СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урал богат и разнообразен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто не слышал об уральских самоцветах, сказах Бажова, тагильских мастерах? Все это связано с территорией Свердловской области, которая охватывает большую часть Уральских гор на границе Европы и Азии.

Где бы не жил человек, он всегда стремится познать красоту и разнообразие родного края. Вот и мы с ребятами решили ближе прикоснуться к истории Урала, его культурному наследию и посетили выставку в краеведческом музее города Красноуфимска.

В музее нам было предложено три выставки. У входа в зал встречали первые железные тагильские подносы. Оказывается, промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России. Промысел возник более 250 лет назад в среде старообрядцев. Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году. В те времена не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки. Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились. XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых — Вавилы и Фёдора. Мастера преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и разработали хрустальный лак, технология изготовления которого так и осталась в секрете. В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи, специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н. Н. Демидовым.В школу брали мальчиков с 12 лет, обучение длилось 4 года, им руководил профессиональный художник В. И. Албычев. В этот период появилась мода на подносы-картины. Позже, когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И примерно с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой. Из рассказа Ольги Николаевны (работника музея) мы узнали, какие сюжеты изображались на подносах, какие хитрости использовал художник, нанося рисунок на металл. Решили, что на уроке изобразительного искусства обязательно попробуем этот прием хотя бы на бумаге. Чем дольше мы слушали и рассматривали изделия, тем больше нас увлекали композиции выполненные на подносах: то сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, то спелые кисти винограда и сочные ягоды.

Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла. Кроме того для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале, именно в Нижнем Тагиле.

Рассматривая подносы, ребята то и дело отвлекались на витрины. Их привлекли камни, которыми, увы, уже не так богата уральская земля. “Камень – замечательный материал природы, на котором строились и будут строиться техника и прикладное искусство, с одушевляющей его творческой мыслью является неотъемлемым элементом культурного развития человечества”.

Одним из самых излюбленных и характерных для Урала камней является малахит, который стали добывать в особенно больших количествах после открытия крупных медных рудников. И как тут не вспомнить знаменитые Бажовские сказы. Ребята с удовольствием стали их перечислять. Нам стало известно, что было время, когда ежегодно из рудников извлекалось несколько тысяч пудов прекрасного камня - то светло-зеленого, то темно-зеленого, атласного. В 1835 г. была найдена огромная глыба малахита в 250 г весом. Позднее, в 1913 г., при рытье колодца в огороде совершенно неожиданно открыли скопления прекрасного малахита весом свыше 100 г.

Вторым камнем, которым может гордиться Урал, является орлец - почти не просвечивающий камень, который мало известен на Западе, так как он нигде не встречается в таких больших количествах и не обладает таким высоким качеством, как в России. Орлец, научное название которого родонит, окрашен в малиново-розовый цвет. Главное достоинство его заключается в сочетании разных оттенков этого цвета с черными пятнами и жилками, которые прорезают его неправильными линиями.

Наконец, третью группу поделочных камней Урала составляют яшмы, с которыми не могут соперничать яшмы ни одной страны в мире. Эти плотные породы особенно распространены на Южном Урале, где они иногда образуют большие скалы, из которых куски яшмы выламывают так же, как простой строительный материал. Одни из яшм отличаются равномерным серо-зеленым цветом, серовато-синим, красным или желтым цветом; другие, так называемые ленточные или античные, состоят из перемежающихся полосок красного и зеленого или красного и желтого и других цветов. Мы просто были потрясены красотой камней! В каждом камне находили новые картины, которые созданы величайшим художником – природой.

Наконец, мы словно оказались на залитой солнцем поляне, которая окружена знакомым всем пейзажем. Эта живописная скала – главная природная достопримечательность и визитная карточка Красноуфимского района Аликаев камень (Марьин утес). Даже вспомнили известный советский фильм, благодаря которому это место знает вся страна…

Оказывается, летом работниками музея была организована поездка по самым красивым местам района на пленер (пленер – рисование на воздухе). В поездке приняли участие местные художники. Среди них педагоги Красноуфимского педагогического колледжа и их выпускники. Что тут началось…Дети не могли глаз оторвать от представленных картин: тщательно рассматривали их, удивлялись умению художников находить в природе бесчисленное многообразие оттенков цветов, сравнивали изображения, обсуждали, высказывали свое мнение о технике письма художников, делились своими впечатлениями, без конца фотографировали картины. Практически все пожелали принять участие в ежегодной территориальной выставке-конкурсе детского творчества «Мир в наследство», организованной музеем.

Экскурсия нам очень понравилась. Выражаем благодарность работникам музея за предоставленную возможность прикоснуться к прекрасному.

Урал – вот край, редкий, почти единственный в России по красоте природы и богатству ее и разнообразию, край, который дает неисчислимые наслаждения, чтобы доставить редкое удовольствие и показать – насколько богата, насколько очаровательна, насколько разнообразна его природа.

Категория: ИЗО
30.11.2016 19:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!