СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние компьютерных игр на языковое и психическое сознание студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы в России довольно актуальной является проблема влияния компьютерных игр на молодежь. Действительно, школьники и студенты большую часть своего времени проводят у компьютера, ноутбука или же не выпускают из рук «мобильник» - знакомая и привычная уже картина. Большая часть времени, проводимого обычным современным подростком за компьютером – это переписка, просмотр страничек в социальных сетях, прослушивание музыки, а также развлечения в виде онлайн-игр. Согласно статистическим данным, наибольшую тревогу в последние 5 лет у родителей и педагогов вызывают именно эти игры. Правда ли то, что они «зомбируют» нашу неокрепшую психику? Большинство людей считают, что компьютерные игры настолько увлекательны и разнообразны по свойствам и графике, что вскоре совсем заменят современным подросткам и молодёжи обычные развлечения: спортивные, развлекательные, прогулки на свежем воздухе, увлечение техникой, живое общение с друзьями.

Я решила рассмотреть эту проблему несколько в другом аспекте и поставила себе следующую цель - проанализировать отношение студентов к компьютерным играм и определить степень пользы такого вида игр для языкового и психического сознания современной молодёжи. В первую очередь, я исследовала существующие компьютерные игры, попыталась классифицировать их по типам, видам, жанрам. Получилось пять основных групп: а) управленческие игры – стратегии. Играя в них, мы пробуем себя в роли менеджера и управленца; б) Симуляторы – игры, содержащие в себе управление техническими средствами; в) неролевые игры с видом от первого лица – типичные игры – «стрелялки»; г) логические, азартные игры, головоломки. Отражают мыслительную деятельность, но не развивают в нас творческих навыков; д) игры на быстроту реакции. Проанализировав все эти типы, путём игры в них, я попыталась определить отношение наших студентов к компьютерным играм в целом и разработала опросник под названием «Компьютерные игры в нашей жизни. В опросе приняли участие 72 студента нашего образовательного учреждения с 1 по 3 курсы. Инструментарием исследования явилась разработанная анкета, состоящая из 10 вопросов. В ходе анкетирования студентов я выяснила периодичность их игры на компьютере и сотовом телефоне: частота составляет в среднем 5 дней в неделю, а длительность — 3 час 55 минут в день. Юноши тратят на компьютерные игры либо игры в телефоне более 4 часов в день, девушки, почти все, не более одного-двух часов свободного времени. При опросе нас интересовали также причины такой увлеченности ребят компьютерными играми. На основе ответов был определен следующий перечень причин: 1-е место — желание отдохнуть и отвлечься от уроков (85 %); 2-е место — игра помогает развить ловкость и быстроту реакции (10 %); 3-е место — игра позволяет проверить свои знания в разгадывании заданий, узнать что-то новое (5 %). Большой процент студентов, указавших на первую причину, можно объяснить по-разному: либо действительно устают от уроков и сложных заданий (хотя при этом не понятно, откуда еще берутся силы подолгу сидеть за компьютером), либо не знают и не используют иного вида отдыха и развлечения, способного и снять усталость, и развить какие-либо полезные навыки. Можно также предполагать, что излишняя увлеченность компьютерными играми чаще проявляется у студентов, которые не проводят совместный досуг с родителями и друзьями, особенно в виде домашних дел и творческих занятий, а также хобби (интровертивные типы личности).

