СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы психологу: о том, обязательно ли ходить в садик, как выбрать садик/школу для ребенка, и с какого возраста отдать туда малыша

Нажмите, чтобы узнать подробности

В какой детский садик/школу отдать ребенка

Есть много признаков хорошего сада и школы, на которые ориентируются родители. Чисто внешние признаки (материальая база, рейтинг, сарафанное радио и престижность) вам не очень помогут в понимании того, насколько комфортно и полезно для развития ребенка будет это место.

Поэтому я рекомендую: когда отдаем малыша в садик, смотрим на… директора. Вам нужно понять, как и в чем он/она видит свою миссию. Проще говоря, это «ради чего я это делаю, что я хочу сделать». Договоритесь о встрече, задавайте вопросы о том, что происходит в саду, и внимательно слушайте, о чем он будет говорить.

Если он говорит о успехах учеников, то это явная ориентация на результат. Если ваш ребенок плохо себя чувствует в рамках постоянной жесткой конкуренции, конкурсов, побед, то ему будет сложно вписаться в атмосферу этого детского заведения. Там, где директор ориентирован на успех, с трудом будут терпеть неуспешных детей. Даже когда такая ситуация в школе, это уже проблемы, а в садике ориентация на успех может быть очень травматична для малыша. Особенно, если на успех ориентирована и мама.

В ситуации двойного давления ребенок не развивается, а постоянно демонстрирует свои достижения. По сути, он вынужден жить каждый день в условиях «открытого урока», в стрессе. Есть дети, которые могут в этом жить. А есть такие, для кого это - ломка психики.

Если у вашего ребенка есть особенности, и вы спрашиваете директора о том, что с ними делать, и получаете ответ «Работайте над этим!», над этим стоит задуматься!

Второй вариант, тоже грустный – когда занимаются не развитием, а обычным присмотром, эдакое болотце. В такой ситуации часто говорят о медицине, врачах, то есть о том, как уберечь, накормить, напоить, а остальное все успеется. Такая бабушка, а не директор садика. Активный ребенок в таком саду заскучает, потому что особого развития тут не будет, зато невротичный ребенок может передохнуть и прийти в себя.

Хороший директор рассказывает о делах и идеях:мы такое вот придумали, вот такое сделали. Он/она увлекающийся, увлеченный процессом.Он и подбирает таких же педагогов, и стимулирует к развитию детей.

Что касается воспитателя в той группе садика, куда вы собрались, то самое важное для него - устойчивая нервная система. Хорошо, если он/она увлеченный педагог. Во время разговора обращайте внимание на то, как он общается с детьми. Если он мило беседует с вами, а в это время подходит ребенок, который что-то хочет спросить или получить, а воспитатель на него раздражается, не реагирует сразу – то это нехороший признак.

Хороший воспитатель покажет, что ребенок для него главный. То есть он прервет разговор с вами, со взрослыми и пообщается с ребенком, идеально – присев на уровне глаз малыша. Плохой признак – когда куклы сидят на шкафах, а не лежат на ковре в игровой комнате.

Важно понять для себя, как воспитатель реагирует на конфликты детей. Если он считает, что «дети сами разберутся» - это нехорошо. Таких маленьких детей нужно учить правильным вариантам социального общения, они не могут сами это придумать, не переняв от взрослых (больше о том, почему важно учить детей разрешать конфликты, читайте в нашем интервью с Людмилой о том, как выбрать первого учителя. Чувство юмора – хороший показатель. А еще человеку должна нравится его работа. Но и позиция «Все хорошо, прекрасная маркиза» - это перекос. Он должен говорить и о сложностях, но легко: например, была такая проблема, но мы ее решили.

Очень, очень важно: смотрите на то, какая у педагога речь.Нужно, чтобы она была без косноязычия, без логопедических проблем.Ребенок однозначно спишет это у педагога. Как и наполненность, содержательность речи.Речь очень важна, маленькие дети ее списывают у взрослых,это формирование мышления. Ребенок впоследствии именно так и будет мыслить.

Чем младше ребенок, тем внимательнее нужно быть. Приведу понятную всем кулинарную ассоциацию: есть ингредиенты, которыми мы посыпаем пирог. Если они нам не понравится, посыпку можно снять, соскоблить. А есть те составляющие, что замешиваются в тесто. Речь, интонации, содержательность речи – словно вода, которую маленький ребенок впитывает. При этом у малышей нет фильтра, через который он пропускает информацию и людей. В случае с воспитателем он «пьет из-под крана». И вот тут важно, что он пьет.

