СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы воспитания патриотизма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос воспитания патриотизма среди молодёжи не простой, как может пока­заться на первый взгляд. Ведь чаще всего общество воздействует на молодёжь с по­мощью передачи информации из школь­ных учебников, книг, просмотренных телепередач и фильмов. В школах учите­ля «натаскивают» детей на сдачу ЕГЭ, а главный вопрос - воспитание патриотизма, уходит на второй план, в разряд не очень обязательных. Конечно, руководство учеб­ных заведений требует от преподавателей и воспитание патриотизма, и проведения различных мероприятий на эту тему, но что из этого выходит? А частенько полу­чаются обычные казённо-патриотические, пафосно-бессмысленные мероприятия, делающиеся для очередного отчёта, для очередной галочки. Отчёт есть - все до­вольны. Но ведь дети всегда чувствуют фальшь. И вот результат: из уст детей о нашей стране зачастую можно услышать такие слова: «Рашка», «Раша-параша», а в своих сочинениях дети пишут, что хотят уехать из России. Вопрос, почему же это происходит? Как с этим бороться?

В первую очередь, чувство патриотизма должно прививаться на уроках истории. Историческая наука, как никакая другая подвержена влиянию государства. Есте­ственно, что в каждый период кардиналь­но менялись учебники, подходы, методика. Современный этап также не стал исключе­нием. В конце 80-х годов 20-го века была выработана новая концепция содержания преподаваемой истории. С небольшими изменениями она у нас существует и по­ныне.

Известна фраза «История - это политика, опрокинутая в прошлое». И хотя сейчас у нас формально объявлена деидеологи­зация государства, но под этим соусом в историческую науку, в историческую пу­блицистику в СМИ у нас вползла западно­либеральная историческая концепция, и ряд придворных историков без особых проблем впихнули в наш предмет запад­ную идеологию времен холодной войны. (Хотя нужно отметить, что в последнее время появились публикации и выступле­ния патриотически настроенных ученых -историков, общественных деятелей, деяте­лей культуры, пытающихся противостоять околоисторической русофобской вакхана­лии, подтасовкам, различным искажениям, выпячиванию фактов, дискредитирующих наш народ, наше историческое прошлое). Многие учителя вынуждены ограничить­ся изучением исторических фактов и из­бегать их оценок из-за многообразия под-

ходов. Хорошо ли то, что у нас существует много подходов и самые разнообразные учебники? Я бы однозначно сказал - пло­хо, хотя бы с тех позиций, что дети сда­ют единый государственный экзамен, а вот подход у нас какой-то не единый. Я не против дискуссий, я за дискуссии, но я против того, чтобы эти дискуссии каса­лись детей. Вот когда они вырастут, пусть дискутируют. Тем более, надо понимать, что для огромного числа людей история в подробностях и в тонкостях не нужна так, как нужна она для специалистов. История нужна как некий символ, на который чело­век может опереться в жизни, и мы долж­ны дать, прежде всего, вот это правильное понимание. Что получается на деле?

Мы видим с экранов телевизоров и про­чих СМИ потоки лжи и грязи, особенно на советский период. Причём, преподносит­ся это, как якобы, «правда, которую всем необходимо знать», чтобы не повторить ошибок прошлого». Но что за этим стоит на самом деле? Сегодня интеллектуальная сфера становится решающей в борьбе за власть, информацию и ресурсы. Поэтому фальсификация истории становится ре­шающей в борьбе групп, классов и наций за будущее. Одна из форм борьбы Запада против России - это так называемая «Де­сталинизация», здесь применяются все формы фальсификации. У этой кампании российский и международный аспект. Что в этой кампании главное? Это призыв ка­яться, каяться за преступления сталиниз­ма и вообще за советское прошлое. Т.е., вся советская история - это преступное прошлое. Ясно, что речь идёт о попытке народу-победителю навязать 3 вещи. 1. Чувство вины 2. Комплекс неполноценно­сти 3. Чувство исторического поражения (кто же вами руководил? Вы побежда­ли из-под палки, из страха перед заград- отрядами, особенно смакуется начальный период войны). По сути дела, речь идёт об ударе по психокоду нации.

Сталинизм критикуется уже более 20 лет и, не смотря на все усилия СМИ, этот период остаётся достаточно популярным у большого процента населения России. Призыв каяться ещё важен тем, что это призыв изменить отношение к текущей ре­альности в сознании людей без изменения бытийности. Все должны примириться с существующим положением вещей. Суть в том, что в 90-е целая команда «рефор­маторов» ограбила целый народ. Процесс десталинизации начался в период правле­ния Горбачева, и спустя 20 лет опять пона­добился процесс десталинизации. Что же

произошло за 20 лет, а за 20 лет выясни­лось? Что на пути бандитского капитализ­ма стоит русский психотип. И вот теперь, чтобы этот бандитский капитализм двигал­ся дальше, необходимо сломать ценности, цивилизационные особенности России, разрушить именно вот этот самый наш российский психотип.