В ходе исследования я попыталась составить целостную картину последствий использования компьютерных игр. Прежде всего, в ходе анализа научных источников и анкетирования был выявлен целый ряд отрицательных последствий игры на компьютере: ухудшение навыков общения, снижение качества учёбы, агрессивность, конфликтность, раздражительность, бессонница, компьютерная и «телефонная» зависимость. Однако, в процессе исследования выяснились и положительные моменты в использовании компьютерных игр развиваются: 1) реакция, глазомер и мелкая моторика, 2) управление компьютером, 3) воображение, интуиция, 4) внимательность, запоминание материала, 5) получение новых знаний, 6) логическое мышление, 7) прогнозирование ситуации, принятие решения, 8) овладение иностранными языками; 9) развитие творческого мышления. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что всем студентам, в независимости от их пола (мужской или женский) нравится играть в компьютерные игры или игры на телефоне. Они считают их увлекательными и интересными, им бывает трудно оторваться от игры и заняться какой-то другой деятельностью. Любимые игры студентов разного возраста: «Контрастрайк», «Детрайсинг», «Варфейс» и «Ворлд оф тэнкс». По данным опроса, половина ребят не знает, чем им заняться, когда доступ к компьютеру или телефону ограничен, они не испытывают желания читать, заниматься спортом, гулять на улице с друзьями. 100 % опрошенных имеют неограниченный доступ к Интернету, а также зарегистрированы в социальных сетях. Кроме того, на вопрос «Считаешь ли ты, что компьютерные игры приносят вред? Почему?» - 83 % студентов ответили, что вреда в компьютерных играх или играх на телефоне нет никакого. Но при этом они очень бы расстроились, если бы по какой-либо причине не смогли вдруг играть в них. Также больше половины студентов выбрали бы вместо новой модной одежды – новый компьютер, планшет, ноутбук или комплектующие к ним. Всё это говорит о том, что сознание студентов уже подвержено влиянию компьютерных технологий, имеется и некоторая зависимость от компьютерных игр. Анализ полученных данных подтолкнул меня к созданию небольшого практического руководства по использованию компьютерных игр студентами – это свод правил « Компьютерные игры – наш друг, а не враг!» Эти правила помогут студентам, играя в компьютерные игры, извлекать из них только пользу, не вредя при этом своему психическому и физическому здоровью.

Практическая значимость работы заключается еще и в том, что я разработала и перечень рекомендаций для родителей и педагогов, в основном касающиеся организации свободного досуга студента и совместного времяпрепровождения: а) относиться с уважением к личности студента, с поддержкой, чтобы он доверял родителям и взрослым, и мог всегда обратиться к ним за помощью и поддержкой; б) проводить совместно свой досуг, быть в курсе увлечений, интересов и проблем подростка; в) собственным примером продемонстрировать отказ от излишнего увлечения сотовыми телефонами, социальными сетями и компьютерными играми; г) вместе с подростком выбирать компьютерные игры, в первую очередь развивающие и без насилия; д) найти новое увлечение, записать в кружок, приобщить к спорту, поощрять познание мира без компьютера; е) поощрять живое общение подростка с его друзьями; ж) заранее четко обговаривать условия игры на компьютере, т. е. когда и сколько. Рекомендации студентам, прежде всего, сводятся к более рациональному использованию компьютерных игр: а) выбирай игру сознательно, определяя, в чем её полезное влияние; б) используй компьютер для получения знаний, которые необходимы в жизни; в) стремись к живому общению, ищи друзей в реальном мире; г) помни, что ты интересный и привлекательный человек, что у тебя много достоинств, которые можно проявлять в реальной жизни; д) играй не больше 1 часа в день с перерывами; е) после каждых 15 минут делай гимнастику для глаз; ж) делай после работы на компьютере физическую разминку тела и кистей рук, прогуляйся на свежем воздухе.

Таким образом, компьютер и компьютерные игры, как и любой предмет, может быть как полезным, так и опасным для студентов. Только умеренное использование компьютерных игр помогает развить полезные навыки у подростков. Современные компьютерные игры помогают студенту овладеть английским языком, улучшить своё произношение, пополнить словарный запас. А онлайн-игры позволяют общаться с большим количеством носителей иностранного языка, способствуют развитию навыков аудирования, формированию языковой памяти и произносительных навыков, улучшают грамматический строй речи. Некоторые игры первого типа являются интерактивными аналогами книг, а, значит, интерес к ним можно приравнять к интересу к чтению.

13.10.2020 13:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!