СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Включение духовно-нравственного компонента в содержание рабочей программы по музыке и пению в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ИН).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья опубликована в сборнике "Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи": в материалах Восьмых областных Благовещенских чтений (Воронежский государственный педагогический университет, 2018)

ВКЛЮЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИН).

Н.В. Анпилогова, учитель музыки и пения КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Уроки музыки в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определены программой как уроки, имеющие светский характер. Но творческий подход к обучению детей с интеллектуальными нарушениями даёт возможность использовать материал духовно-нравственной направленности, так как именно такой материал непосредственно обращён к душе ребёнка - к самому ценному, что есть в человеке - и имеет благотворное на неё воздействие.

Первое знакомство с духовной музыкой происходит при изучении темы «Песня» в 1 классе и представляет церковное пение («Трисвятая песнь» - «Святый Боже»). Дети с интеллектуальными нарушениями, как правило, не имеют опыта восприятия такого рода песен. Поэтому необходимо настроить детей на слушание необычного пения, такого, которое они, возможно, не слышали ранее. Во время слушания или после него рекомендуется учителю исполнить самому текст песни (это необходимо для лучшего восприятия учащимися песенного содержания). На уроке решаются ценностно-смысловые компетенции: кто такой Бог? как Бог относится к людям? что ждёт Бог от нас? какие бы твои поступки понравились (не понравились) Богу? что ты можешь сделать, чтоб понравиться Богу?

Из беседы дети узнают, что Бог есть свет и есть любовь: Он любит каждого, ждёт от каждого из нас добрых поступков и готов нам помогать; Бог плачет, когда мы обижаем кого-то, злимся, а когда плачет, не может помочь нам в трудную минуту и защитить нас от зла.

Уместно познакомить первоклассников с христианской детской песней «Открой, открой»:

«Открой, открой, стою Я у двери и стучу,

Открой, открой, стою Я у двери и стучу.

Если ты услышишь глас,

Если ты услышишь глас

И откроешь, откроешь,

Дверь мне откроешь, Я войду…»

Ответ на вопрос: «Что будет, если не открыть дверь Богу, не доверить Ему своё сердце?» - один из важных выводов первого знакомства с христианской песней.

Во 2 классе, когда речь идёт о связи содержания песни с настроением песни и музыки, есть возможность обратиться к эмоциональному состоянию, к чувствам ребёнка во время знакомства с христианской детской песней «Да, мне нравится всё вокруг»:

«Да мне нравится все вокруг: И ромашковый жёлтый луг, И зелёный прохладный лес, Синева бесконечных небес. На лужайке цветы цветут, Птицы радостно в небе поют, Дышит свежестью тихий лес. Этот мир полон всяких чудес. Только Кто это сотворил? Дал мне весь этот мир, подарил? Имя это ты назови! Кто раскрасил его в цвет любви?.»

Если при слушании ребёнка посетили светлые чувства, то неудивительно появление желания петь вместе с исполнителями песни. Такие дети уже открыты к духовно-нравственным беседам. Если ребёнок грустил, то из искреннего диалога можно понять, что именно тяготило ребёнка, о чём он вспомнил, подумал. Возможно, он нуждается в помощи или совете.

В теме «Напевность» (3класс) наряду со знакомством со светскими музыкально-песенными сочинениями уместно прибегнуть к слушанию духовного пения. Такое пение – яркий пример соединения слов с музыкой голоса. Доступным для восприятия третьекласснику будет сочинение «Господи,помилуй» («В воскресенье рано солнышко взошло»):

«В воскресенье рано солнышко взошло, Аллилуйя.

Солнышко взошло, три девы шло, Господи помилуй.

А одна дева крест в руке несла, Аллилуйя,

А друга дева та свечу несла, Господи помилуй.

А третья дева кадило несла, Аллилуйя,

Навстречу им идёт Божья Мать, Господи помилуй…»

Логично: после анализа содержания услышанного перейти к разговору о душе, о тех духовных ценностях, которые делают человека светлее, добрее, учат любить жизнь и быть благодарным. Учащиеся с интеллектуальными нарушениями особенно испытывают потребность в заботе и любви, но они легко проявляют либо равнодушие к миру, либо часто выражают негативное к нему отношение. Поэтому, как можно раньше, потребно помочь ребёнку стать жизнерадостным и жизнелюбивым.

