© 2017 799
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
(Ведущие – ученики X класса)
Оборудование: выставка различных журналов и словарей.
1-й ведущий. Как много интересных, содержательных, занимательных журналов! Надеемся, что они вам известны. А если вы ещё не знакомы с ними, зайдите в библиотеку, полистайте их. Они ждут вас, ребята!
2-й ведущий. Сегодня мы перелистаем страницы устного ученического журнала «Русский язык в школе». Откроем первую страницу «Говорит, словно реченька журчит» и посмотрим сценку «Несуразные вещи». А вы, ребята, догадайтесь, почему стали возможны такие «несуразные вещи».
(Ребята исполняют сценку.)
«– Здравствуй!
– Привет!
– Что это ты несёшь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные?! Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…
– Что не сумел?
– Отстань.
– Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
– Мел несу! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…
– Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
– Вот оно что…
– А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– Ага.
– И – ничего, симпатичная?
– Красивая! Зелёная такая…
– То есть как?
– Зелёного цвета.
– Постой, постой… Это что же: у неё… волосы что ли зелёные?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Что-о?!
– Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка…»
– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.
– Ага, всё-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя…
– Да! Стой, стой!
– Ну, что ещё?
– Привет передавай.
– Кому?
– Известно кому – Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!»
(Шибаев).
1-й ведущий. Послушайте один разговор. А как вы обращаетесь со словом нормально? Что оно значит? Почему нельзя его использовать так, как один из приятелей в рассказе? (Ребята показывают сценку А. Шибаева «Поговорили».)
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!.
«– Как живёшь? – спрашиваю.
– Нормально, – отвечает.
– А с учёбой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел… Теперь – всё в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну, я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
„Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!”»
1-й ведущий. Листаем дальше и открываем страницу нашего журнала, которая называется «Словарная». (Старшеклассники знакомят ребят с различными словарями, но пока здесь нет Словаря В. И. Даля.)
– А какого словаря здесь нет?
Назовите, пожалуйста, автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Что вы знаете об этом удивительном человеке?
2-й ведущий. «Подумай и ответь» – следующая страница нашего журнала.
Кто вспомнит больше слов, начинающихся сразу с четырёх согласных? (Например, всплеск, взгляд, встреча.)
В каких женских именах пишется мягкий знак? (Марья, Дарья, Аксинья, Наталья, Ефросинья.).
Решите задачу-шутку.
«Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», – говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Вот и разгадай». Задумался боец». (Сумникова).
Давайте ему поможем, ребята! (Ребята, подумав, отвечают, что это «дед», «Тит», «шалаш».)
1-й ведущий. 1. А теперь отгадаем шарады. Чтобы разгадать слово, нужно сначала разгадать все его части.
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь – и там найдёте
То, что нередко ели вы.
(Пи-рог)
2. Менаграмма (чтобы разгадать слово, нужно заменить одну букву другой).
С «к» в полях меня найдёте,
С «г» романсы запоёте,
С «в» в косички заплетёте.
(Колос – голос – волос)
3. Анаграммы (при разгадывании нужно переставить буквы в словах, добавлять или отбрасывать не разрешается).
Я в пруду живу, жирею.
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник.
(Карп – парк)
По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибе руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
(Вена – Нева)
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу.
(Насос – сосна)
2-й ведущий. Страница «Орфографическая». Послушайте, пожалуйста, отрывок из книги Л. Успенского «Слово о словах»:
Очень ли трудно русское правописание?
«Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись: «Оптека».
Я и ещё несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «аптека» – дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Всё это было нам очень нужно. Если же «оптика» – так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.
«И как только грамотный человек может такое написать?» – ворчал майор».
Как вы думаете, для чего нужно уметь писать грамотно?
1-й ведущий. Раскрывает конверт, пробегает текст содержимого, вздыхая, произносит:
«Да, грустные вести…». (Содержимое письма, стихотворение А. Шибаева, написано на доске.)
Грустные вести
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ –
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…
НА ДНЯХ В ЛИСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
Какие же правила придётся выучить Мишке? (Ребята отвечают.)
2-й ведущий. И ещё одно письмо.
Как-то известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо шестиклассника:
«Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский».
– Как вы думаете, он сможет стать хорошим артистом?
– На это письмо мне хочется ответить тоже письменно. (Евстигнеев берёт ручку и пишет:
– Никада!)»
Почему так ответил Е. Евстигнеев? (Ребята отвечают.)
1-й ведущий. «Лексическая». Так называется очередная страница нашего журнала. На рисунках, выполненных некоторыми из вас, изображены фразеологизмы и слова в переносном значении. Назовите их. (Скрепя сердце, бьют часы, солнышко смеётся, облако плывёт, дождь идёт и др.)
Вот и перелистали мы наш устный журнал «Русский язык в школе». Помните, что говорил о русском языке М. В. Ломоносов: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Источник: Митрофанова Л. А., Ткаченко Л. Ф. Устный журнал для учащихся V–VII классов // Русский язык в школе и дома. 2009. – № 2. – С. 26–29.
© 2017 799