СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«УЧИТЬСЯ МУЗЫКЕ НАДО НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МУЗЫКАНТОМ, А ЧТОБЫ БЫТЬ ЛУЧШИМ В ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«УЧИТЬСЯ МУЗЫКЕ НАДО НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МУЗЫКАНТОМ, А ЧТОБЫ БЫТЬ ЛУЧШИМ В ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ».

Начало музыкально-эстетического воспитания начинается уже с первых дней жизни маленького человека. Музыкальные предпочтения родителей оставляют яркий и незабываемый след в жизни маленького человека. И дальнейшее развитие музыкальных способностей ребенка формируется именно на этом этапе знакомства с миром прекрасного. По моим наблюдениям, люди, которые не имеют музыкального слуха и не могут правильно интонировать песню, обрекают своего ребенка на «плавание» по тональности, т.е. не очень четкое интонирование.

Дальнейший этап становления музыкального воспитание – это школа. Вот тут складывается интересная следующая ситуация. В школах учились не непосредственному переживанию музыки, а знаниям о музыке, не духовному проживанию, а интеллектуальному осмыслению музыки и т. п. Процесс вытеснения духовного интеллектуальным в школьном уроке музыки остроумно показала О. А. Апраксина, сопоставив программы школьного урока музыки. Приведу выдержки из программ, подтверждающие мысль. В программе 1919 г. говорится: «Цель музыки в единой трудовой школе — затронуть и раскрыть в учащихся ту сторону их духовного существа, которой одна музыка может глубоко коснуться,— их непосредственного, чисто музыкального ощущения жизни». Здесь урок музыки трактуется только как искусство, необходимое для духовного совершенства. Проходит всего несколько лет, и музыка уже трактуется как прикладной предмет, в задачу которого входят «организация участия в революционном празднике. усвоение революционных песен» и т. п. (программа 1923 г.). Затем откровенно заявляется (1930), что «музыка вводится в школу не ради музыки, а для переустройства жизни в помощь социалистическому строительству». Музыка становится не нужна, как самостоятельный вид искусства. 1933 г.: «Музыкальное воспитание в политехнической школе включается в общую систему коммунистического воспитания. Музыкальная работа, как и все школьные предметы.» Музыка трактуется как школьная дисциплина. 1938 г. в качестве содержания обучения выплывают знания и навыки: «Занятия по музыке и пению должны постепенно и последовательно давать предусмотренные программой знания и навыки.» Здесь уже откровенно живое духовное отношение подменяется теоретическим. В качестве содержания обучения выступает не формирование образных обобщений, эстетических переживаний, а овладение знаниями, навыками, умениями. Не удивительно, что в результате обучения по такой программе был нанесен существенный урон духовному развитию учащихся, и поэтому в программе 1943 г. идет речь о том, чтобы «поднять общий культурный уровень и расширить музыкальный кругозор детей, воспитать их музыкальный вкус, научить понимать музыкальную речь, привить интерес к музыке». С одной стороны, признавалось, что «пение, как и всякое искусство, осуществляет воспитательные задачи через художественный образ», с другой — в качестве средств обучения предлагались способы, которые находились в противоречии с возможностями художественного развития. По-прежнему на уроках музыки необходимо было овладеть «элементарными исполнительскими навыками и изучать основы музыкальной грамоты» (1948 г.). Начиная с 1965 г. в программах подчеркивается важность активно-творческого отношения к музыке. С этих пор творческое отношение к музыке в качестве содержания обучения декларируется в педагогике, но на практике школа по-прежнему стоит в организации способов обучения на прежних принципах: «научить любить и понимать музыку, воспитать музыкальную культуру».

