СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная и внеурочная деятельность школьников: опыт, проблемы и перспективы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«…Ум ребёнка находится на кончике пальцев,

чем выше мастерство, которым овладела

его рука, тем умнее ребёнок…»

В. А. Сухомлинский

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования.

Сегодня для образовательного учреждения актуальным является вопрос организации внеурочной деятельности по-новому, в ходе которой «учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия. В результате они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Для организации внеурочной деятельности в нашей школе была избрана оптимизационная модель, предполагающая оптимизацию всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, участие в её реализации принимают учителя, педагог – психолог, организатор воспитательной работы, воспитатель ГПД, художественный руководитель сельского Дома культуры, работники фитнес - центра, библиотеки, ФАПа. Использование ресурсов каждого из субъектов сельского социума, выстраивание отношений социального партнёрства позволяет школе расширить возможности в удовлетворении образовательных и культурных потребностей сельских жителей.

Внеурочная деятельность должна строиться на таких общечеловеческих ценностях, как человек, Отечество, знание, культура, творчество, милосердие, достоинство. Главная задача педагога – передать детям за короткий период их детства духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества. Согласно этому, я разработала программу по декоративно-прикладному творчеству. Считаю, что декоративно-прикладное творчество способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является «базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Уже третий год я веду кружок «Умелые ручки» в начальной школе.

Занятия проводятся в рамках внеурочной занятости по индивидуально разработанной программе согласно требованиям ФГОС, которая является продолжением изучения смежных, предметных областей в освоении различных видов и техник искусства, а также знакомит детей со следующими направлениями декоративно-прикладного творчества: бумагопластика, пластилинография, тестопластика, бисероплетение, изготовление кукол. Программа рассчитана на 4 года.

Целью программы является формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Программа способствует:

  • повышению внутренней мотивации ребенка;
  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из различного материала;
  • возникновению желания добиться планируемого результата;
  • развитию мелкой моторики пальцев;
  • созданию творческой атмосферы в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
  • воспитанию трудолюбия и усердия.

Занятия в кружке направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. В программу включены различные формы работы с детьми. Часто провожу занятия в форме путешествий, экскурсий, встреч, выставок семейного художественного творчества, акций благотворительности. Тематические беседы, рассказы, посещение выставок, расширяют кругозор детей.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность учащихся. Теоретическая часть даётся в форме бесед с использованием ИКТ. Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приводит детей к высшей точке удивления и переживания. На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполняет роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего, какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем, интернет-ресурсов, копировальной техники и другие виды изобразительной наглядности увеличивают время на занятиях на практическую деятельность, позволяют наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Это как на уроках математики, существует великое множество задач, которые решаются различными способами. Важно, чтобы дети не боялись высказывать своё мнение, не боялись делать ошибки, каждый их делает. Как их заинтересовать? Нужно создавать ситуацию успеха для ребёнка, ставить перед ним цепочку простых проблем, которые он решит самостоятельно, сделав небольшое усилие, а затем предлагать более сложное. Дети любят занятия, в процессе которых создаётся что-то красивое и необычное, поэтому занятия не должны быть скучными и однообразными, необходима смена деятельности. Рассматривая снежинку, таящую на ладошке, дети с удовольствием вырежут её из бумаги и украсят новогодний зал. С гордостью ребята показывают свои творения из теста: лошадок, мишек, великолепных царевен. Поделки пока стоят на подставках и сохнут. Потом каждый «скульптор» раскрасит их по своему вкусу. И оживут игрушки, заискрятся, а вместе с ними заблестят радостью детские глаза. Можно ли представить новую школу без улыбок и смеха детей?

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. В ходе работы в кружке учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки.

Девочки и мальчики с увлечением делают различные поделки, оформляют индивидуальные и коллективные работы, активно участвуют в различных выставках, конкурсах и с удовольствием дарят их родным и близким. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет важную роль в их воспитании.

Система отслеживания и оценки результатов обучения и воспитания детей проходит через участие в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Я стараюсь сделать пребывание ребёнка на кружке наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности воспитательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении его здоровья. Учу детей быть нужными и полезными обществу, семье, и вижу изменения в них, как в природе, из «скованных куколок» вырастают «изумительные бабочки».

Учитель - воспитатель – это человек, в чьих руках самое дорогое, самое нежное и ранимое на Земле – дети. Передать им определённый объём знаний, указать истину – не так уж сложно. Главное в том, чтобы развивать интерес к познанию, стремление собственными усилиями найти правильный ответ или решение. Именно эти навыки помогут, выходя в большую жизнь, не потеряться в ней, найти свой путь и занять достойное место. Я счастлива тем, что могу ежедневно окунуться в бурлящий мир детства, не позволяющий расслабиться, требующий от тебя полной отдачи, но и дающий новые силы.

Работая по ФГОС, я столкнулась с рядом проблем:

  • Из-за низкого социального положения многих семей дети не всегда обеспечены необходимым материалом для проведения занятий;
  • Отсутствие компьютера дома затрудняет участие детей в проектно-исследовательской деятельности;
  • Недостаточная материально-техническая база школы, методическое обеспечение учителя, взаимодействие с другими ОУ, имеющими опыт в реализации требований ФГОС;
  • Ограничен доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам;
  • Сложность посещения культурных и образовательных центров района.

Мы стараемся их решать, потому что понимаем, что школа должна стать иной, современным детям нужно современное образование. У нас это получится, потому что есть команда единомышленников – родители, дети, педагоги и наши многочисленные социальные партнёры. Как результат – дети в нашу школу идут с радостью.

Категория: Внеурочка
21.09.2017 18:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!