СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вокально-хоровые упражнения в младшем хореХоровое пение - наиболее доступная школьникам исполнительная деятельность. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствуют развитию здорового голосового аппарата.Значительное место в системе хорового обучения занимают вокально - хоровые упражнения. Их цель - формирование певческих навыков, развитие детского голоса. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории.К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению более высокого уровня художественного исполнения.Упражнения второй категории направлено на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам и не могут быть систематезированны с большей четкостью и последовательностью.
Практически каждое занятие хора начинается с вокальных упражнений, называемых обычно распеванием. Распевания состоят из специальных упражнений; выполняют функции настройки, подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром.К самим распеваниям, к их отбору могут быть предъявлены определенные требования. Они должны носить универсальный характер. Принципиальное значение имеет относительная стабильность, постоянство отдельных приемов и периодическое пополнение этих приемов.«Концентрический» метод М. Глинки является фундаментом русской вокальной школы. Он включает в себя стабильные упражнения для систематического их использования из года в год. Сущность этих упражнений такова:
В младшем хоре распеванию уделяется 10-15 минут. Я использую распевания Н. Добровольской, применяю фонопедические упражнения В. Емельянова и другие традиционные распевания.Целью фонопедических упражнений является решение тренажных задач работы над голосом, они являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе.Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.Упражнения делятся на несколько групп, в зависимости от поставленных задач:
Что эти упражнения дают хору? Расширение диапазона (а - А2), улучшение вибрато, большую певучесть звука.Распевание должно ощущаться хористами как необходимость. Первые вокальные упражнения распеваний состоят из коротких фраз. Удобны нисходящие фразы. Во время упражнений в удобном диапазоне легче работать над мягким естественным унисоном, добиваться точности интонации, точности реакции на руку дирижера.
Составной частью являются упражнения на приобретение и развитие различных умений и навыков. Это упражнения по нотной грамоте, на многоголосие, ритмические, артикуляционные и т.д.Навыки, приобретенные на упражнениях, не связанных с репертуаром хора, но не закрепленные и не используемые полностью в исполняемом репертуаре превращают технику хорового искусства в самоцель.Песенный репертуар подбирается соответственно певческому развитию детей и степени их владения вокально-техническими навыками. Встречаются и такие произведения, в которых имеются отдельные трудности. Освоению и закреплению отдельных сложных элементов и способствуют такие упражнения.Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах:
Система вокальных упражнений предполагает порядок учебных задач: в начале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразования, дикция в унисонном пении.Работа над ансамблем, строем в одноголосном пении. Далее упражнения на пение на два голоса. Выработанные вокально-хоровые умения и навыки необходимым средством передачи образного содержания произведения и прямо влияют на качество и выразительность исполнения.
Используемая литература
1. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса
в процессе работы с хором//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10.
- М.: Музыка, 1975.
2. Пономарев А.С. Жизнь детского хора || Воспитание музыкой, 1991.
3. Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.В 2-х выпусках – В. 1: 1-4 класс, В 2 – 5-8 класс.
4. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - Л.: Музыка, 1967.
© 2015, Агалтдинова Дина Газимьяновна 2065