СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Речь — это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе.
Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. Речь теснейшим образом взаимосвязана с мышлением. От богатства словарного запаса зависит ясность и точность мышления.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли. Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
У детей раннего возраста еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Ребенок, имеющий высокий уровень степени сформированности тонких движений пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.
Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
Систематические занятия мелкой моторикой положительно сказываются на общем развитии ребенка, способствует речевому развитию.
Несколько советов, которые сделают занятия мелкой моторикой интересными и эффективными :
- Лучшие упражнения по развитию мелкой моторики все, что ребенок может сделать по домашнему хозяйству и самообслуживанию;
- начните с простого, постепенно переходя к более сложным задачам, уделите большее внимание тем заданиям, которые у ребенка не получаются;
- игры должны быть непродолжительными, но регулярными.
Игры по развитию мелкой моторики:
●Пересыпание и переливание отлично тренируют ловкость рук и координацию движений.
●Сортировка любых мелких предметов.
●Нанизывание колечек на стержень, нитку.
●Работа с пластилином или тестом: мять руками, лепить фигурки, вдавливать предметы в пластилин.
●Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
●Игры с прищепками: игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук.
●Игры с бумагой: рвать на мелкие кусочки, полоски, просто мять. Можно выкладывать различные фигуры или буквы и цифры. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки
●Игры с конструктором: свободное конструирование – самый простой способ развития у ребенка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в руках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие мелкой моторики рук
●Игры с мозаикой: игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
●Пазлы: собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
●Рисование. Не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне.
●Игры с прищепками: игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук.
● Закручивание и раскручивание крышек: развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.
●Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.
Существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!
© 2023, Паршонкова Клавдия Николаевна 42