СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – семинар «Тема патриотизма и гражданственности в романе Л.Толстого «Война и мир» (по страницам 3 тома 2 и 3 ч). «Патриотизм состоит не в пышных фразах…» В.Г.Белинский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить и систематизировать литературный материал по проблеме истинного и ложного патриотизма в изображении Л.Н.Толстого (роман «Война и мир»);

воспитывать у учащихся чувство патриотизма;

развивать монологическую речь учащихся;

работать с текстом романа.

Задачи урока:

  1. Развивать умение учащихся пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом; развивать умение исследовать литературный и справочный материал.
  2. Воспитывать граждан своей страны на примере исторических и литературных событий и героев.
  3. Развивать умение работать с текстом

Формы работы:

  1. Индивидуальная и групповая работа.
  2. чтение избранных глав романа «Война и мир»
  3. Обсуждение вопросов в ходе беседы.

Ход урока. слайд 1, 2

Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!.

Всем народом навалиться хотят…

П.Безухов

Скрытая теплота патриотизма…

А.Болконский

План

1. Сцена оставление Смоленска

2. Кутузов как воплощение мысли народной и нравственных идеалов Л. Толстого.

3. Бородинское сражение.

4. Роль Бородинского сражения.

5. Истинный патриотизм русского дворянства.

6. Пьер Безухов.

1. Слово учителя:

Перелистывая страницы романа, вместе постараемся понять, каким же видит истинный патриотизм великий писатель, раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль народа и личности в истории, понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в острый исторический момент. Именно к этому стремился в своём произведении Толстой. Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Лев Николаевич Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляются не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе «Война и мир». В нем нарисованы 2 войны, которые во многом противопоставлены друг другу. В чём же? Война на чужой территории, за чуждые интересы шла в 1805-1807 годах. И истинный героизм солдаты проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер.

Обратимся к роману. Когда мы обдумывали, о чем будем говорить, какие сцены анализировать, чтобы раскрыть тему истинного патриотизма, мы решили, что возьмем сцены оставления русскими своих земель, Москвы, Бородинского сражения и поведения любимых героев Толстого в минуты смертельной для Родины опасности. И в конце вернуться к эпиграфу и объяснить его смысл.

Выступление группы 1 слайд 3

Мы расскажем об оставлении русской армии Смоленска.

Причиной оставления города Толстой называет то, что армия раздроблена, нет единства командования, Александр 1 проявляет нерешительность, русскими войсками руководят, в основном, немецкие генералы. В армии царят борьба амбиций, полное отсутствие единства и среди командиров и между генералами и солдатами, ведутся закулисные придворные игры. Текст (ч.2, гл.1, 4)

Сцена оставления Смоленска показывает реакцию народа на происходящие события. Когда стало понятно, что надеяться на благополучный исход нечего, когда при бомбардировках стали гибнуть люди, купец Ферапонтов, который незадолго до этого побил жену за то, что она просилась уехать, и жалел 3 рублей на подводу, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Решилась! Россия! Сам запалю…» Здесь патриотизм показан, как стихийное чувство, которое прорвало толстую кору купеческой жадности.

Два солдата и человек во фризовой шинели единодушно поджигают дом этого человека. У людей, смотрящих на пожар, «оживленно-радостные и измученные лица». А человек во фризовой шинели кричит: «Важно! Пошла драть! Ребята, важно!»

Единство людей основано на ненависти к врагу, на любви к родной земле

Выступление группы 2 слайд 4

Исход сражения во многом зависел от сплочённости, организованности, настроя армии, которой руководил главнокомандующий Кутузов как воплощение нравственных идеалов Л. Толстого. (т.3. ч. 2 гл.22, т.3. ч.3. гл.4, т.4. ч.4. гл 5, т.4. ч.2. гл.3). Народное представление о величии Толстой подчёркивает в образе Кутузова, который является для него нравственным идеалом: « Для нас нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов не претендует на роль всесильного и всезнающего полководца. Он стремится к главному, с точки зрения Толстого, – руководить «духом армии», который составляет главный нерв войны. Москву сдали, чтобы спасти Россию, армию, собраться с силами. Своими редкими распоряжениями он поддерживает и укрепляет дух русского войска. В Кутузове это чувство настолько развито, что он, понимая, что он достигло пика у солдат и ополченцев, решает дать бой под Бородино, несмотря на то, что это не совсем удачное место для битвы. Перед боем проводится молебен, во время которого происходит, как пишет Толстой, полное единение всего народа, от мужика-ополченца до Кутузова. И во время боя Кутузов прислушивается не к донесениям адъютантов, а к настроению воюющих, их духу; он постоянно своими редкими распоряжениями поддерживает и укрепляет дух русского войска. Кутузов возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

Выступление 3, 4 групп. слайд 5 Как же в это время ведут себя мирные жители, представители дворянства?

Москва (ч.2, гл.17, 18, ч.3 гл 19, 20, 26), Богучарово (ч 2, гл 8-10)

Когда над Россией нависла смертельная опасность, в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называли «народным чувством, скрытой теплотой патриотизма». Хотя в своих афишках губернатор Москвы Растопчин «отвечает жизнью, что злодей в Москве не будет», москвичи уезжают из города еще до Бородинского сражения.

