СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время во многих образовательных учреждениях развивается перспективная образовательная технология – «Учебно-исследовательская деятельность учащихся». Её суть в том, что учащиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях естественных и гуманитарных наук.

Научный подход к процессу исследования требует соблюдения ряда принципов: принцип естественности, принцип осознанности, принцип проблемности, принцип научности, доступности, принцип самодеятельности, принцип наглядности, принцип культуросообразности, преемственности.

Эти проекты могут быть выполнены как:

  1. Информационно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
  2. Проблемно-реферативные работы, предполагают сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого даётся собственная трактовка поставленной проблемы.
  3. Экспериментальные работы - описывают научный эксперимент, имеющий известный результат.
  4. Натуралистические и описательные работы – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления (работы, выполненные в этом жанре, не имеют научного подхода).

5. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной методики, имеющей собственный экспериментальный материал.

Данная технология применима и на уроках истории и обществознания.

Это могут быть:

  • Урок – семинар (семинар с элементами дискуссии).
  • Урок – исследование.
  • Проблемный урок.
  • Лабораторные.
  • Сюжетно-ролевые и деловые игры.

Практические занятия.

Учебно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания требует совместных умственных усилий учеников и учителя. Учащимся необходимо дать возможность сравнивать мысли и дела предков со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и прогнозированию исторического процесса в настоящем.

В 8-м классе, для этой цели я использую разработанные мною познавательные задания по новой истории.

Например: «Прочитав отрывки из устава армии нового образца и записок современника, обсудите вопрос о целях установленных в этой армии порядков. Выскажите свое мнение о том, способствовали ли существовавшие в армии порядки достижению названных целей. Как вы оцениваете эти порядки: одобряете или осуждаете? Свою оценку обоснуйте».

При обобщении материала по курсу «Новая история, часть 2»(8 класс), выделяя общие закономерности и отличительные особенности в развитии западных стран и других государств мира, я опираюсь, на группы, каждая из которых старается подробнее изучить и раскрыть одну из заранее заданных проблем.

При изучении курса «История России в 19 веке»(8 класс), я продолжаю использовать эту форму работы. В классе формируются группы по проблемам: «Внешняя политика», «Внутренняя политика – основные направления, реформы», «Социально-экономическое положение в государстве», «Общественные движения». Учащиеся исследуют и анализируют материалы, как по зарубежной истории, так и по истории России, привлекая источники и дополнительную литературу.

В каждой группе есть ответственный специалист по проблеме, который распределяет задания между учащимися, подводит выводы, анализирует ответы товарищей. Групповые и индивидуальные задания носят в основном опережающий характер, указывается параграф учебника и рекомендуемая литература.

В 9 классе я использую учебно-исследовательскую технологию не только при изучении нового материала, но и при проверке домашнего задания.

К примеру, индивидуальное задание с текстом, вопросы к нему, или письменное задание ко всему классу: написать мини-эссе, в котором бы сопоставлялись политические режимы, партии и т.д. (задания рассчитаны на 15 минут).

Также опираясь на задачник С.Г.Смирнова по Истории России, методические рекомендации Е.Е Вяземского и О.Ю.Стреловой, я разработала проблемные задачи по курсу истории России XX века, по темам: «Реформы П.А.Столыпина», «Формирование многопартийности в современной России» и др.

В 10-11 классе - это могут быть семинарские занятия (семинар-исследование, семинар с элементами дискуссии).

Такая форма урока очень важна, особенно для тех, кто планирует дальнейшее обучение в ВУЗе. Ведь основными формами обучения в ВУЗе являются лекции и семинары. Необходимо, чтобы у старшеклассника формировались умения ориентироваться в предложенных вопросах и информации.

К примеру, семинар-исследование, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с привнесением в этот процесс компонентов научного исследования.

Категория: История
22.11.2015 11:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!