СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание творчеством. Методика Синити Судзуки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе все чаще возникает проблема раннего развития ребенка. «Воспитание творчеством»- так назвал свою методику Синити Судзуки, известный японский скрипач, основатель собственной методики по обучению игры на скрипке, участник  квартета Сузуки, основатель Института воспитания талантов (Япония).  В основе его методике погружение в творческую среду, привлечение для создания этой среды родителей, мотивация желания  ребенка реализовывать свои творческие способности.

 

«Если бы Эйнштейн, Гете или Бетховен родились в каменном веке,

то их образовательный уровень был бы не выше,

чем у большинства людейтого времени.

Справедливо и обратное:если бы мне поручили

 воспитание и обучение ребенка из каменного века,

то он был бы способен сыграть на скрипке

 сонату Бетховена не хуже,чем любой современный ребенок»

Синити Судзуки

 

 Новая парадигма образования обусловлена требованием времени и базируется на гуманистических идеалах, провозглашая становление «человека культуры». Мы говорим, что личность расцветает в коллективе. Это правда, но при условии, что коллектив творческий. Для детского коллектива это правило и вовсе непреложно. Детский коллектив – это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творческого труда и для обучения творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе дети вырастают, не приспособляясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

  Синити Судзуки разработал уникальную систему гармоничного развития личности, в основе которой игра на скрипке. Будучи сам всемирно известным скрипачом, Синити Судзуки на примере игры на скрипке раскрыл принципы воспитания таланта в целом, и назвал свой метод «методом воспитания творчеством».

 В 1931 году, когда Судзуки был преподавателем по классу скрипки в Императорской консерватории, знакомый попросил научить его четырехлетнего сына игре на скрипке. Опыта работы с такими маленькими детьми у Судзуки не было. Какая методика нужна четырехлетнему ребенку? Ответ пришел сам собой, когда он сделал открытие: «Все японские дети говорят по японски!» Раз они все легко и свободно говорят на сложном японском языке, то в этом есть какой-то секрет, и он заключается в тренировке. Все дети в мире учатся на самом совершенном языке- языке матери. Почему бы не применить этот метод  и к другим областям знаний!

До сих пор многие люди полагают, что талант является врожденным и передается по наследству. Синити Судзуки убежден, что наследуются  только физиологические особенности организма, с момента рождения все остальное зависит  только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Человек- это продукт своего окружения. Жизнь заставляет его приспосабливаться. Дети живут, видят и чувствуют в соответствии с окружением. Нельзя воспитать в ребенке качество, отсутствующее в окружающей культурной среде. Идея должной среды в методике Судзуки воплощается как тщательный подход к выбору учителя; наличие в кругу общения ребенка порядочных и благородных людей, ориентирующих еще невзрослого человека на нравственные образцы; активная нравственная позиция родителей в воспитании; чтение книг и мотивация желания ребенка раскрывать свои способности.

Дети по методу Судзуки начинают играть на скрипке в 3-4 года. Скрипку малышу сразу не дают, ее получает, как правило, мама. Сначала маму учат, как правильно сыграть простенькую пьесу, чтобы она могла учить ребенка в домашних условиях. Ребенку дают запись пьесы, которую он будет разучивать. Основное место обучения ребенка- это семья. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. В классе ребенок наблюдает как играют другие дети, как играет его мама, ему тоже хочется присоединиться. Таким образом, удается пробудить в нем желание: «Я тоже хочу поиграть».

Профессор Судзуки был духовным и нравственным человеком, воспитать таким же детей- это главное, к чему он стремился посредством игры на скрипке. Он не требовал от ребенка быть профессионалом и непременно в будущем зарабатывать деньги игрой на скрипке. Главная забота педагога и родителей- воспитать ребенка честным человеком с чистыми и благородными помыслами.

Через детскую скрипичную школу прошло более 200 тысяч детей. Подобного больше нет нигде в мире. В 1964 году Синити Судзуки с девятнадцатью детьми провел турне по 16-ти городам Америки. Детям было от 5 до 13 лет. Было дано 26 концертов и лекций. Дети играли без дирижера и нот. Это стало оглушительной сенсацией.

Хотя около пяти процентов учеников Судзуки сделали успешную музыкальную карьеру , профессор настаивал: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если с момента рождения ребенок слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмется за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войн»

Двадцать шесть лет назад, 17-тилетней девочкой, организовывая свою первую театральную студия, я совершенно не была знакома с методикой Судзуки, начала работать с детьми с 5-ти лет. Но видимо творческие люди, в какой бы части земного шара не находились, мыслят одинаково. Через 6 лет в студии появились малыши от 3-х лет, сформировалась основа моей авторской программы «Театр, где играют дети», в основе которой совместные занятия детей и родителей первого года обучения. Ведь родитель только тогда может помочь своему ребенку в процессе обучения, когда сам имеет необходимый багаж знаний и умений. И дальше год за годом родители воспитанников  так же бывают подготовлены к самостоятельной работе с ребенком дома. Еще одной особенностью программы является погружение в творческую театральную среду и на занятиях- постоянное взаимодействие детей младших годов обучения со старшими, которые уже что-то могут, которые увлекают малышей за собой в мир творчества! И уж конечно, все 26 лет я не рощу профессиональных актеров, а формирую у детей потребность творчески реализоваться и попытаться изменить к лучшему мир вокруг.

 

Список литературы:

1.Взращение с любовью: классический подход к воспитанию талантов. С. Судзуки.- ООО «Поппури»,СПб, 2005,189с.

2. Воспитание творчеством. В.Степановская. «Внешкольник» № 6, 2007, Москва.

Категория: Внеурочка
05.01.2015 00:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!