СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь учащимся. О ловушках списывания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Списывание — зло. Причём не только с абстрактной морально-нравственной стороны. Наша психика устроена таким образом, что любой нечестный способ получить высокие баллы полностью исключает возможность чему-то научиться. Давайте обсудим этот момент подробнее.

Почему ученики списывают? На этот вопрос существуют много ответов, но все они сводятся к двум базовым вещам: чувство собственной грандиозности и излишняя нужда в том, что вы не можете получить. Чаще всего две эти причины гармонично сочетаются.

Первая причина — это собственная грандиозность и важность. Или иначе, большой самообман, который позволяет выглядеть в своих глазах лучше, чем вы есть на самом деле. Умнее, красивее, добрее, сильнее и т.д. Это искажённое субъективное мнение о себе как о центре вселенной. Но есть и объективная реальность, которая часто показывает, как дела обстоят на самом деле. Чем больше человек оторван от реального мира, тем сложнее ему в нём действовать. И тут есть два пути. Или каким-то образом избавляться от иллюзий и начинать работать. Или же продолжать строить всё более изощренные психзащиты для укрепления своего придуманного мирка. Второй путь более распространён. Поэтому человек либо старается избегать ситуаций, которые могут показать реальный уровень знаний, или же столкнувшись с объективной оценкой, трактует её в пользу сохранения своего величия.

Вторая причина — это большая нужда в чём-то, что не получается получить своими силами. Некая зависимость от кого-то или от чего-то, на что нет возможности повлиять. Вместо того, чтобы перенести своё внимание с недосягаемого и начать прикладывать усилия в своём круге влияния, ученик начинает думать, как обойти все препятствия и обманом получить незаслуженное.

Посмотрите, как эти причины спрятаны в оправданиях списывания.

“Если я не буду списывать, меня обгонят те, кто списывает”

А что в этом такого? Пусть обгоняют. Почему вы готовы променять реальную текущую оценку на участие в этих иллюзорных крысиных бегах? На лицо зависимость от внешнего одобрения.

“Все списывают, и я буду”

Прямо-таки все? Или вы ищете глазами только тех, кто списывает? Но даже если большинство в классе списывает, у вас разве нет своей субъектности? Вы вообще есть сами по себе? Или существуете только как придаток не самой лучшей части класса? Ваш сосед мажет себя грязью, вы тоже начнёте это делать? Здесь снова зависимость от других.

Кстати, а если другие не будут списывать, то вы тоже не будете списывать? Или всё же найдете другую отмазку?

“Не хочу портить оценки за четверть/за год/в аттестате/в дипломе”

Почему вы за них так держитесь? Зачем вам нарисованные оценки? Почему вы так зависите от мнимого одобрения окружающих? Кстати, категория людей, которая так прикрывает своё списывание, имеет потом самые большие проблемы с нервами на экзаменах. И ещё небольшая ремарка: школа даёт уникальный шанс независимой и относительно объективной оценки ваших знаний. Когда мы в дальнейшем будем говорить про серьёзную самоподготовку, вы убедитесь, что один из самых сложных моментов в ней — это объективная проверка знаний. Списывая, вы отказываетесь от этого инструмента.

“Мне спокойнее со шпаргалкой”

Разве спокойнее? Или всё-таки беспокойнее? Шпаргалка будет жечь карман, носок или куда вы там ещё запихнете эту заветную мятую бумажку. Вместо сосредоточения на решении задач или на ответах на вопросы вы будете думать: доставать или нет? Думать самому или пойти на сделку с совестью и прочитать правильный ответ? Почему наблюдатель так странно на меня смотрит, неужели что-то заметила? В итоге вместо того, чтобы держать шпаргалку в голове, вы будете держать голову в шпаргалке.

“Написание шпаргалки — хороший способ обучения”

Согласен. Пусть не самый эффективный, но как один из вариантов подготовки его можно использовать. Но с двумя оговорками. Во-первых, писать и выводить формулы нужно самому от руки. Распечатанные шпаргалки — это антиучёба. Во-вторых, шпаргалку надо оставить дома, чтобы не было соблазна её достать. Но на практике происходит следующий внутренний монолог: “Что же, я зря их делал? Столько труда в них вложил! Возьму-ка я их с собой. Мне можно, потому что я потратил на них свои силы.”. Ну и на экзамене или контрольной ученик будет использовать с тем же самым обоснованием.

