это возможности современных информационных технологий.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 74