СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Речевое общение . Условия и основные компоненты процесса общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Речевое общение. Условия и основные компоненты процесса общения

Цели урока:

  • закрепление ранее изученного материала
  • знакомство с условиями и компонентами, средствами общения
  • обобщить знания об уместном употреблении в устных и письменных высказываниях средств выразительности – тропов и фигур речи.

Оборудование: доска, учебное пособие для 11-ых классов по русскому языку, план-конспект учителя

Ход урока

I. Оргмомент

II. Повторение ранее изученного материала

III. Проверка домашнего задании.

IV. Объяснение нового материала

  1. Слово учителя.

Впервые чутко разграничил понятия язык и речь швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики 20 века. С тех пор необходимость различать язык и речь стала у филологов общепринятой.

  • Что такое язык?
  • Что такое речь?

Под запись:

Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений служащая важнейшим средством общения людей.

Речь – деятельность говорящего, использующего средства общения с другими членами данного языкового коллектива и обращения к самому себе.

Речевое общение – это форма взаимодействия двух или более людей посредством языка.

  1. Чтение и анализ текста ( упр. 30)

Обратимся к рассказу А.П. Чехова «Тоска». Помните, у старого извозчика Ионы Потановича умер сын. Слез у Ионы нет. Не до слез, когда надо хоть на овес лошади заработать. Однако его тоска стремится найти выход. Иона чувствует потребность с кем-нибудь поговорить. Он обращается к одному, второму, третьему извозчику, но все напрасно. Один – рассеян, другой отмахнулся от чужого горя. Так и не найдя никого, кому бы можно было рассказать о своем горе, поделиться своими мыслями, Иона идет ночью к лошади и ей рассказывает о смерти сына. Но человеку важно не только поделиться с кем-то своими мыслями и чувствами, ему важно также услышать мнение и поддержку человека о сказанном.

Речевое общение для человека – это среда его обитания, так как оно помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить плану, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высот цивилизации, подняться в космос, проникнуть в недра земли. Без речевого общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

  • Какова основная мысль текста?
  • Что такое речевое общение?
  • С какой целью оно происходит?
  1. Чтение теоретического материала, данного в учебнике на с. 20-21; составление тезисного плана.

Речевое общение – это форма взаимодействия двух и более людей посредством языка.

Для обеспечения взаимодействия между людьми в процессе общения, эффективного, конструктивного, а порой и компромиссного разрешения конфликтов нужно знать условия и компоненты процесса речевого общения.

Условиями эффективного общения являются:

  • потребность в коммуникации;
  • настроенность на тему общения;
  • знание фактического материала обсуждаемой темы;
  • знание норм речевого этикета и правил речевого общения;
  • умение слушать, вникать в замысел говорящего и прогнозировать ситуацию результативного общения.

Компоненты процесса речевого общения:

  • речевая ситуация – речевое общение происходит в определенных ситуациях, между определенными участниками и с обозначенной целью;
  • речевое действие – участник (адресант) общения, произнося речь, совершает определенное действие, направленное на второго участника общения (адресанта). Например, фразой «Благодарю вас» участник совершает действие – выражает благодарность; фразой «Обещаю больше так не поступать» - речевое действие «обещание»;
  • виды речи – монологические виды речи в устной и письменной формах, которые выделяются в соответствии с речевыми целями говорящего (пишущего): информировать (информационная речь); убедить (убеждающая речь); призвать (речь, призывающая к действию); воодушевить (воодушевляющая речь); развлечь (развлекательная речь) и др.;
  • средства организации речевого общения – языковые и речевые выразительные средства; нормы и качества речи; правила речевого этикета, речевого общения; коммуникативные умения (составлять план содержания общения; отбирать фактический материал к каждому пункту плана; определять способы перехода от одной части к другой и связи между всеми частями содержания; отбирать необходимые контактные приемы и т.д.)

V. Домашнее задание: упр.

Категория: Русский язык
23.10.2015 08:38


© 2015, kadyrova-2 5121

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!