СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина эрудитов

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Министерство образования Саратовской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Саратовской области

«Поволжский колледж технологий и менеджмента»

 

 

 

 

 Методическая разработка

 

 

Викторина эрудитов

«Наш великий, могучий…»

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: преподаватель

русского языка и литературы

Барсукова О.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балаково, 2014г

 

Викторина эрудитов «Наш великий, могучий…»

 

Участники: 1 команда – красные

                    2 команда – желтые

                    3 команда – белые

Ход занятия

I Организационный момент.

Представление команд, капитанов, жюри, болельщиков.

 

II Вступительное слово преподавателя

         Язык – это наша история, наше богатство и культура. Это язык А.С. Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её нормированности, т.е. в подчинении определенным нормам  (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений, в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте, т.е. в отсутствии слов – паразитов, в яркости, выразительности.

         И как знаете вы наш богатый язык, как умеете им пользоваться, мы узнаем в течение нашего занятия.

 

III Основная часть заданий.

 

1 задание: Конкурс капитанов.

Слитно или раздельно пишутся слова (по очереди каждому капитану задается слово – всем по 4 слова, за каждое правильное слово – 1 балл).

Без устали, восвояси, геологоразведчик,

Двоеборье, жизненно важный, незаметно,

Нелепо, невзрачно, про запас.

Раз от разу, судовладелец, с маху.

2 задание: Знатоки русской литературы.

1.Угадайте героев, произведения и авторов. (вопрос задается всем, кто быстрее – 1 балл)

А) «Он был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Ответ: Раскольников, «Преступление и наказание», Достоевский.

 

Б) «Лицо длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

 Ответ: Базаров, «Отцы и дети» Тургенев.

 

В) Перед вами «обновленные» названия известных произведений русских писателей. Восстановите их истинные заголовки и укажите авторов:

«Предки и бэби» -                            «Отцы и дети» Тургенева

«Тинэйджер» -                                 «Подросток» Достоевского

«Записки «чайника» -                       «Записки сумасшедшего» Гоголя

«Не в свою тачку не садись» -        «Не в свои сани не садись» А. Островского

«Мочиловка и залет» -                    «Преступление и наказание» Достоевского

«Кому на Руси кайф?» -                  «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасова.

 

Г) Один из русских писателей создал школу, ставшую необычайным явлением не только в России, но и в Европе.

 

«Это была первая свободная школа. Ученики приходили и уходили, когда хотели, делали, что им угодно, учились только тем предметам, которые им нравились, без малейшего принужденья и дисциплины, кроме той, что вводили они сами».

Кто был организатором этой школы и где она находилась?

 

Ответ: Л. Толстой, Ясная поляна

 

3 задание: Загадки русской словесности (сектор выбирают капитаны – на столе лежат перевернутые листы с названиями секторов, максимальный балл - 4).

 

Фразеология. Объяснить значение фразеологизма:

1. Ловить на лету – понимать, усваивать сразу, легко и быстро.

2. Белая ворона – человек, резко отличающийся от окружающих, не такой, как все.

3. Вкладывать душу – все свои усилия, старания, способности направить на что-либо, целиком отдавать себя чему-либо.

 

Грамматика. Перед вами названия столиц: Дели, Прага, Токио, Осло.

Название одной из столиц морфологически отличается. Назовите его, этот отличительный морфологический признак.

Ответ: Прага – ж.р, другие города м.р., склоняется – другие нет.

 

Литература. По характеристике узнать героя. Назвать имя, название произведения, автора.

«Самый известный женский образ русской литературы. Автор подчеркнул, что «впервые именем таким» освящены страницы русского романа. Задумчивая полудеревенская барышня, тиха, не любила в детстве кукол, любила французские романы – «они ей заменяли все».

  Ответ: Татьяна Ларина, «Евгений Онегин», А.С.Пушкин.             

 

4 задание: История русского языка.

1 вопрос: Переведите на современный русский язык (слова вытягивают капитаны – 5 баллов)

Дюжий – сильный, крупный.

Стенания – страдания, рыдания.

Невесть – неизвестный, непонятный.

2 вопрос: Кто быстрее ответит на вопрос – поднять руку.

Кто такой приспешник?

(соучастник в каком – либо нехорошем деле)

 

5 задание: Язык художественной литературы.

 

(Капитаны выбирают цветную карточку, каждый цвет имеет свою степень сложности, свое количество баллов:

желтый – легкий 4 балла

красный – сложный 5 баллов

синий – самый сложный 6 баллов).

 

Кто автор? Как называется произведение?

 

1. Желтая карточка

 

Поет зима – аукает,                                 А по двору метелица

Мохнатый лес баюкает                           Ковром шелковым стелется,

Стозвоном сосняка.                                 Но больно холодна.

Кругом с тоской глубокою                     Воробышки игривые,

Плывут в страну далекую                       Как детки сиротливые,

Седые облака.                                           Прижались у окна.

                                                                           (С.Есенин. «Поет зима - аукает»)

2. Красная карточка

 

«У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться».

