© 2018 2605
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Виды и формы технологических карт урока
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) большое количество технологических карт уроков, разработанных учителями – практиками, я пришла к выводу, что единой универсальной формы технологической карты урока в настоящее время не существует. Технологические карты урока варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока. Разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета. Формы технологических карт урока могут быть самыми разнообразными.
По итогам проведенного анализа были выявлены следующие виды технологических карт урока:
Технологическая карта урока
Тема урока: _____________________________________________________________________________
Цели для ученика 1. 2. 3. |
Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные |
Тип урока |
Форма урока |
Опорные понятия, термины |
Новые понятия |
Формы контроля |
Домашнее задание |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока
Ф. И. О. педагога: Предмет: Класс: Тип урока:
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
|||||
Проверка домашнего задания |
|||||
Изучение нового материала |
|||||
Закрепление нового материала |
|||||
Контроль |
|||||
Рефлексия |
Технологическая карта урока с методической структурой урока Ф. И. О. педагога: Предмет: Класс: Тип урока:
Дидактическая структура урока |
Методическая структура урока |
Признаки решения дидактических задач |
||||
Организационный момент |
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические приемы и их содержание |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
|
Актуализация знаний |
||||||
Сообщение нового материала |
||||||
Закрепление изученного материала |
||||||
Подведение итогов |
||||||
Домашнее задание |
Копотева Г.Л. и Логвинова И.М. разработали технологические карты с вариативной частью. Они предлагают несколько вариативных компонентов. Эти разработчики составили технологическую карту с вариативной частью, модуль которой фиксирует уровень предлагаемых учебных заданий. Копотева Г.Л. и Логвинова И М. сконструировали технологические карты урока с 2-х модульной, 3-х модульной, 4-х модульной и 5-ти модульной вариативной частью. В этих технологических картах деятельность учащихся представлена в виде модулей. Модуль 1 – познавательная деятельность учащихся, модуль 2 – коммуникативная, модуль 3 – регулятивная, модуль 4 – личностная. В 5-ти модульной карте добавляется модуль, фиксирующий задания базового уровня и задания повышенного уровня. С целью реализации целостного учебного процесса рекомендуется пользоваться как минимум трехмодульной технологической картой урока: определенные ограничения в свободе выбора учителем количества модулей вызваны тем, что существует риск разрушить систему формирования предметных и метапредметных результатов, а этого допустить нельзя.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1. Постановка учебных задач |
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи |
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. |
Поиск решения учебной задачи. |
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. |
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. |
Воспринимают ответы учащихся |
Осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. |
Построение ориентированной основы нового способа действия. |
Организует учебное исследование для выделения понятия. |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. |
Первичный контроль правильности выполнения способа действия. |
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. |
Коррекция отработки способа. |
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. |
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. |
Контроль. |
Диагностическая работа (на выходе): организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность. |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Рефлексия своих действий |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Обучение с использованием технологической карты урока позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС. Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока. Технологическая карта урока четко фиксирует не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у школьников способов