СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время во многих образовательных учреждениях развивается перспективная образовательная технология – «Учебно-исследовательская деятельность учащихся». Её суть в том, что учащиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях естественных и гуманитарных наук.
Научный подход к процессу исследования требует соблюдения ряда принципов: принцип естественности, принцип осознанности, принцип проблемности, принцип научности, доступности, принцип самодеятельности, принцип наглядности, принцип культуросообразности, преемственности.
Эти проекты могут быть выполнены как:
5. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной методики, имеющей собственный экспериментальный материал.
Данная технология применима и на уроках истории и обществознания.
Это могут быть:
Практические занятия.
Учебно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания требует совместных умственных усилий учеников и учителя. Учащимся необходимо дать возможность сравнивать мысли и дела предков со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и прогнозированию исторического процесса в настоящем.
В 8-м классе, для этой цели я использую разработанные мною познавательные задания по новой истории.
Например: «Прочитав отрывки из устава армии нового образца и записок современника, обсудите вопрос о целях установленных в этой армии порядков. Выскажите свое мнение о том, способствовали ли существовавшие в армии порядки достижению названных целей. Как вы оцениваете эти порядки: одобряете или осуждаете? Свою оценку обоснуйте».
При обобщении материала по курсу «Новая история, часть 2»(8 класс), выделяя общие закономерности и отличительные особенности в развитии западных стран и других государств мира, я опираюсь, на группы, каждая из которых старается подробнее изучить и раскрыть одну из заранее заданных проблем.
При изучении курса «История России в 19 веке»(8 класс), я продолжаю использовать эту форму работы. В классе формируются группы по проблемам: «Внешняя политика», «Внутренняя политика – основные направления, реформы», «Социально-экономическое положение в государстве», «Общественные движения». Учащиеся исследуют и анализируют материалы, как по зарубежной истории, так и по истории России, привлекая источники и дополнительную литературу.
В каждой группе есть ответственный специалист по проблеме, который распределяет задания между учащимися, подводит выводы, анализирует ответы товарищей. Групповые и индивидуальные задания носят в основном опережающий характер, указывается параграф учебника и рекомендуемая литература.
В 9 классе я использую учебно-исследовательскую технологию не только при изучении нового материала, но и при проверке домашнего задания.
К примеру, индивидуальное задание с текстом, вопросы к нему, или письменное задание ко всему классу: написать мини-эссе, в котором бы сопоставлялись политические режимы, партии и т.д. (задания рассчитаны на 15 минут).
Также опираясь на задачник С.Г.Смирнова по Истории России, методические рекомендации Е.Е Вяземского и О.Ю.Стреловой, я разработала проблемные задачи по курсу истории России XX века, по темам: «Реформы П.А.Столыпина», «Формирование многопартийности в современной России» и др.
В 10-11 классе - это могут быть семинарские занятия (семинар-исследование, семинар с элементами дискуссии).
Такая форма урока очень важна, особенно для тех, кто планирует дальнейшее обучение в ВУЗе. Ведь основными формами обучения в ВУЗе являются лекции и семинары. Необходимо, чтобы у старшеклассника формировались умения ориентироваться в предложенных вопросах и информации.
К примеру, семинар-исследование, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с привнесением в этот процесс компонентов научного исследования.
© 2015, Нургалиева Альбина Берковна 955