Но невозможно научить любить, не дав пережить состояние влюбленности хотя бы один раз. Знания здесь не помогут. Только понятие чувства и переживания. И первым в системе школьного обучения осознал это Д. Б. Кабалевский. Он попытался вернуть школьный урок в лоно искусства. Но… Отношение к музыке как предмету осталось и у школьной администрации, и у педагогов на прежнем уровне. Ведь не методика, перестраивает учителя, а учитель подстраивает методику под свое отношение к искусству, к ученику. Поэтому на уроках музыки дети зевают, скучают. Их заставляют любить музыку. Но как можно заставить? Создание методики – это половина дела. Для ее реализации нужны учителя с новым типом мышления — музыкальным мышлением. На сегодняшний день открытая методика, исповедующая музыку как искусство, вступает в противоречие с имеющейся системой отношений к уроку музыки. Разве можно говорить о музыкальном воспитании ребенка за один час в неделю? Ответ должен быть однозначен — пора изменить отношение к уроку музыки и к качеству подготовки учителя музыки.

Уроки музыки имеют перед собой задачу и цель воспитать не профессионального музыканта, а образованного, гармонично развитого человека.

Я считаю, что музыки надо учить всех поголовно. Как в 18-19 веках. Все умели сносно играть, танцевать, петь. Почему такое мнение, спросите Вы? А на это есть как минимум 10 причин. Приведу некоторые.

  1. Занятия музыкой развивают СТРУКТУРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, логику. Это очень важно для компьютерщика (строение открывающихся программ). В США был проведен эксперимент. В обыкновенной школе разделили классы на 2 учебных программы. Один класс занимался по обычной программе, а во втором классе построение уроков было, например, таким: 1ур. – математика, 2ур. – хор, 3ур. – английский язык, 4ур. – танец. Результат поразительный – дети музыкального класса лучше знают МАТЕМАТИКУ. Кстати, такой же эксперимент шел в Липецкой области.
  2. Музыка – это древнейшая доязыковая культура. Еще не было речи, а музыка уже была. Наш мозг имеет 2 полушария: левое – это речь, а правое – это музыка. При изучении языка развивается левое полушарие, но у музыкантов подключается еще и правое. Результат: дети – музыканты лучше усваивают ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  3. Музыка самое древнее и надежное средство общения. Это актуально в наше время. Каким же образом? Опять пример. В Англии на работу в банки берут в первую очередь людей, у которых есть второе образование – музыкальное. Почему? Эти люди более коммуникабельны, у них совсем другой подход к работе, более гибкий, мягкий, корректный. И в России сейчас очень многие работодатели желают видеть у себя на работе творческого человека.

Многоканальное мышление позволяет охватывать сразу несколько каналов информации, перерабатывать ее. Это незаменимое качество в работе ФИНАНСИСТОВ, БРОКЕРОВ.

  1. Профессор Гнесинской консерватории Вернацкая проводила эксперименты и выяснила, что мальчики-музыканты более спокойны, отзывчивы (приглушается природная агрессия), а девочки-музыканты напротив, более решительные, волевые.
  2. Многие музыканты имеют успешную карьеру в ЖУРНАЛИСТИКЕ. Опять же, здесь играет роль эстетическое воспитание, умение чувствовать стиль, грани дозволенного. Музыканту это несложно.

Неужели только владеющим музыкальным инструментом все это доступно, спросите Вы? Отнюдь. Люди, не имеющие слух, обожают музыку, знают ее, чувствуют ее. А есть люди, имеют абсолютный слух, но не переносят музыку.

Как итог я могу сказать, что музыку надо изучать, слушать, исполнять, наслаждаться ею ВСЕМ! Главное, к чему я стремлюсь – это вызвать в детях и подростках ясное понимание того, что музыка не простое развлечение и не добавление. Не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению. А важная часть самой жизни, жизни в целом, в том числе каждого человека.

Список литературы:

  1. Научно-методический журнал «Музыка в школе»
  2. http://www.amkmgk.ru/main/03history/01periods/1919-1940/
  3. Перепелица А. Д. Музыкальная культура и кризис эмоций
Категория: Музыка
28.11.2016 21:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!