СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнение в различении звонких–глухих, мягких–твердых парных согласных звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные в составе слов, делать звуковой анализ слов, развития фонематического слуха; способствовать ознакомлению со схематическим обозначением звонких и глухих согласных звуков.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся различать буквы и их основные звуковые значения, вычленять мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки в составе слов, пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и применять способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и), выполнять звуковой анализ слов; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – устанавливают и проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию; личностные УУД: имеют представления о русском языке как средстве межнационального общения.

Образовательные ресурсы: карточки со схемами согласных звуков; учебник «Литературное чтение».

Сценарий урока

I. Чистописание.

1. Подготовка руки к письму.

ПТИЧКА

Пальчики − головка,

Крылышки − ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, большие пальцы − «головка», остальные сомкнутые пальцы − «крылья». Помахать ими.

2. Работа в тетрадях:

− прописывание строки буквы В;

− прописывание строки буквы Б;

− прописывание букв и соединений: Вы, Бы, Ва, Ба, Вб, Бв, Вл, Бл.

II. Актуализация опорных знаний.

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Работа по учебнику (с. 32).

Учитель читает интригу учебника (до с. 33, 1-й абзац).

III. Изучение нового материала.

1. Фонетическая разминка.

− Приложите пальцы к гортани и произнесите, например, [б], [в], [г] − вы почувствуете вибрацию голосовых связок.

− А теперь произнесите [п], [ф], [к] − связки не работают (колокол не звучит).

− Можно определить, звонкий это или глухой звук, произнося его с закрытыми ушами. При произнесении звонкого согласного в ушах чуть-чуть звенит. Попробуйте!

2. Работа по тетради (с. 20). Самостоятельная работа.

3. Знакомство со схемами обозначения согласных звуков.

Учитель демонстрирует на доске схемы: , .

Квадрат с точкой в середине похож на дверной звонок − так будем обозначать звонкие согласные; квадрат без точки − для обозначения глухих согласных.

4. Работа по тетради (с. 21, задания 2, 3, 4).

Задание 2 (выполнение с подробным объяснением).

Задание 3 (по усмотрению учителя).

Задание 4 (выполняется самостоятельно, двое учеников − у доски). Проверка, анализ ошибок.

Вывод: согласные звуки могут быть парными по звонкости – глухости, твердости – мягкости.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче

И совсем не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем,

Вправо, влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

5. Работа по учебнику (с. 33).

– Есть ли среди звуков, которые издают животные, то есть звуков [з], [ж], [с], [ш], [р], − парные?

– Как вы ответите на вопрос Анишит Йокоповны? (Согласные [з], [ж], [с], [ш] − парные по звонкости и глухости. У согласного звука [р] нет такой пары. Согласные звуки [з], [с], [р] могут иметь пару по твердости–мягкости; а согласные [ж], [ш] − такой пары не имеют.)

Учитель читает интригу учебника (с. 33, 34, продолжение).

– Поможешь Маше и Мише ответить на эти вопросы? Сравни для этого звуковую запись этих слов: [к’ис’], [кыс]. (Можно сказать, что в этих словах все звуки разные.)

− Сравните звуковую запись слов «рис» и «рысь»: [р’ис], [рыс’]. Что заметили? (Ответы учащихся.)

6. Работа по тетради (с. 21, задания 5, 6).

Задание 5 (выполняется самостоятельно, затем проверка).

Задание 6 (1-я часть задания выполняется самостоятельно; 2-я часть задания может быть изменена: сначала коллективная работа − учащиеся выписывают в столбик слова, которые начинаются со звонких согласных, потом самостоятельно дописывают каждому слову «соседа» по первым буквам парных звонких – глухих согласных).

IV. Итог урока.

1. Чтение статьи учебника (с. 34, до конца) и ответы на вопросы.

Личностные УУД: самоопределение – выполнение системы заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Регулятивные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Коммуникативные УУД: выстраивание коммуникативных отношений, учитывающих позицию собеседника.

2. Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

У Лизы ко.а.

Ли.а па.ла ко.у.

Ко.а гры.ла кору бере.ы.

Она.ыта.

Ли.а погнала ко.у в.арай.

КАРТОЧКА 2

.лово −.еребро,

Молчание −.олото.

Ска.ка − ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

КАРТОЧКА 3

.идел воробей на.осне,

.аснул и.валился во.не,

Если бы он не.валился во.не,

До сих пор.идел бы на.осне.

Категория: Русский язык
18.10.2019 11:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!