СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аналитический отчёт
за межаттестационный период
с 2012 по 2016 годы
Составитель:
Кислицина Ирина Александровна
Должность:
воспитатель
с. Храмцово, 2016
Содержание
стр. |
|
Введение |
3 - 6 |
Аналитическая часть |
7 |
Глава I. Анализ продуктивности педагогической деятельности |
7 |
I.1. Анализ результатов деятельности учителя русского языка и литературы |
7 - 12 |
I.2. Вклад в развитие педагогической теории и практики |
13 - 18 |
I.3. Вклад в развитие образовательной системы |
18 |
Глава II. Анализ условий получения результата педагогической деятельности |
19 |
II.1. Анализ материально – технических условий и информационного обеспечения образовательного процесса |
19 - 21 |
II.2. Анализ использования современных педагогических технологий в условиях информационно - образовательной среды |
21 - 33 |
II.3. Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта |
33 - 34 |
II.4. Методическое сопровождение образовательного процесса |
34 - 39 |
II.5. Профессиональное развитие |
39 - 40 |
Глава III. Анализ противоречий, возникших в межаттестационный период |
41 - 42 |
Проектная часть |
43 - 45 |
Заключение |
46 |
Список литературы |
47 |
Приложения |
48-70 |
Введение
Проведенное мною исследование в межаттестационный период посвящено проблеме формирования информационной компетентности обучающихся средствами информационно – коммуникационных технологий как условия повышения качества образования.Актуальность ее обусловлена тем, что образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлены и требования, непосредственно связанные с содержанием информационной компетентности личности.
Согласно ФГОС ООО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: «…формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами…»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, представленные в основной общеобразовательной программе основного общего образования (ООП ООО) МКОУ «Храмцовская ООШ», также отражают требования, непосредственно связанные с формированием информационной компетентности обучающихся.
В разделе 1.2.4. «Метапредметные результаты освоения ООП» зафиксировано, что «При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».
Метапредметными результатами изучения русского языка в основной школе являются: «…способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования…»
Метапредметными результатами изучения литературы в основной школе являются: «…формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции) …». Предметными результатами: «… ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне)».
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении в образовательном процессе новых информационных технологий. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Требованием сегодняшнего дня является умение каждого учителя подготовить и провести урок с использованием ИКТ, что помогает сделать урок более ярким и увлекательным, позволяет детям погрузиться в живой мир, увидеть его своими глазами.
Для школьников компьютер выполняет различные функции. Так, в роли учителя он представляет собой источник учебной информации, который частично или полностью заменяет педагога, книгу. Благодаря возможностям мультимедиа и телекоммуникаций, компьютер – это наглядное пособие качественно нового уровня. Кроме того, информационные технологии позволяют создать для ребенка индивидуальное информационное пространство, использовать технику в качестве тренажера и средства диагностики мониторинга знаний и умений. Таким образом, компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; в процессе закрепления изученного материала; при повторении, обобщении и систематизации; в ходе контроля знаний, умений и навыков [5].
Управление обучением с помощью компьютера непременно приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» мобильного класса меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса, на его деятельностную структуру.
Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно, организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом» [5].
Осуществляя формирование информационной компетентности обучающихся, вышла на противоречия:
- между потребностью общества в информационно-компетентных людях и низкой информационной культурой выпускников школ;
-между необходимостью формирования информационной компетентности обучающихся и недостаточно разработанным методическим аппаратом;
-между наличием существующих технологий в образовательном процессе и необходимостью их адаптации.
На основе противоречий выделяю проблемы, над которыми работала в межаттестационный период:
-проблема повышения качества образования;
-проблема формирования информационной компетентности обучающихся;
-проблема отбора и систематизации дидактических средств обучения.
Объект анализа: деятельность учителя русского языка и литературы.
Предмет анализа: условия, способствующие формированию информационной компетентности обучающихся.
Гипотеза состоит в том, что, если систематически работать по формированию информационной компетентности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий, это может способствовать повышению качества образования.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
посредством современной информационной среды;
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались как теоретические (изучение и анализ методической литературы), так и эмпирические (анкетирование, наблюдение, собеседование, анализ деятельности педагога и учащихся) методы.
Методологической основой послужили исследования, выявляющие современные подходы к обучению.
Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. Исследователи подчеркивают, что применение компьютера позволяет решать специальные практические задачи, которые обозначены в программах. Применительно к предмету «Русский язык»: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса (активного и пассивного); овладение нормами современного литературного языка; усвоение лингвистической терминологии и др.
Вопросы формирования информационной культуры на разных ступенях обучения исследовали Андрианов Т.Д., Воробьёв Г.Г., Луканкин Г.Л., Михайлиди С.В., Милитарёв В. Ю., Сергеева Т.Ф., Суханов И.П.
Использование ИКТ рассматривалось в трудах таких ученых как Г.И.Беленький, И.Д.Зверев, Д.М.Кирюшкин, П.Г.Кулагин, Н.А.Лошкарева, В.Н.Максимова, Т.Ф.Федорец, Н.В.Федорова; метод проектов в обучении (Е.С.Полат, Э.В.Бурцева, М.Ю. Бухаркина); технология развития критического мышления (Дж. Барелл, Д. Халпери, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская);уровневая дифференциация обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик).
Цель аналитического отчёта: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за межаттестационный период.
Задачи:
- вычленить проблемное поле по уровню сформированности ИКТ – компетентности обучающихся ОО:
-анализ полученных результатов с учетом мониторинга ОО;
-установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения;
-выявление противоречий, вновь возникших в межаттестационный период, и проектирование путей решения этих противоречий в следующий межаттестационный период;
- самооценка эффективности собственной деятельности.
© 2018, Кислицина Ирина Александровна 142