Как отмечают современные исследова­тели: «Соблазн дешёвой сенсационности, эффектности парадоксов и следование «моде»., мощная волна псевдо - и -лжеи- сторий, шельмование нашего прошлого

- огромная опасность и для науки, и для об­щества. Это опасность потери иммунитета историзма, утраты обществом историче­ской памяти и культуры. Если это произой­дёт, мы обречены на утрату собственной идентичности, и можем стать лёгкой жерт­вой любого бездумного или злонамеренно­го реформаторства.

Давайте попробуем порассуждать. Если ваш дедушка был алкоголик, а бабушка во­ровка, то будете ли вы всем рассказывать об этом? Конечно нет, если у вас все нор­мально с головой. Вы будете рассказывать о том, что дедушка вас любил и, например, он был прекрасным плотником, а бабушка умела стряпать очень вкусные пироги, и они учили вас только хорошему. Вот что расскажет своим детям нормальный чело­век, и будет ли это искажением истории - нет, это только укрепит семью, и у вас, и у ваших детей не будет комплекса неполно­ценности. Так и в преподавании истории. На первом плане только великие и поло­жительные факты. Нельзя делить историю на правильные и неправильные периоды, и великий народ может иметь только вели­кую историю. Ведь если разобраться, то вся история человечества - это череда же­стоких преступлений.

Но категорически нельзя поганить па­мять наших предков. Это наши предки, их надо и есть за что уважать. И по-другому нельзя. И другим способом никакого на­ционального согласия и самоуважения мы не достигнем. К сожалению, разрыв исто­рии на «плохие» и «хорошие» периоды в нашей исторической науке, практикуется давно, например: Иван Грозный, обол- fWfWrttffi ^вгайдвЫШг;' “Допетровская Русь

- Петровские реформы; советский период, Царская Россия - новое социалистическое общество; сейчас «мрачный период суще­ствования СССР» - современное «демокра­тическое» общество.

Нельзя разрывать прошлое, нельзя сма­ковать и вытаскивать, а, тем более, при­думывать грязь про наших предков, а есть вещи, которые вообще трогать нельзя. На мой взгляд, именно в этом состоит задача каждого учителя истории, да и не только

учителя, а и каждого здравомыслящего че­ловека.

Хотелось бы сказать несколько слов о методах фальсификации истории. Фаль­сификацию истории можно разделить на 2 больших комплекса: искажение и умолча­ние.

Фальсификация искажающая бывает 2-х типов: концептуальная и фактографиче­ская.

Например, концептуальное искажение: «СССР- агрессор он развязал вторую ми­ровую войну», или, «СССР нельзя считать победителем т.к. он развязал эту войну вместе с Гитлером, ну, а там такие были потери, что и победой это нельзя считать».

Фактографическое искажение: количе­ство репрессированных в 30-е годы, исче­зает со шлема Гагарина надпись «СССР» на плакатах в год юбилея космонавтики, попытка подмены Знамени победы.

Информационное поле среднего под­ростка в наши дни формируется, в первую очередь, в общении со сверстниками, затем компьютерные игры, интернет-общение, просмотр современных фильмов, а так же семья, школа, чтение книг.

В компьютерных играх зачастую рус­ские, советские слабее. Сейчас дети, как правило, не смотрят хорошие, серьёзные фильмы. Чаще всего их привлекают аме­риканские фильмы, туповато-глуповатые и пошлые «молодёжные» сериалы и про­граммы, где много бывших КВНщиков. Правда, в последнее время появилось мно­го современных фильмов о войне, на исто­рическую тему, но содержание оставляет желать лучшего.

Может ли этот набор сформировать па­триота? Нет, необходимо изменить со­держание приоритетов, должна в корне измениться информационная политика государства. И только совместными уси­лиями мы воспитаем патриотов. Но пока власти ограничиваются разговорами о патриотизме, пытаются увещевать СМИ, а воз и ныне там, и все больше и больше появляется людей, готовых рвануть на все четыре стороны из России. Поэтому сейчас задача общества и учителей действовать по принципу «не навреди». И преподавать историю надо исходя из 2-х основных по­стулатов:

1. Великий народ может иметь только ве­ликую историю

2 Нельзя делить историю на правильные и неправильные периоды.

А от государства необходимо добиваться, чтобы оно было настоящим государством и заботилось о своих гражданах, их детях и их будущем не только на словах, но и на деле.

А. Н. ТЕЛЬМИНОВ.

Категория: История
11.04.2018 17:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!