СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Работа с ними - один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Деткам с такими нарушениями сложно переключаться с одного звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.
ВРР может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.
Последовательность выкладывания предметов - 1:1 (2-3 года), 2:1, 1:1:1, 1:2 (4-6 лет).
Как предъявлять инструкцию? Начинаем с последовательности 1:1. Вы выкладываете 4 предмета
, затем спрашиваете: «Что дальше?». Ребёнок должен понять последовательность и выложить дальше. Затем подсказываем только указательным жестом.
Нужно выкладывать не менее 6-ти предметов (идеально 10-12). Если выложить мало, то мы можем не увидеть ошибок ребёнка.
Сам по себе визуально-ритмический ряд является проверкой логических операций ребёнка (когнитивной сферы). Но мы будем накладывать моторную программу и речь.
У детей с нарушением слоговой структуры слова (если проблема с переключаемостью) нарушено моторное планирование - умение выполнять целенаправленные, последовательные движения. Мы можем подключить это в работе с ВРР. Выкладываем ряд 1:1, добавляем движения (пальчик-ладошка-пальчик-ладошка.). Также можно добавить речь - переключение со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. Если ряд 1:1, то добавив звуки, получится так: А-У-А-У-А-У.
ВРР можно использовать на запуске речи, например, ребёнок говорит только первым слогом - сначала учить выкладывать его. Затем произносить звуки/слоги/слова. Можно усложнить моторной программой.
Можно использовать при автоматизации звуков, даже если у ребёнка нет нарушений слоговой. Автоматизировать звуки Ш-Ж, выкладывая ряд 1:1 (ШиШка-крыЖовник.). Здесь не стоит цель научить переключаться, скорее разнообразить процесс автоматизации. Я использую рядочки практически на каждом занятии, решая разные задачи.
© 2024, Иванова Вера Сергеевна 25