В. Г. Распутин. Повести о Великой Отечественной войне

В. Г. Распутину не довелось самому участвовать в Великой Отечественной войне, но он был в таком возрасте, что понимал трагический смысл войны, и хотя он жил в Сибири и не слышал непосредственного гула войны, война определяла жизнь сибирских деревень, наложила отпечаток на сознание мальчика, и эти чувства он сохранил на всю жизнь.

Повесть В. Распутина «Живи и помни», удостоенную в 1977 г. Государственной премии, Виктор Петрович Астафьев назвал луч­шей повестью в литературе 80-х годов. В. Распутин сумел создать произведение огромной обобща­ющей силы и показать события войны в особом плане. В повести изображена жизнь в военные годы в далёкой сибирской деревне Атамановке, расположенной на берегу Ангары.

И в других произведениях писатель проявил себя как тонкий мастер психологического анализа, умеющий глубоко и всесторонне раскрыть внутренний мир человека. В центре повести «Живи и помни» – образ Андрея Гуськова, человека сложной и запутанной судьбы. Житель деревни Атамановки, он отличался трудолюбием, честностью. С первых дней войны он призван в Советскую Армию, воевал до 1944 г., затем получил тяжёлое ранение; вылечившись в госпитале, был назначен в свою часть. Но, испугавшись возможности по­гибнуть в самом конце войны, дезертировал, скрывался в лесу вблизи своей деревни и открылся лишь жене Настёне.

Образ Настёны в произведения обрисован с нескрываемой симпатией автора. Это настоящая русская женщина, скромная труженица, горячо любящая своего мужа. Она делает всё, чтобы помочь Андрею просуществовать вдали от людей: снабжает продуктами, одеждой, достаёт ружьё. Настёна понимает, что Андрей совершил преступление перед людьми и что она стала добровольной соучастницей его преступления. С большой силой и психологической достоверностью писатель раскрывает процесс отдаления от людей Андрея, а вместе с ним и Настёны. Андрей утрачивает человеческие качества, и писатель подчёркивает в нём что-то звериное, волчье. Он даже научился выть по-волчьи. Преступление Андрея приводит к безвременной гибели его мать и отца, а затем и Настёну, которая, расплачиваясь за вину Андрея, бросается в Ангару и гибнет вместе с будущим ребёнком.

Название повести имеет огромный философский смысл. Судьба Андрея и Настёны – это часть народной судьбы. На примере их жизни В. Распутин проводит мысль о трагедии человека, оторвавшегося от народа. Отсюда подтекст повести: борьба с фашизмом – общенародное дело. Этой борьбой жил весь советский народ на фронте и в тылу, внося свой посильный вклад в общее дело победы. Андрей Гуськов, дезертировавший с фронта, чувствует тяжесть своего преступления перед народом, сознавая, что такие преступле­ния нельзя искупить и что его за это могут расстрелять. Он сознательно порывает с людьми, порывает со своими родителями и теряет человеческий облик. Судьба Андрея и Настёны выносится на суд читателей. И справедливо пишет А. Овчаренко о том, что повесть В. Рас­путина не о дезертире Андрее Гуськове, «.а о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни»1. Критик правильно подчёркивает, что в повествовании Андрей и Настёна «превращаются в антиподов, как антиподом его в повести является весь строй нашей жизни»2.

Нельзя осуждать Настёну за верность, любовь и предан­ность Андрею, но она сама себя осудила за то, что помо­гала человеку, совершившему страшное преступление перед народом. И величие её характера, её справедливость, честность выражаются в том, что она сама вынесла себе и своему ребёнку беспощадный приговор.

В. Г. Распутин проявляет мастерство в создании характеров глубоких, выпуклых, обобщённых. В его произведениях отчётливо прослеживается авторская позиция в оценке действий, поступков героев. Мастерство психологического анализа писателя проявляется в том, что действия его героев всегда предопределены, внутренне мотивированы.

_________________

1 Овчаренко А. И. Советская художественная проза семидесятых годов. – В кн.: Социалистический реализм на современном этапе его развития. М., 1977. – С. 24.

2 Там же.

Источник: Русская советская литература 50–70-х годов: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.» / В. А. Ковалёв, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.; Под ред. В. А. Ковалёва. – М.: Про­свещение, 1981. – С. 129–131.

Категория: Литература
08.05.2017 19:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей