СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал «Русский язык в школе» для учащихся V–VII классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Ведущие – ученики X класса)

Оборудование: выставка различных журналов и словарей.

1-й ведущий. Как много интересных, содержательных, заниматель­ных журналов! Надеемся, что они вам известны. А если вы ещё не знакомы с ними, зайдите в библиотеку, полистайте их. Они ждут вас, ребята!

2-й ведущий. Сегодня мы перелистаем страницы устного учениче­ского журнала «Русский язык в школе». Откроем первую страницу «Говорит, словно реченька журчит» и посмотрим сценку «Несуразные вещи». А вы, ребята, догадайтесь, почему стали возможны такие «несу­разные вещи».

(Ребята исполняют сценку.)

«– Здравствуй!

– Привет!

– Что это ты несёшь?

– Несу разные вещи.

– Несуразные?! Почему они несуразные-то?

– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…

– Что не сумел?

– Отстань.

– Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

– Мел несу! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

– Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?

– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

– Вот оно что…

– А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

– Тамарка?

– Ага.

– И – ничего, симпатичная?

– Красивая! Зелёная такая…

– То есть как?

– Зелёного цвета.

– Постой, постой… Это что же: у неё… волосы что ли зелёные?

– У кого волосы?

– Да у Тамарки-то.

– Что-о?!

– Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка…»

– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.

– Ага, всё-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

– А ну тебя…

– Да! Стой, стой!

– Ну, что ещё?

– Привет передавай.

– Кому?

– Известно кому – Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!»

(Шибаев).

1-й ведущий. Послушайте один разговор. А как вы обращаетесь со словом нормально? Что оно значит? Почему нельзя его использовать так, как один из приятелей в рассказе? (Ребята показывают сценку А. Ши­баева «Поговорили».)

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!.

«– Как живёшь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учёбой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел… Теперь – всё в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну, я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь…

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

„Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!”»

1-й ведущий. Листаем дальше и открываем страницу нашего журнала, которая называется «Словарная». (Старшеклассники знакомят ребят с различными словарями, но пока здесь нет Словаря В. И. Даля.)

– А какого словаря здесь нет?

Назовите, пожалуйста, автора «Толкового словаря живого великорус­ского языка». Что вы знаете об этом удивительном человеке?

2-й ведущий. «Подумай и ответь» – следующая страница нашего журнала.

Кто вспомнит больше слов, начинающихся сразу с четырёх соглас­ных? (Например, всплеск, взгляд, встреча.)

В каких женских именах пишется мягкий знак? (Марья, Дарья, Акси­нья, Наталья, Ефросинья.).

Решите задачу-шутку.

«Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», – говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Вот и разгадай». Задумался боец». (Сумникова).

Давайте ему поможем, ребята! (Ребята, подумав, отвечают, что это «дед», «Тит», «шалаш».)

1-й ведущий. 1. А теперь отгадаем шарады. Чтобы разгадать слово, нужно сначала разгадать все его части.

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь – и там найдёте

То, что нередко ели вы.

(Пи-рог)

2. Менаграмма (чтобы разгадать слово, нужно заменить одну букву другой).

С «к» в полях меня найдёте,

С «г» романсы запоёте,

С «в» в косички заплетёте.

(Колос – голос – волос)

3. Анаграммы (при разгадывании нужно переставить буквы в словах, добавлять или отбрасывать не разрешается).

Я в пруду живу, жирею.

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

(Карп – парк)

По мне движется к сердцу кровь,

Меня ищут на сгибе руки.

Если ж, буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки.

(Вена – Нева)

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

(Насос – сосна)

2-й ведущий. Страница «Орфографическая». Послушайте, пожа­луйста, отрывок из книги Л. Успенского «Слово о словах»:

Очень ли трудно русское правописание?

«Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись: «Оптека».

Я и ещё несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «аптека» – дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Всё это было нам очень нужно. Если же «оптика» – так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.

«И как только грамотный человек может такое написать?» – ворчал майор».

Как вы думаете, для чего нужно уметь писать грамотно?

1-й ведущий. Раскрывает конверт, пробегает текст содержимого, вздыхая, произносит:

«Да, грустные вести…». (Содержимое письма, стихотворение А. Шиба­ева, написано на доске.)

Грустные вести

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ –

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…

НА ДНЯХ В ЛИСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…

Какие же правила придётся выучить Мишке? (Ребята отвечают.)

2-й ведущий. И ещё одно письмо.

Как-то известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо шестиклассника:

«Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский».

– Как вы думаете, он сможет стать хорошим артистом?

– На это письмо мне хочется ответить тоже письменно. (Евстигнеев берёт ручку и пишет:

– Никада!)»

Почему так ответил Е. Евстигнеев? (Ребята отвечают.)

1-й ведущий. «Лексическая». Так называется очередная страница нашего журнала. На рисунках, выполненных некоторыми из вас, изоб­ражены фразеологизмы и слова в переносном значении. Назовите их. (Скрепя сердце, бьют часы, солнышко смеётся, облако плывёт, дождь идёт и др.)

Вот и перелистали мы наш устный журнал «Русский язык в школе». Помните, что говорил о русском языке М. В. Ломоносов: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, фран­цузским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Источник: Митрофанова Л. А., Ткаченко Л. Ф. Устный журнал для учащихся V–VII классов // Русский язык в школе и дома. 2009. – № 2. – С. 26–29.

Категория: Русский язык
28.06.2017 22:31


© 2017 799

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!