Старшая княжна, кузина Пьера Безухова, требует отправить ее в деревню: «Какая я ни есть, а я под бонопартовской властью жить не могу. Я вашему Наполеону не покорюсь». Он собрал и вооружил ополченцев.

Богучарово.

Старый князь Болконский, узнав, что Смоленск оставлен, не выдерживает. Для него Россия, честь, мужество – не пустые слова. Он многое сделал для своей страны, гордится ее славой, талантливыми полководцами, презирает Наполеона. После печальной новости о Смоленске он рыдает, повторяя: «Погибла Россия. Погубили!» И умирает.

Княжна Марья, которую гувернантка Бурьен уговаривает остаться и показывает французскую листовку, в которой мирных жителей заверяют в гуманном отношении к ним, даже представить себе этого не может. Текст, ч.2, гл.10

Семья Ростовых под влиянием Наташи и с полного согласия графа оставляет врагу все имущество, обрекая Наташу на участь невесты-бесприданницы, и отдает все свои телеги раненым, жертвуя не только своим благосостоянием, но и жизнью близких, в частности, Пети Ростова, которого не смогла не отпустить на войну, несмотря на его юный возраст. (ч.3 гл 12-16)

Пьер на свои деньги снарядил полк.

(ч 2 гл.36). Князь Андрей, который совсем недавно не собирался возвращаться в армию, берет полк и становится, как говорят его солдаты, «нашим князем». Он говорит Пьеру: «… что бы то ни было, мы выиграем сражение завтра. Успех зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате» (гл. 24, 25). Полк князя Андрея во время Бородинского сражения поставлен в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящим ужасом смерти они стоят более 8 часов без еды, без дела, бессмысленно теряя людей. Но князю Андрею «делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Если отбегали солдаты, они тотчас же возвращались. Это пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг. Всех их объединяет чувство ненависти к врагу и скрытая теплота патриотизма.

Вывод: Единство русских людей основано на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней. (ч.3, гл.5). Толстой подводит итог поведения мирных жителей. Найдите ключевые слова

Выступление 5 группы слайд 6, 7

Народная сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких как князь Андрей и Пьер. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой показывает большинство сцен сражения глазами Пьера Безухова, человека, ничего не понимающего в военном деле. Пьер воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно и является, по Толстому, причиной победы. (ч 2 гл.20, 22, 30, 33, 38) Попав на батарею Раевского, Пьер наблюдал окружающие его лица (гл.31, 32)

Именно после Бородинского сражения Пьер пришел к выводу: они (солдаты) странные, доселе ему неизвестные, живут какой-то своей жизнью, и ему, чтобы понять смысл жизни, нужно войти в эту общую жизнь, проникнуться тем, что делает их такими.

Какое значение имела битва?

Она решает участь России и Франции. Рисуя войну 1805 – 1807 годов, Толстой объясняет поражение русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды цели. В войне 1812 года цели ясны каждому солдату, каждому крестьянину.

Бородинская битва становится не просто военной операцией, а решающим народным сражением, в котором русский народ неминуемо должен одержать победу. Эту мысль о народном характере предстоящего сражения, об его исключительном значении Толстой выразил словами простого солдата: «Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!. Всем народом навалиться хотят».

Лев Толстой глубоко понимает значение Бородинского сражения в народной войне 1812 года: «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем пространством. На котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, которая была одержана русскими под Бородиным».

Писатель убедительно показывает, что эта победа определила весь ход войны 1812 года: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».

Это стало возможным благодаря тому, что в Бородинском сражении проявился народный характер войны 1812 года.

Вывод: Бородинское сражение в романе – это не только испытание его героев и подтверждение философской теории писателя о народе как движущей силы истории. Это испытание всего народа, которое показало всю нравственную силу людей, их скрытый патриотизм.

3. Выступление 6 группы слайд 8

Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!. Всем народом навалиться хотят…

П.Безухов

Скрытая теплота патриотизма…

А.Болконский

А какой вывод делает автор в 3 ч гл 39?

Предлагаю вам записать в тетрадь: какие качества помогли русскому народу выстоять, победить в войне? (скрытая теплота патриотизма, бесстрашие, готовность стоять до конца, чувство солдатского братства, стойкость и мужество героев Бородина, Кутузов, слаженность, сплочённость).

Вывод: Истинные патриоты – это русские люди, чувствующие общность, когда Отечество в опасности. Недаром в труднейший период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле, приходит к убеждению, что истинное счастье в слиянии с народом: «Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом». Самое дорогое для Толстого – любовное единение людей, жизнь которых подчиняется общей цели. Поэтому, как показывает писатель, именно в годину всенародного бедствия проявились лучшие национальные черты русского человека, происходит единение людей, жизнь которых подчинена единой цели.

Знаете, ребята, мне кажется, что нашим уроком мы сумели доказать, что патриотизм – чувство, о котором не кричат на каждом углу. И тем не менее, я уверена, что в жизни каждого человека обязательно наступает момент, когда он осознает, что любит свою Родину и готов ради нее на все.

Домашнее задание: Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска в войне 1812 г.?

Категория: Русский язык
27.03.2019 18:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!