СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные в составе слов, делать звуковой анализ слов, развития фонематического слуха; способствовать ознакомлению со схематическим обозначением звонких и глухих согласных звуков.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся различать буквы и их основные звуковые значения, вычленять мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки в составе слов, пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и применять способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и), выполнять звуковой анализ слов; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – устанавливают и проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию; личностные УУД: имеют представления о русском языке как средстве межнационального общения.
Образовательные ресурсы: карточки со схемами согласных звуков; учебник «Литературное чтение».
Сценарий урока
I. Чистописание.
1. Подготовка руки к письму.
ПТИЧКА
Пальчики − головка,
Крылышки − ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, большие пальцы − «головка», остальные сомкнутые пальцы − «крылья». Помахать ими.
2. Работа в тетрадях:
− прописывание строки буквы В;
− прописывание строки буквы Б;
− прописывание букв и соединений: Вы, Бы, Ва, Ба, Вб, Бв, Вл, Бл.
II. Актуализация опорных знаний.
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Работа по учебнику (с. 32).
Учитель читает интригу учебника (до с. 33, 1-й абзац).
III. Изучение нового материала.
1. Фонетическая разминка.
− Приложите пальцы к гортани и произнесите, например, [б], [в], [г] − вы почувствуете вибрацию голосовых связок.
− А теперь произнесите [п], [ф], [к] − связки не работают (колокол не звучит).
− Можно определить, звонкий это или глухой звук, произнося его с закрытыми ушами. При произнесении звонкого согласного в ушах чуть-чуть звенит. Попробуйте!
2. Работа по тетради (с. 20). Самостоятельная работа.
3. Знакомство со схемами обозначения согласных звуков.
Учитель демонстрирует на доске схемы: , .
Квадрат с точкой в середине похож на дверной звонок − так будем обозначать звонкие согласные; квадрат без точки − для обозначения глухих согласных.
4. Работа по тетради (с. 21, задания 2, 3, 4).
Задание 2 (выполнение с подробным объяснением).
Задание 3 (по усмотрению учителя).
Задание 4 (выполняется самостоятельно, двое учеников − у доски). Проверка, анализ ошибок.
Вывод: согласные звуки могут быть парными по звонкости – глухости, твердости – мягкости.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем,
Вправо, влево, раз и два,
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
5. Работа по учебнику (с. 33).
– Есть ли среди звуков, которые издают животные, то есть звуков [з], [ж], [с], [ш], [р], − парные?
– Как вы ответите на вопрос Анишит Йокоповны? (Согласные [з], [ж], [с], [ш] − парные по звонкости и глухости. У согласного звука [р] нет такой пары. Согласные звуки [з], [с], [р] могут иметь пару по твердости–мягкости; а согласные [ж], [ш] − такой пары не имеют.)
Учитель читает интригу учебника (с. 33, 34, продолжение).
– Поможешь Маше и Мише ответить на эти вопросы? Сравни для этого звуковую запись этих слов: [к’ис’], [кыс]. (Можно сказать, что в этих словах все звуки разные.)
− Сравните звуковую запись слов «рис» и «рысь»: [р’ис], [рыс’]. Что заметили? (Ответы учащихся.)
6. Работа по тетради (с. 21, задания 5, 6).
Задание 5 (выполняется самостоятельно, затем проверка).
Задание 6 (1-я часть задания выполняется самостоятельно; 2-я часть задания может быть изменена: сначала коллективная работа − учащиеся выписывают в столбик слова, которые начинаются со звонких согласных, потом самостоятельно дописывают каждому слову «соседа» по первым буквам парных звонких – глухих согласных).
IV. Итог урока.
1. Чтение статьи учебника (с. 34, до конца) и ответы на вопросы.
Личностные УУД: самоопределение – выполнение системы заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Регулятивные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные УУД: выстраивание коммуникативных отношений, учитывающих позицию собеседника.
2. Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1 У Лизы ко.а. Ли.а па.ла ко.у. Ко.а гры.ла кору бере.ы. Она.ыта. Ли.а погнала ко.у в.арай. |
КАРТОЧКА 2 .лово −.еребро, Молчание −.олото. Ска.ка − ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. |
КАРТОЧКА 3 .идел воробей на.осне, .аснул и.валился во.не, Если бы он не.валился во.не, До сих пор.идел бы на.осне. |
© 2019, Шершнёва Екатерина Игоревна 718