Когда в 4 классе рассматривается тема «Разнообразие музыки», невозможно промолчать о музыке духовной и о потребности человека в ней. Благодарственная христианская песня помогает ребёнку почувствовать, что он не одинок в этом большом мире, что он всегда может рассчитывать на помощь Бога, Бог посылает нужных людей в трудной жизненной ситуации, но при этом необходимо помнить, какими духовно-нравственными качествами должен человек украшать себя. Итогом беседы, обращающей внимания на перечисленные ключевые моменты, может быть знакомство с духовной детской песней «Аллилуйя, слава Господу!»:

«Разлились и наполнились реки,

Возвратились птицы домой,

Осуши мои мокрые веки,

И у кроватки постой…»

В 5 классе учащиеся сами пытаются найти ответ на вопрос: «Какую роль в жизни человека играет духовная музыка?».Чувства, эмоции, впечатления выходят на уровень осознания: дети через собственные переживания приходят к пониманию необходимости исполнения духовной песни; указывают на потребность в таком пении; предполагают, при каких обстоятельствах человек особенно нуждается в слушании духовного пения. Молитвенное пение – это разговор с Богом. Разговор с Богом – большая радость. С Ним, как ни с кем другим, можно говорить обо всём. И у Господа всегда есть время выслушать. Господь может стать Спасителем любого человека, который получил прощение грехов. Пятиклассники могут поделиться своими представлениями о грехах и прийти в совместных с педагогом рассуждениях к выводу: спасение приходит через покаяние. Такая доверительная беседа очень важна для учащихся. Она невольно обращает внимание детей на содержание внутреннего мира лично каждого и подготавливает к исповеди. Логическим завершением беседы может послужить покаянное песнопение «Дни мои»:

«Дни мои сосулькой растаяли,

Годы мои канули вешние.

Господи, не оставь меня.

Приими в раскаянии грешного!.»

Музыка – это тот ключ, при помощи которого можно открывать двери детской души. Открыв дверь, необходимо идти до конца, чтобы питать ребёнка убеждениями, которые помогут ему социально адаптироваться в самостоятельной жизни, получая опору духовно-нравственного стержня.

Чем старше становится ребёнок, тем он больше способен осмысливать свои эмоции и чувства. Учащиеся с нарушениями интеллектуальной сферы испытывают трудности в самостоятельных рассуждениях. Педагог принимает на себя важную миссию «ведения за руку» такого ребёнка по пути от неустойчивых эмоций к законам, которыми будет уже не дитя, а взрослый человек руководствоваться в своей жизни.

Схематично этот путь можно обозначить так:

Кратковременные, неустойчивые эмоции переживания (упражнения в испытывании избранной эмоции) - устойчивые эмоции, характеризующиеся глубиной, т.е. чувства - осознание (что это такое?) - осмысление (а что, если…?) - убеждения (ответы на вопросы «почему?») - принципы, законы, которым я следую (личностно важные ответы на вопросы «зачем?» и «для чего?»).

Важно помнить, какие эмоции будут посеяны изначально, какие станут доминирующими.

Дети с нарушением интеллекта отличаются скудностью эмоций. Поэтому важно на уроках прибегать к работе ассоциаций – активизировать одновременно несколько сенсорных механизмов: не только слух, но и зрение, зоны тактильных восприятий и даже вкуса.

К 6 классу учащиеся с нарушением интеллекта имеют уже достаточно опыта, чтобы использовать ассоциативные связи для активизации эмоций.

На уроке «Музыка, живопись и эмоциональное состояние человека» проводится серия игр, которые определяют уровень и возможности развития ассоциативных связей: 1) видим цвет – называем настроение; 2) видим цвет – называем вкус; 3) видим картинку – называем звук; 4) слышим музыку – называем место (лес, озеро, дорога, ярмарка или др.)… Ответы учащихся с интеллектуальными особенностями могут быть неожиданными и часто спонтанными. Поэтому правильным будет выполнение задания в неторопливом темпе, чтобы дети могли сосредоточиться на своих ощущениях и эмоциях и трансформировать их в иные ощущения, образы.

