СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Закруткин. Повести о Великой Отечественной войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. Закруткин, участник Великой Отечественной войны, относится к старшему поколению писателей. Именно в годы войны обратился он к художественному творчеству – и события войны стали главной творческой темой писателя.

Повести «Подсолнух» и «Матерь человеческая» В. Закруткина продолжают линию военного творчества писа­теля. В этих произведениях события войны как бы соединяются с современностью и воссоздаются в воспоминаниях автора. Писатель, участник войны, очевидец многих героических подвигов на фронте, чувствует ответственность перед совре­менниками и видит свой долг в том, чтобы поведать о бессмертии и бессмертном подвиге безымянных героев. Он верит, что героика прошлого соединилась с жизнью в на­стоящем.

В повести «Подсолнух» повествуется о старом чабане, сын которого погиб на войне, а он свою нерастраченную любовь к сыну отдаёт молодёжи, поэтому его и зовут самым родным именем для людей – отцом. Любя молодёжь, он никогда не забывал о сыне, и когда оставался один, вслух произносил слова извещения о гибели сына, бьющие, как молот: «Героически погиб, похоронен в братской могиле»1.

В гимнастёрке сына отец обнаружил семечко подсолнуха, которое сажает в степную землю, обдуваемую ветрами и палимую солнцем. Все табунщики следят за ростом под­солнуха – от белого ростка до созревания. Для отца подсол­нух – это родная весточка от сына, и не случайно в грозу и бурю, обращаясь к подсолнуху, отец призывает: «Держись, сынок, держись!» 2. Упорно боролись за жизнь подсолнуха все табунщики, а когда он начал вянуть, по совету агронома удобрили землю. Подсолнух выжил. Созрела корзинка под­солнуха, полная семечек. Случайный прохожий срезал её. Табунщики были возмущены и готовы учинить рас­праву над прохожим, но отец остановил их. Он разломил корзинку и разделил её, а часть оставил для посева будущей весной.

Для повести характерен философский подтекст о вечной жизни в памяти народной, о тех, кто погиб, защищая родную землю,

Героический подвиг простой русской женщины Марии, сумевшей всё преодолеть во имя любви к людям, во имя любви к жизни, запечатлел В. Закруткин в повести «Матерь человеческая». Образ земной женщины Марии вырастает до символа Матери человеческой, которая не только рождает жизнь, ко и борется за жизнь, преодолевая такие преграды, какие, казалось, не в силах преодолеть человек.

Фашисты сожгли хутор, где жила Мария, расстреляли жителей, а часть угнали в рабство, и она осталась одна на пепелище. У неё должен родиться ребёнок. Мария проявляет великий гуманизм и борется за жизнь смертельно раненного немецкого солдата, почти мальчика, Вернера Брахта, который назвал её «мамой».

Подлинный подвиг совершает Мария, спасая и выхаживая семь маленьких странников, сирот из ленинградского детского дома, которым заменяет мать. Она не только спасает жизнь детям, но и работает одна за целый колхоз. У Марии рождается сын, и великая любовь к нему пере­полняет её сердце: «она почувствовала, что в этом тихой младенческом дыхании рождённого ею человека заключается вся её жизнь, все помыслы и надежды, всё, что есть у неё на испепелённой, искромсанной, изуродованной войной земле»3.

Повествование о Марии превращается в гимн жизни. «Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не могли остановить жизнь. В конце апреля возле погреба, в котором Мария прожила всю осень и зиму, неожиданно зацвела обожжённая пожаром яблоня»4.

Воины-освободители воздают должное героическому подвигу Марии, и командир полка, узнав её историю, опускается перед ней на колони и прижимается щекой к её жёсткой, изнурённой трудом руке.

Образ Марии является олицетворением образа женщины-героини и труженицы земли, с которой связаны вера, надежда и вечная любовь человечества.

_________________

1 3акруткин В. Подсолнух // Роман-газета. – 1971. – № 9. – С. 41.

2 Там же. – С. 47.

3 3акруткин В. Матерь человеческая // Роман-газета. – 1971. – № 9. – С. 38.

3акруткин В. Матерь человеческая.— Роман-газета, 1971, № 9, с. 38. Там же. с. 39.

4 Там же. – С. 39.

Источник: Русская советская литература 50–70-х годов: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / В. А. Ковалёв, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.; Под ред. В. А. Ковалёва. – М.: Про­свещение, 1981. – С. 131–132.

Категория: Литература
08.05.2017 19:21


© 2017 1241

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!