СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Под метаисторическим углом зрения.
Разгром храма в Пасхальную ночь,1999 г. Холст, масло
На первый взгляд, отражено локальное событие – конкретный храм, в котором идет праздничная служба, и в который врываются революционные солдаты и матросы. Начало 1920-х. Такое происходило часто… В сущности, это не просто храм, это собирательный образ всех храмов, разгромленных в те годы. Разрушенного первого храма Христа Спасителя, разогнанных монастырей, превращенных в склады соборов… Но если всмотреться в эту картину постепенно - сначала издали, потом медленно подходя, понимаешь, что здесь изображено еще большее. Борьба добра и зла в масштабах, выходящих далеко за рамки нашего мира.
Вечная Россия, 1988 г, Холст, масло, акрил.
Очень известна картина 100 веков России, или вечная Россия. Охватывает она, конечно, не 100, а около 10 веков Российской истории, которая разворачивается перед нами слева направо.
Черные тучи слева – раздробленность Руси, нашествие монголо-татар, правее – островок спокойной синевы – Московская Русь, святая Русь Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Правее – дым пожарищ смуты. В центре голубое небо правления династии Романовых.
В первом ряду стоят русские святые, среди которых особенно легко узнаются Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Мальчик в самом центре внизу – царевич Алексий, сын Николая II. Здесь же среди русских святых изображены – Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь.
Масштабность картины впечатляет.
Светлые образы русской истории
Сергий Радонежский и Андрей Рублев, 1992 г, из цикла «Поле Куликово». Холст, масло.
Лик святого обычно печален, мрачен. На фоне его – дым пожарищ, тревожные образы. Могли ли они знать друг друга при жизни – вопрос открытый. Каких-то исторических данных, подтверждающих это нет. Не известен точно даже год рождения Андрея Рублева. Но, конечно, юный монах мог посещать старца – слава Радонежского подвижника в те годы была уже далеко за пределами его скромной обители.
Образы вестнического искусства
– Я давным-давно определил для себя четыре важнейших направления в творчестве и от них не отхожу. Первое – это вечная Россия. Второе – существование в огромном мегаполисе человека с его одиночеством, мечтаниями, надеждами. Третье – это образы великой отечественной культуры, литературы, в частности, те, которые рождаются от прочтения моего любимого Федора Михайловича. Ну и четвертое – это портреты.
Илья Глазунов
Ночь, 1986 г.
Этот вглядывающийся во внутреннюю тьму Достоевский - один из самых глубоких образов, созданных Глазуновым.
Белая ночь,1983 г. Холст, масло
Удивительна статичность этой картины. Достоевский изображен на пересечении двух каналов в виду Никольского Собора – в том самом районе Коломна в западной части Питера, где он любил гулять, размышляя над героями своих книг…
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
А.А. Блок
Когда кто-то выбивается из общей колеи и тем более имеет своё лицо, это чаще всего вызывает протест.
Илья Глазунов имеет лицо, узнаваем, и у него прекрасное чувство истории.
Его образы достаточно глубокие. Эта глубина и притягивает зрителя.
Светлая память
© 2017, Покрышкина Ольга Васильевна 554