СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ И УЧЕБНИКУ А.Д. БОТВИННИКОВА И ДР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ И УЧЕБНИКУ А.Д. БОТВИННИКОВА И ДР.

© Михайлов Н.Г. Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск / Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

В данной статье представлен один из возможных вариантов темати- ческого планирования уроков черчения для первого года графической подготовки школьников в соответствии с действующей программой по черчению А.Д. Ботвинникова и др. под редакцией В.А. Гервера [1; 2] и учебником «Черчение» для общеобразовательных учреждений А.Д. Бот- винникова и др. с учѐтом некоторых изменений его содержания и стра- ниц 2007 и последующих годов издания [3]. Ключевые слова: черчение, программа, учебник, изменения содер- жания и страниц, тематическое планирование уроков, первый год обу- чения. В 2004 и 2009 годах нами был предложен один из возможных вариантов тематического планирования уроков черчения [8; 9] к программе и учебнику по черчению, разработанных А.Д. Ботвинниковым и его соавторами [1-3], получившим широкое признание среди учителей. Тематическое планирова- ние, подготовленное автором данной статьи в мае 2004 г. было допущено Министерством образования РФ в качестве методического пособия по чер- чению для учителей общеобразовательных учреждений и в разные годы опубликовано в различных педагогических журналах [8; 9] и издательских центрах [10]. Сегодня данное тематическое планирование с дополнениями предлага- ем в помощь учителям, особенно начинающим, с учѐтом изменений стра- ниц учебника, вызванных некоторой корректировкой его содержания авто- рами. Ими в названный учебник 2007 и последующих годов издания [3] введены некоторые дополнения через включение в него дополнительных па- раграфов: § 1.5 «Применение ЭВМ для чертежей» (с. 13-14); § 1.6 «Профес- сии, связанные с выполнением графических работ» (с. 14-15); и новых при- ложений: приложения 1 «Разновидности графических изображений» (с. 219); приложения 2 «Применение компьютерных технологий выполнения графи- ческих работ» (с. 220-222). Во избежание путаницы учителю, школьникам и их родителям необхо- димо учитывать, что на титульных листах учебников 2007 и последующих годов издания авторами удалѐн титр «… 7-8 классов…». Теперь библиогра- фические данные пишут так, как показано в списке литературы данной ста- тьи [3]. При этом тематическое планирование уроков черчения нами по- прежнему предлагается для двухгодичного обучения школьников черчению для каждого класса отдельно под заголовками «Первый год обучения» и «Второй год обучения». Тематическое планирование по-прежнему нами предлагается примени- тельно к программе и учебнику названных авторов различных годов изда- ния, поскольку: 1. содержание программ 2000 и прежнего (1993) гг. выпуска авторами сохранено без изменений [1-2], более новой их программы нет; 2. ежегодно на партах у школьников можно увидеть учебники черче- ния самых разных годов издания; 3. к тому же анализ учебника 2007 и предыдущих годов издания пока- зал, что содержание текстов, нумерация рисунков, таблиц и пара- графов в основном сохранились, а о перемещѐнной нумерации стра- ниц в учебниках 2007 и последующих годов издания по вышена- званным причинам дополнительно скажем чуть ниже. В изданиях учебника 1998 и последующих годов отражены изменения, происшедшие в ГОСТах ЕСКД. Более подробные сведения о них имеются в журнале «Школа и производство» № 5, 2000 г. (с. 78-80) [11]. Краткая справ- ка об этих изменениях мной приведена была в примечании статьи «Черче- ние: методические рекомендации к проведению уроков» в журнале «Сель- ская школа» № 1/2005 г., с. 66. Их учѐт позволит школьнику и учителю ис- пользовать учебники более ранних 1992-1997 гг. издания. Учитывая сказан- ное, в предлагаемом примерном тематическом планировании даются ссыл- ки на номера параграфов, рисунков, таблиц, графических и практических работ, одинаковые для учебников 1992-2007 и последующих гг. издания и на номера страниц, одинаковые для учебников 1992-2006 гг. выпуска. Редкие случаи несовпадения номеров страниц в учебниках черчения 2000 и преды- дущих гг. издания в тематическом планировании оговорены в сносках. Изме- нившиеся номера страниц в учебниках 2007 года и последующих годов изда- ния, вызванных незначительной корректировкой их содержания, в тематиче- ском планировании даны в полужирных скобках полужирным шрифтом. С учетом этих изменений в 2009 году также было переиздано методиче- ское пособие для учителей в своем регионе для использования в школах Архангельской области [10]. В настоящее время существует достаточно большое число учебно-мето- дических комплектов по черчению разных авторов, включающих програм- мы, учебники, рабочие тетради, карточки-задания и методические пособия. Педагогические науки 37 Однако в школьной практике устойчивые позиции сохраняют традицион- ные пособия А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-10]. Поэтому по-прежне- му актуально предлагаемое нами примерное тематическое планирование уроков черчения, рассчитанное на два года обучения. По нему графическую подготовку школьников осуществляют за счет часов регионального (1-й год обучения) и школьного (2-й год обучения) компонентов учебного плана, хо- тя Министерством образования предлагается обучать школьников черчению только в течение одного года (1 ч. в неделю, 34 ч. в год) за счет часов регио- нального компонента Базисного учебного плана. За такой короткий срок обучить учащихся чертежной грамоте крайне сложно. Повторяем, в данной статье мы предлагаем тематическое планирование уроков черчения для гра- фической подготовки школьников на первом году обучения, а для второго года обучения мы поместим в наших следующих публикациях. Опубликованные варианты планов-конспектов уроков черчения №№ 1-3 первого года графической подготовки школьников [12-14] нами были разработаны в соответствии тематическим планированием, предлагаемом теперь ниже по тексту.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

15.11.2016 22:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!