(М.Ю.Лермонотов. «Герой нашего времени»)

 

3. Синяя карточка

 

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Несется в гору во весь дух.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

6 задание: Страна неологизмов.

Мы знаем, что дети часто сочиняют новые слова. Перед вами такие слова. «Переведите» их с детского на взрослый язык. (по 2 слова каждой команде – 1 балл)

              Гребло, ползук, обернушка, стиралка, копатка, мык

Ответ: весло, червяк, обложка, ластик, лопатка, бык

 

7 задание: Увековечены в речи.

Перед вами список слов, среди которых слова, образованные от имен собственных. Найдите их и подчеркните. (за каждое правильное слово – 1 балл)

Наган, пулемет, паровоз, браунинг, дизель, автомат, троллейбус, смородина, маузер, макинтош, винегрет, оливье, бомбарда, сандалии, сандвич, толстовка, грамматика, тушь, антоновка, гаубица.

Ответ: наган, браунинг, дизель, маузер, макинтош, оливье, сандвич, толстовка, антоновка.

 

 

8задание: Игра с болельщиками (пока команды работают над 7заданием – 4 балла)

Какие варианты значения слова «суженый» вы знаете?

Суженый – узкий

Суженый – предназначенный судьбой

Суженый – от слова ссуда

(показать ответы на карточках)

9 задание: Литературные персонажи.

         Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена. Как называется произведение, кто автор? (Кто быстрее ответит – 3 балла)

 

Ларина – Татьяна Дмитриевна. А.С.Пушкин, «Евгений Онегин».

Фандорин – Эраст Петрович. Борис Акунин, цикл произведений о Фандорине.

Чацкий – Александр Андреевич. Грибоедов. «Горе от ума».

 

 

10 задание: Выразительный русский язык.

Употребление в речи синонимов (т.е. слов близких по значению) придает ей выразительность, ясность, певучесть.

         Подберите синонимы к словам: каждая команда получает по одному слову, за каждое слово – синоним – 1 балл.

Смелый – храбрый, решительный, отважный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить – одержать победу, одолеть, побороть, осилить, справиться.

Холодный человек – неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

 

 

11 задание: Игра с болельщиками (пока команды делают 10 задание) – 4 балла.

         Рассказать выразительно любое стихотворение.

 

12задание: Эти трудные числительные.

         Записать словами число и просклонять – 1987(количественное числительное) (максимальный балл – 10).

И.п.

тысяча девятьсот восемьдесят семь

Р.п.

тысячи  девятисот восьмидесяти семи

Д.п.

тысяче девятистам восьмидесяти семи

В.п.

тысячу девятьсот восемьдесят семь

Т.п.

тысячей девятьюстами восьмьюдесятью семью

П.п.

(о) тысяче девятистах восьмидесяти семи

 

13 задание: Трудные вопросы орфографии. (Вызвать два человека от команды – делают, пока остальная команда выполняет 12 задание - 5  баллов за правильный ответ).

 

спортакиада – спартакиада

друшлаг – дуршлаг

грейпфрукт – грейпфрут

проволка – проволока

нервопатолог – невропатолог

подшибник – подшипник

компрометировать – запись верная

 

IV. Подведение итогов. Награждение победителей.

         Надеюсь, что сегодня вы многое узнали. И хотелось, чтобы вы знали, что о нас судят на основании того, что мы делаем, как выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Проводите время, читая Шекспира, Пушкина и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

 

 

«Самая большая ценность народа – это его язык, язык, на котором он говорит, пишет, думает. Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык… Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – гораздо более точный показатель человеческих качеств, его культуры».

Д.С. Лихачев.

 

 

Дополнительные задания:

        

  1. Перечислите названия произведений, содержащие прилагательные.

 

«Василиса Прекрасная», «Гадкий утенок», «Теплый хлеб», «Медный всадник», «Зимнее утро», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Майская ночь или…», «Железная дорога», «Уроки французского», «Лошадиная фамилия», «Собачье сердце», и другие.

 

  1. Персонаж, какого произведения получил от отца следующее наставление:

«Смотри же, учись, не дури, не паясничай, а больше всего угождай учителям и начальникам». («Мертвые души», Чичиков)

 

  1. Кому из литературных героев принадлежат следующие изречения?
  • «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
  • Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Ответ:    Митрофан, «Недоросль», Фонвизин

                 Фамусов, «Горе от ума», Грибоедов

  1. Перед вами начальные строки стихотворений известных русских поэтов. Продолжите их.
  • Я пришел к тебе с приветом  рассказать, что солнце встало.
  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
  • Мороз и солнце. День чудесный.  Еще ты дремлешь, друг прелестный.
  • Я помню чудное мгновенье – Передо мной явилась ты.
  • Как ныне сбирается вещий Олег – Отмстить неразумным хазарам.
  • Скажи-ка, дядя, ведь недаром – Москва, спаленная пожаром.
  • Умом Россию не понять – Аршином общим не измерить.

 

 

 

 

Категория: Русский язык
29.12.2014 17:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!