СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Быков. Повести о Великой Отечественной войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большой популярностью у читателей пользуются повести о Великой Отечественной войне Василя Быкова. Он был участником войны и свидетелем трагических событий в Белоруссии, где каждый четвёртый житель погиб от рук гитлеровцев.

Типологически повести В. Быкова можно определить как героико-психологические. Во всех произведениях он изображает войну как страшную народную трагедию. Но война в повестях В. Быкова – это не только трагедия, но и проверка духовных качеств советского человека, который не только разгромил фашизм, но и одержал над ним моральную победу. Ибо в самые напряжённые периоды войны раскрывались все глубинные тайники души человеческой. Так, изнурённый болезнью, ослабевший от напряжения Сотников обретает огромные душевные силы перед лицом врага и своей гибелью утверждает бессмертие дела, которому отдаёт жизнь. Его же товарищ – партизан Рыбак, с которым они вместе, выполняя задание, оказались в тылу врага, физически крепкий, сильный человек, проявляет слабость, предаёт Сотникова и других («Сотников»).

Герои В. Быкова полны сознания моральной ответственности перед народом за все свои поступки. Обречённый на гибель, находясь в тылу врага, лейтенант Ивановский решает не просто погибнуть, а дождаться рассвета и подорвать гранатой себя и обоз с врагами («Дожить до рассвета»). Часто проблема героизма решается в повестях В. Быкова как морально-этическая.

Народный учитель Алесь Иванович Мороз (повесть «Обелиск») не совершил яркого подвига. Он был всего лишь учителем и воспитателем крестьянских белорусских мальчишек и девчонок в посёлке Сельцо. Он пришёл в Сельцо после присоединения Западной Белоруссии в 1939 г. и не просто старался выполнить программу и научить детей читать, писать, считать. Он ставил более трудные и ответственные задачи. Мороз так объяснял свои задачи бывшему заведующе­му РОНО Ткачуку: «Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане»1.

Мороз не растерялся и тогда, когда началась война. По разрешению немецких властей он продолжал учить детей в школе. Встретившись в тылу врага с Ткачуком, он так объясняет ему свои цели: «Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется»2. Свою главную задачу Мороз видел в том, чтобы разжигать чувство ненависти и мести у своих учеников к фашистским оккупантам, он вдохновлял их на борьбу с захватчиками. Его ученики совершили дивер­сионный акт, взорвали машину с фашистами, но были схвачены и приговорены к смертной казни. И Мороз – их учитель и наставник, укрытый партизанами, – без приказа партизан и даже вопреки их воле, добровольно сдаётся в руки гитлеров­цев, чтобы поддержать своих учеников перед казнью. Он не только вселяет в них мужество, но и помогает бежать от палачей своему лучшему ученику Павлу Миклашевичу.

В повести В. Быкова соединяются два времени: прошлое – героические события войны – и наша современность. Рассказ о подвиге Мороза ведёт бывший заведующий РОНО, ныне пенсионер Ткачук. Для него Мороз навечно остался примером мужества и благородства, самоотверженного служения народу.

В лице Мороза В. Быков создал новый тип педагога-вос­питателя. Мороз в повести Быкова напоминает и учителя из повести Ч. Айтматова «Первый учитель», и мастера педагогического труда Сухомлинского. Огромную силу воздействия личности Мороза на своих воспитанников В. Быков показал на примере жизни его любимого ученика Павла Миклашевича. Он продолжил дело своего учителя, получил педагогическое образование и стал учительствовать в посёлке Сельцо. Он тоже пользовался любовью и уважением своих учеником, как и Мороз. Павел Миклашевич всю свою жизнь посвятил тому, чтобы воздать должное героическому подвигу своего учителя, чтобы доказать, что Мороз, разделив героическую участь своих воспитанников, совершил подвиг, а его имя достойно того, чтобы быть начертанным на обелиске, воздвигнутом в Се­льце в память о героическом подвиге учеников Мороза. К в конце своей жизни Павел добивается этого: имя Мороза было поставлено на обелиске. Обелиск выступает в повести как символ памяти живых о героях.

Положительных героев В. Быкова объединяет чувство от­ветственности перед народом, перед будущим. Все они страст­ные патриоты, твёрдо верящие в победу. Это характерно и для Сотникова и Ивановского, Мороза и Зоси («Пойти и не вернуться»).

Характеризуя общие закономерности характеров, созданных В. Быковым, Л. Иванова пишет, что герой его повестей «даже в безвыходных обстоятельствах остаётся человеком, для которого самое святое – не пойти против своей совести, диктующей нравственный максимализм поступков, которые он совершает» 3.

_________________

1 Быков В. Обелиск. Повести. М., 1973. – С. 206.

2 Там же, с. 228.

3 Иванова Л. В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., 1979. с. 33.

Источник: Русская советская литература 50–70-х годов: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / В. А. Ковалёв, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.; Под ред. В. А. Ковалёва. – М.: Про­свещение, 1981. – С. 123–125.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Быков В. В.

https://multiurok.ru/blog/bykov-v-v.html

Категория: Литература
07.05.2017 19:12


© 2017 1126

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!