СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись». «Зримая музыка»
Задачи урока: обобщить представления учащихся об искусстве как образной модели окружающего мира, обогатить жизненный опыт восьмиклассников, его знания о мире.
Формирование УУД: личностные – развитие эмоционального и осознанного отношения к природе через знакомство с художественными образами, которые ее воплощают; познавательные – стремление к добыванию новых знаний, чувственных ощущений о красоте окружающей природы; коммуникативные – умение вступать в диалог с создателями художественных пейзажей, выражать свое отношение к их содержанию в осмысленных речевых высказываниях, регулятивные – саморегуляция усилий, волевых качеств при выполнений учебных задач, поиск путей достижения качества работы; информационные – поиск и сохранение информации, необходимой для усвоения темы урока.
Первый этап урока – введение в тему, определение понятия «пейзаж» (с. 22). Далее – групповая работа. Деление учащихся на две группы, которые анализируют текст и пейзажи – русские (с. 24) и французские (с. 25). Рекомендуется выделить два стиля в живописи – русский реалистический пейзаж и французский пейзаж в стиле «импрессионизм» (с. 25). В процессе анализа определить особенности линии, рисунка, цвета, колорита, ритма, композиции и др., опираясь на уже имеющиеся у школьников знания.
Учитель приводит высказывание композитора Д.Б. Кабалевского: «Искусство без природы задохнулось бы, как и мы с вами задыхаемся, когда надолго бываем оторваны от неё. Природа и искусство так же неотделимы друг от друга, как неотделимы они от человека. как пронизанные красотой природы и человечностью смыкаются, взаимопроникают друг в друга живопись и музыка».
Второй этап урока – поиск художественных ассоциаций (литературных, музыкальных) на основе актуализации опыта учащихся. Прослушивание стихотворения «Родное» Д. Мережковского, музыкальных произведений из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского (см.: фонохрестоматия 8 класса, треки №№ 30, 32 – 43 – по выбору учителя), а также произведений композиторов-импрессионистов (там же, трек № 94), просмотр фрагментов с пейзажными зарисовками в фильмах – художественном «Метель» по повести А.С. Пушкина (режиссер В. Басов) с музыкой Г. Свиридова; мультипликационном «Времена года» на музыку П. Чайковского (режиссер И. Иванов-Вано).
Третий этап – работа с разворотом «Зримая музыка» (с. 26 – 27) Чтение высказываний П. Чайковского, М. Алтатова, И. Левитана (выделение эпитетов, сравнений, эмоциональных состояний говорящих) под музыку П. Чайковского (весенние пьесы – «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи» – треки №№ 34 – 36) и А. Вивальди «Весна» – Концерт № 1 из цикла «Времена года» (треки №№ 18 – 20).
Обобщение по теме урока: каждый из художников, писателей, композиторов открыл нечто новое в искусстве, передавая эмоциональное богатство мира.
Домашняя работа:
© 2015, СЕЛЯМИЕВА ЛИЛЯ ДЖАФЕРОВНА 1074