“Этот предмет не важный. Мне не нужны знания в этой области, поэтому я списываю”

Здесь логический парадокс: если он такой неважный, тогда тем более зачем вообще списывать? Можно получить свою объективную тройку и спокойно работать над другими предметами дальше. Или даже начать работать над этим предметом, понимая свой реальный уровень. Но может всё-таки этот предмет просто для вас слишком сложный, а вы не умеете к нему эффективно готовиться? В итоге приходится прикрываться мыслями, о том, что “я математик” и допустим “история мне не нужна“. Такой “яжегуманитарий” наоборот. Не хватает честности признать свою неспособность выучить список дат и понять какие-то исторические закономерности. А это довольной сложный навык сравнимый с умением решать сложные уравнения и неравенства. И его тоже надо вырабатывать отдельно.

“Я написал ответ. Он скорее всего правильный. Я достану и просто для себя перепроверю”

Самый коварный вариант самообмана. Потому что это тоже списывание. Его легко распознать по следующей ситуации. Представьте, что вы достали шпаргалку и проверили. Оказалось, у вас всё-таки ошибка. Вы будете её исправлять? Если да, то вы изначально планировали списать. Просто вот так завуалировали это для себя.

“Я только в этот раз спишу. Потом не буду этого делать и начну нормально учиться”

Плохая новость: нет, не будете. Вы получили желаемый незаслуженный бонус в виде завышенных баллов или одобрения окружающих. Психика получила положительное подкрепление ваших действий и захочет повторения. Из этого круга потом очень сложно будет сознательно выбраться.

Последний вариант оправданий интересен ещё и с другой стороны. Есть категория учеников, которая честно практически всё учит. А потом, когда им на экзамене попадается вопрос, который они не знают, они по каким-то причинам полностью его сдувают со шпаргалки. То есть вариант типа “Учил, но списал”. Казалось бы, нуачотакова? Знания почти все объективно есть, и просто вот так сложилось. Но даже такое единоразовое списывание может сыграть злую шутку в будущем. Психика получила бесплатный незаслуженный кайф и в следующий раз захочет его больше. Но энергии на работу даст меньше. Рассуждать она будет примерно так: “Вот я дала ему силы, энергии и мотивации на учёбу. А он вместо объективного оценивания результатов своей работы, подлез снизу и наплевал на весь наш труд. В следующий раз отсыплю ему поменьше”. И так постепенно ученик скатывается в сторону всё меньшего приложения сил, а психика всё меньше отпускает энергии на работу. И потом такой парень может задаваться вопросом: “Куда у меня исчезла вся мотивация?”. То есть списывание даёт некий мгновенный результат прямо сейчас, но на длительной дистанции полностью убивает способность учиться. И даже неважно, как именно потом ученик объяснит свои провалы в этой области. Разлом произошёл раньше, когда стоял вопрос: списать или не списать?

Понятное дело, что вариант “Не учил, но списал” мы даже не рассматриваем. Это вообще дно и это никак не связано с учёбой. В такой ситуации прокачка учёбы сопровождается большими проблемами, потому что затрагивает глубоко укоренившиеся убеждения. Ученик мыслит совсем другими категориями, а уровень этого навыка сопоставим примерно с уровнем крепкого первоклассника.

К счастью, у некоторых учеников, для которых в старших классах однажды встаёт дилемма списывания, может сработать защитный механизм. Они на бессознательном уровне понимают, как мерзко списывать и начинают испытывать чувство некоторой брезгливости. Да и сам организм может дать о себе знать. Часто у таких учеников начинаются приступы тошноты. Это может надолго отбить у них охоту к такого рода обходным манёврам.

Друзья, а вы замечаете связь между учёбой и списыванием?

Источник: https://vk.com/@partizanxyz-lovushka-spisyvaniya

Категория: Всем учителям
13.02.2020 15:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!