Учащиеся понимают, что услышанное можно увидеть, а увиденное – услышать и этому способствует возникающее настроение от услышанного или увиденного. При рассматривании живописных картин на церковно-православную тематику, дети делятся своими впечатлениями, определяют, какое настроение вызывает созерцаемая живопись. Учитель предлагает подобрать один из вариантов увиденного - подходящий к песенно-музыкальному сочинению «Что за дитя в хлеву чужом» - обосновать выбор, уточнить, совпадает ли смысл песенно-музыкального сочинения со смыслом живописного произведения.

Обобщая темы «Влияние литературы на музыку» вполне удобно предложить семиклассникам обратить внимание на то, как библейские сюжеты нашли своё отражение в христианской песне. Христианская песня «Райский сад» - один из ярких примеров для такого рода наблюдений на уроке музыки и пения в 7 классе. Знакомство с библейскими сюжетами помогает учащимся не только расширить кругозор, но и получить душеполезное поучение.

Нередко на обобщающих уроках есть место для актуализации творческих способностей учащихся. Например, выполнение задания: исполнить молитву как устное, словесное произведение в качестве песенного – довольно непростое задание для семиклассника с нарушением интеллекта, т.к. оно предполагает использование творческого потенциала учащегося, решения нестандартной ситуации, тогда как для учащегося с таким типом ограниченных возможностей нестандартная ситуация может оказаться неразрешимой. Чтобы избежать «тупика» при выполнении творческого задания, учитель снова должен обратиться к душе ученика: что учащийся чувствовал, когда читал молитву?; какое настроение у него возникало?; с каким настроением можно исполнять эти слова?; каковы будут особенности музыки для прочитанных слов, почему? И только после этого попробовать напеть прочитанное (более простой вариант: выбрать из предложенных мелодий самую подходящую).

В 8 классе на серии уроков, посвящённых теме «Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении мира», учащиеся отграничивают мир внешний от мира внутреннего. К внутреннему миру они относят то, чем полнится душа человека. Они отвечают на вопросы: что такое доброта и злоба? зачем нужна доброта? нужны ли трудности человеку и для чего они? как бы вы хотели, чтобы друзья, близкие и не очень близкие люди относились к вам, почему? являетесь ли вы сами такими, какими хотите видеть людей, живущих рядом с вами? что порой мешает вам быть добрыми? какую душу (внутренний мир человека) можно назвать богатой? где можно обрести это богатство? каким способом это богатство приобретается? как вы думаете, трудно ли сохранить богатство души или нет, почему?

Для учащихся с нарушением интеллектуальной сферы трудно оперировать абстрактными понятиями, поэтому для того, чтобы ответить на такие обобщённые вопросы рассматриваются конкретные примеры из жизни и литературы (рассказы, притчи). На вопросы может помочь дать ответ и христианская песня. Примером такой песни является «Страна, где царь Христос».

1.На карте мира не найти

Страну, где царь Христос.

Но как же нам туда войти,

Звучит в душе вопрос.

Туда нельзя на корабле,

По океану плыть.

Не пешеходом по земле,

Путь дальний совершить

2.Не на земле и не в воде,

Страны той чудной нет.

А где же, в самом деле, где?

Кто может дать ответ?

Здесь география проста,

Хотите знать сейчас?

Примите верою Христа,

И царство будет в вас.

3.На карте мира не найти

Страну, где царь Христос.

Но кто даёт ответ тебе,

На важный тот вопрос?

Христос в сердцах людей живёт,

И всех к себе зовёт.

Небесный мир и благодать,

Спаситель нам даёт.

Учащиеся делают вывод, что сердце, душа каждого человека – страна, в которой живёт сам Господь. Поэтому, причиняя душевную боль другому человеку, мы раним самого Господа и распинаем Его в душе своей.

Педагогу стоит помнить, что неумеющий любить научить любить не сможет, а несчастливый не сможет помочь другим обрести счастье.

Категория: Всем учителям
29.03.2018 18:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!