СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вопрос воспитания патриотизма среди молодёжи не простой, как может показаться на первый взгляд. Ведь чаще всего общество воздействует на молодёжь с помощью передачи информации из школьных учебников, книг, просмотренных телепередач и фильмов. В школах учителя «натаскивают» детей на сдачу ЕГЭ, а главный вопрос - воспитание патриотизма, уходит на второй план, в разряд не очень обязательных. Конечно, руководство учебных заведений требует от преподавателей и воспитание патриотизма, и проведения различных мероприятий на эту тему, но что из этого выходит? А частенько получаются обычные казённо-патриотические, пафосно-бессмысленные мероприятия, делающиеся для очередного отчёта, для очередной галочки. Отчёт есть - все довольны. Но ведь дети всегда чувствуют фальшь. И вот результат: из уст детей о нашей стране зачастую можно услышать такие слова: «Рашка», «Раша-параша», а в своих сочинениях дети пишут, что хотят уехать из России. Вопрос, почему же это происходит? Как с этим бороться?
В первую очередь, чувство патриотизма должно прививаться на уроках истории. Историческая наука, как никакая другая подвержена влиянию государства. Естественно, что в каждый период кардинально менялись учебники, подходы, методика. Современный этап также не стал исключением. В конце 80-х годов 20-го века была выработана новая концепция содержания преподаваемой истории. С небольшими изменениями она у нас существует и поныне.
Известна фраза «История - это политика, опрокинутая в прошлое». И хотя сейчас у нас формально объявлена деидеологизация государства, но под этим соусом в историческую науку, в историческую публицистику в СМИ у нас вползла западнолиберальная историческая концепция, и ряд придворных историков без особых проблем впихнули в наш предмет западную идеологию времен холодной войны. (Хотя нужно отметить, что в последнее время появились публикации и выступления патриотически настроенных ученых -историков, общественных деятелей, деятелей культуры, пытающихся противостоять околоисторической русофобской вакханалии, подтасовкам, различным искажениям, выпячиванию фактов, дискредитирующих наш народ, наше историческое прошлое). Многие учителя вынуждены ограничиться изучением исторических фактов и избегать их оценок из-за многообразия под-
ходов. Хорошо ли то, что у нас существует много подходов и самые разнообразные учебники? Я бы однозначно сказал - плохо, хотя бы с тех позиций, что дети сдают единый государственный экзамен, а вот подход у нас какой-то не единый. Я не против дискуссий, я за дискуссии, но я против того, чтобы эти дискуссии касались детей. Вот когда они вырастут, пусть дискутируют. Тем более, надо понимать, что для огромного числа людей история в подробностях и в тонкостях не нужна так, как нужна она для специалистов. История нужна как некий символ, на который человек может опереться в жизни, и мы должны дать, прежде всего, вот это правильное понимание. Что получается на деле?
Мы видим с экранов телевизоров и прочих СМИ потоки лжи и грязи, особенно на советский период. Причём, преподносится это, как якобы, «правда, которую всем необходимо знать», чтобы не повторить ошибок прошлого». Но что за этим стоит на самом деле? Сегодня интеллектуальная сфера становится решающей в борьбе за власть, информацию и ресурсы. Поэтому фальсификация истории становится решающей в борьбе групп, классов и наций за будущее. Одна из форм борьбы Запада против России - это так называемая «Десталинизация», здесь применяются все формы фальсификации. У этой кампании российский и международный аспект. Что в этой кампании главное? Это призыв каяться, каяться за преступления сталинизма и вообще за советское прошлое. Т.е., вся советская история - это преступное прошлое. Ясно, что речь идёт о попытке народу-победителю навязать 3 вещи. 1. Чувство вины 2. Комплекс неполноценности 3. Чувство исторического поражения (кто же вами руководил? Вы побеждали из-под палки, из страха перед заград- отрядами, особенно смакуется начальный период войны). По сути дела, речь идёт об ударе по психокоду нации.
Сталинизм критикуется уже более 20 лет и, не смотря на все усилия СМИ, этот период остаётся достаточно популярным у большого процента населения России. Призыв каяться ещё важен тем, что это призыв изменить отношение к текущей реальности в сознании людей без изменения бытийности. Все должны примириться с существующим положением вещей. Суть в том, что в 90-е целая команда «реформаторов» ограбила целый народ. Процесс десталинизации начался в период правления Горбачева, и спустя 20 лет опять понадобился процесс десталинизации. Что же
произошло за 20 лет, а за 20 лет выяснилось? Что на пути бандитского капитализма стоит русский психотип. И вот теперь, чтобы этот бандитский капитализм двигался дальше, необходимо сломать ценности, цивилизационные особенности России, разрушить именно вот этот самый наш российский психотип.