Кстати, это актуально и тога, когда речь идет о няне. Какую речь ребенок слышит, так он и будет строить предложения впоследствии, это записывается на «подкорку». Можно до посинения нанимать репетиторов из МГУ, а он будет разговаривать словами и выражениями своей няни, которая его в коляске катала до полутора лет. Потом ее уволили и забыли о ней, но у младенца все уже «записалось». Поэтому лучше читайте малышу Пушкина, даже когда он спит в коляске. При маленьком ребенке можно и нужно говорить, когда он спит. Не кричите, но сидите и читайте себе вслух что-то из классики. Это отложится.

Обязательно ли ребенку ходить в детский сад?

В сад ходить не обязательно, но обязательна социализация, игровое общение с детьми разного возраста. Совместные занятия, рисование, английский, танцы и борьба – хорошо, но недостаточно.

Необходимо совместное проживание игрового и бытового опыта, конфликт, обиды, помощь в трудных ситуациях, солидарность против мира взрослых. К школьному возрасту необходимо ответить на вопросы – для чего живет человек, кто я, зачем я тут, как ко мне относится этот мир. Все это проживается в ролевой игре, а она не формируется во время обучения.

Паттерны поведения ребенок берет у взрослых, но проживает и осваивает он их во время общения с другими детьми. Грубо говоря, у взрослого он обезьяничает, копирует, а другой ребенок для него – зеркало, в котором видно, как малыш усвоил тему.

По книжкам невозможно научиться общению. Вместе ходить на занятия – этого мало. Во время обучающих занятий процессом руководит педагог. Там не решить, кто сегодня будет главным в игре, как организовать игру, чтобы в ней все были довольны, и так далее. И это нужный для ребенка опыт. Часто бывает, что ребенок считает себя лидером, и его родители его в этом поддерживают. А потом он начинает играть с детьми, претендуя на ведущую роль, но не смог организовать друзей, найти каждому место, чтобы было интересно. В итоге ребенок будет сидеть в углу обиженный. Но это – опыт, без которого в будущем ему не обойтись. Разновозрастная группа, в которой старшие учат младших и опекают их, а малыши на них ориентируются – это тоже хорошо и полезно.

В каком возрасте отдавать в школу?

Вообще это тема для большой отдельной статьи. Есть много нюансов. Общий ответ - когда ребенок готов.

Психологический и физиологический возраст отличается от паспортного. Cозревание центральной нервной системы индивидуально, и ранний выход в школу, стресс дадут сильную нагрузку на несозревшую нервную систему. Нужно быть очень аккуратным. По-хорошему, определять готовность ребенка к школе должен даже не невропатолог, а нейропсихолог.

Тут важно разделять две вещи: обучение – то есть школа, и развитие ребенка, а это разные вещи. Вопрос обучения и развития – это всегда единство и борьба противоположностей. Сама школа, как институт, несет шум, напряжение, постоянный контроль, оценку, ориентацию на результат. Это сильная нагрузка на нервную систему.

Если фраза «У моего ребенка тонкая душевная организация» - про вашего малыша, это сигнал, что в школу ему рано, хотя он при этом может уже многое знать и уметь. С его нервной системой школа ему не будет полезна. Это не вопрос обучения, это вопрос нагрузки. Не созрело еще.

Чаще всего невропатологи в поликлиниках смотрят малыша не очень внимательно, а важны детали. Как ребенок реагирует на стресс, на нагрузку? Он плачет, переходит из состояния сильного возбуждения и активности в состояние упадка сил и вялости? Быстро теряет интерес к происходящему, словно у него разряжаются батарейки? Это признаки неготовности нервной системы.

Готовность ребенка к школе базируется на трех китах.

Первый – интеллектуальная готовность. Именно за это все переживают, именно ей все занимаются на подготовительных курсах. Обычно как раз с этим все обстоит неплохо.

Второй – произвольность, то есть умение управлять своим поведением и направлять свою энергию и силы на решение поставленной задачи (это умение базируется на состоянии ЦНС при ее зрелости). Здесь проблем гораздо больше.

Третий - познавательная мотивация, то есть желание разобраться в том, «почему оно вертится». А она возникает, когда ребенок уже разобрался с вопросами человеческих отношений: любит ли меня мама, зачем я живу, что такое семья, друзья. И пока он не решил, зачем ему жить, он не будет решать, зачем ему учиться. И вот с этим-то возникает больше всего сложностей.

Людмила Свешникова

Категория: Прочее
26.08.2016 22:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!