СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устное и письменное выполнение упражнений в парах сменного состава

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как выполняются упражнения при традиционном обу­чении? В классе, на уроке, например, изу­чают однородные члены предложения: какими союзами они соединяются и перед какими союзами ставится запя­тая, а перед какими не ставится. Все это учитель разби­рает со всеми учениками во время работы. Ученики дают свои примеры, анализируют их. Потом дают­ся самостоятельная работа в классе и домашнее задание. В классе и дома ученики выполняют упражнения. Упраж­нения выполняются каждым самостоятельно, т.е. индиви­дуально, а проверяются опять же во время общеклассной работы. Взаимопроверка даже если и практикуется, то она существенного значения не имеет. Упор делается на письменную работу, которая каждым учеником должна выполнять­ся порознь (самостоятельно). Вот как примерно формулируется за­дание сразу же после знакомства с правилом об однородных членах пред­ложения:

Упражнение №… Прочитайте. Спишите сначала пред­ложения с однородными сказуемыми, потом — с однород­ными второстепенными членами предложения. И дальше даются предложения:

1. Зимой солнце светит, но не греет. 2. Весело и друж­но работают ребята. И т. д.

Разве это задание нельзя выполнять совместно, рабо­тая в паре?

Вместе с напарником его выполнить гораздо легче. Чтобы сделать это упражнение, его вовсе не обязательно записывать. Достаточно сначала выделить устно все пред­ложения с однородными сказуемыми, а затем также устно указать предложения с однородными второстепенными чле­нами. К такой работе оба ученика могут, приступать одно­временно. В этом случае, например, первый ученик (№1) читает первое предложение и говорит: «В этом предложе­нии есть два однородных сказуемых: светит и греет». Далее включается второй ученик. И так, обсуждая вместе, они выполняют все упражнение. Переписывать это задание или не переписывать в тетрадь, может уточнить учитель.

Посмотрим еще одно задание из учебника.

Упражнение №… Составьте три предложения из данных слов:

  1. Охраняет, пионерский, пожаров, патруль, от, насеко­мых, вредных, лес, от, и.
  2. Школьники, корм, расчищают, животным, лес, заго­тавливают, и.
  3. Желуди, собирают, для, ребята, посадок, будущих, и, молодыми, за, дубками, ухаживают.

Первое предложение разберите по членам предложения и по частям речи.

Составить из перечня слов предложение, разобрать его по членам предложения и по частям речи гораздо лучше вдвоем, чем одному. Конечно, потом можно выполнить уп­ражнение и письменно. Или в паре выполнить работу толь­ко с первым предложением, а остальные — порознь, но с последующей проверкой.

Анализ заданий и упражнений по авторским учебникам «Русский язык» подтверждает, что упражне­ния могут выполняться в парной работе почти все. Однако многие упражнения, в целях здоровьесбережения могут быть выполнены устно или в основном устно и только частично — письменно.

Почему акцент делается больше на устном выполне­нии упражнения? Да потому, что работа в паре — это в основном устное общение. Письмо требует уединения: ко­му нужно много писать, тот делает это обособленно, инди­видуально.

Почти все упражнения можно выполнять в парах сменного состава, а в большинстве слу­чаев это и целесообразнее.

Разумеется, при этом существенно меняется методика работы каждого ученика. Например, я выучил правило и выполнил к нему упражнение. Если после этого я начинаю работу с кем-то из моих учеников, то, естественно, я про­верю, как он усвоил правило (теорию), и затем предложу ему выполнить вслух то упражнение, в котором я уже си­лен. Если мой партнер выполнил то же самое упражнение, то мы ограничимся только взаимопроверкой. Если же уп­ражнения разные, то он выполняет новое для него под моим контролем, а затем другое упражнение выполняю, я под его контролем. Таково общее правило, но по каждому учебному предмету, по каждой теме оно конкретизируется до бесконечности разнообразно.

Категория: Всем учителям
02.01.2017 20:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!