Как отмечают современные исследователи: «Соблазн дешёвой сенсационности, эффектности парадоксов и следование «моде»., мощная волна псевдо - и -лжеи- сторий, шельмование нашего прошлого
- огромная опасность и для науки, и для общества. Это опасность потери иммунитета историзма, утраты обществом исторической памяти и культуры. Если это произойдёт, мы обречены на утрату собственной идентичности, и можем стать лёгкой жертвой любого бездумного или злонамеренного реформаторства.
Давайте попробуем порассуждать. Если ваш дедушка был алкоголик, а бабушка воровка, то будете ли вы всем рассказывать об этом? Конечно нет, если у вас все нормально с головой. Вы будете рассказывать о том, что дедушка вас любил и, например, он был прекрасным плотником, а бабушка умела стряпать очень вкусные пироги, и они учили вас только хорошему. Вот что расскажет своим детям нормальный человек, и будет ли это искажением истории - нет, это только укрепит семью, и у вас, и у ваших детей не будет комплекса неполноценности. Так и в преподавании истории. На первом плане только великие и положительные факты. Нельзя делить историю на правильные и неправильные периоды, и великий народ может иметь только великую историю. Ведь если разобраться, то вся история человечества - это череда жестоких преступлений.
Но категорически нельзя поганить память наших предков. Это наши предки, их надо и есть за что уважать. И по-другому нельзя. И другим способом никакого национального согласия и самоуважения мы не достигнем. К сожалению, разрыв истории на «плохие» и «хорошие» периоды в нашей исторической науке, практикуется давно, например: Иван Грозный, обол- fWfWrttffi ^вгайдвЫШг;' “Допетровская Русь
- Петровские реформы; советский период, Царская Россия - новое социалистическое общество; сейчас «мрачный период существования СССР» - современное «демократическое» общество.
Нельзя разрывать прошлое, нельзя смаковать и вытаскивать, а, тем более, придумывать грязь про наших предков, а есть вещи, которые вообще трогать нельзя. На мой взгляд, именно в этом состоит задача каждого учителя истории, да и не только
учителя, а и каждого здравомыслящего человека.
Хотелось бы сказать несколько слов о методах фальсификации истории. Фальсификацию истории можно разделить на 2 больших комплекса: искажение и умолчание.
Фальсификация искажающая бывает 2-х типов: концептуальная и фактографическая.
Например, концептуальное искажение: «СССР- агрессор он развязал вторую мировую войну», или, «СССР нельзя считать победителем т.к. он развязал эту войну вместе с Гитлером, ну, а там такие были потери, что и победой это нельзя считать».
Фактографическое искажение: количество репрессированных в 30-е годы, исчезает со шлема Гагарина надпись «СССР» на плакатах в год юбилея космонавтики, попытка подмены Знамени победы.
Информационное поле среднего подростка в наши дни формируется, в первую очередь, в общении со сверстниками, затем компьютерные игры, интернет-общение, просмотр современных фильмов, а так же семья, школа, чтение книг.
В компьютерных играх зачастую русские, советские слабее. Сейчас дети, как правило, не смотрят хорошие, серьёзные фильмы. Чаще всего их привлекают американские фильмы, туповато-глуповатые и пошлые «молодёжные» сериалы и программы, где много бывших КВНщиков. Правда, в последнее время появилось много современных фильмов о войне, на историческую тему, но содержание оставляет желать лучшего.
Может ли этот набор сформировать патриота? Нет, необходимо изменить содержание приоритетов, должна в корне измениться информационная политика государства. И только совместными усилиями мы воспитаем патриотов. Но пока власти ограничиваются разговорами о патриотизме, пытаются увещевать СМИ, а воз и ныне там, и все больше и больше появляется людей, готовых рвануть на все четыре стороны из России. Поэтому сейчас задача общества и учителей действовать по принципу «не навреди». И преподавать историю надо исходя из 2-х основных постулатов:
1. Великий народ может иметь только великую историю
2 Нельзя делить историю на правильные и неправильные периоды.
А от государства необходимо добиваться, чтобы оно было настоящим государством и заботилось о своих гражданах, их детях и их будущем не только на словах, но и на деле.
А. Н. ТЕЛЬМИНОВ.
© 2018, Тельминов Андрей Николаевич 339