СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстание Б. Хмельницкого и его последствия во второй половине 17 в .для евреев Польши

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во второй половине XVI – первой половине XVII вв. происходил быстрый рост численности еврейского населения Польши. В 1648 г. она составляла 300 тыс. человек (утроение за 70 лет). Если в конце XVI в. на Украине было 80 еврейских общин, то в 1648 г. — уже 115.

Синагога в Замоще (1610-1620 год постройки)

Во время правления Сигизмунда III (1587–1632) духовенство добилось принятия властями ряда требований церковных соборов. Сигизмунд разрешил разбирать дела о кровавых наветах в христианских судах с применением пыток при следствии. В первой половине XVII в. такие дела следовали одно за другим.

На Познанском соборе 1642 г. были приняты постановления, запрещавшие евреям иметь христианскую прислугу, открывать лавки в дни христианских праздников, брить бороды христианам, лечить их, а также гулять по улицам за пределами еврейских кварталов. В это время часто вспыхивали погромы в различных городах.

Положение евреев, находившихся под юрисдикцией магнатов, было более прочным. Однако в Украине и в Белоруссии (где находилась большая часть магнатских владений) евреи нередко страдали во время казацких бунтов, а также русских и турецких вторжений.

Православное население ненавидело евреев, считая их своими главными угнетателями. Это стало главной причиной катастрофы, постигшей еврейство восточных областей Польши в середине XVII в.

Восстание Б. Хмельницкого и его последствия во второй половине 17 в.

В 1648 г. в Украине вспыхнуло восстание под предводительством Б. Хмельницкого, переросшее в русско-польскую войну 1654–67 гг. и сопровождавшееся массовым истреблением евреев. В десятках городов в Украине, в Польше, Литве, Белоруссии еврейские общины были уничтожены; многих евреев захватили крымские татары и продали в рабство. Части людей удалось бежать в другие страны.

Немногие евреи уцелели после насильственного обращения в православие. Во многих населенных пунктах евреи героически защищались вместе с поляками-католиками. Но в нескольких местах, например, в Тульчине поляки впустили казаков, поверив их обещанию вырезать только евреев (казаки убили и тех, и других). Убийства евреев сопровождались чудовищными зверствами.

После вступления России в войну тысячи евреев были уничтожены русскими войсками и казаками, многие — уведены в плен в Россию. Евреи Великой и Малой Польши подвергались жестоким избиениям солдатами польских отрядов во время польско-шведской войны (1656–60).

Источники называют разное число погибших, но, видимо, общие потери еврейского населения за эти годы составили около 100 тыс. человек. Евреи массами бежали в Германию, Нидерланды, Чехию. На левобережной Украине вообще не осталось евреев. В городах и местечках Волыни оставались целыми по несколько еврейских домов; в некоторых местах все было разрушено.

Десятки тысяч людей лишились всех средств существования. В полнейший упадок пришло также и еврейское самоуправление. Когда йешивы вновь открылись, они уже не смогли достичь прежнего уровня. Центр еврейской учености переместился на Запад.

Борьба с последствиями хмельничины

Во второй половине XVII в. началось частичное возрождение польского еврейства. В 1660-х гг. Ваад четырех земель энергично восстанавливал общины и старался укрепить правовой и социальный статус евреев. Ва‘ад собирал деньги для помощи пострадавшим, принял постановление, разрешавшее женам пропавших без вести мужей выйти замуж. Король по просьбе Ва‘ада разрешил евреям, насильно обращенным в православие, вернуться в иудаизм. Большую помощь беженцам оказали общины Литвы, пострадавшей в эти годы меньше, чем Польша и Украина.

В 1660–90-х гг. положение евреев, находившихся под юрисдикцией польской короны, несколько улучшилось. Ян Казимир разрешил им торговать в дни христианских праздников, дал привилегии ряду общин, в том числе краковской.

Король Михаил Вишневецкий (1669–73) подтвердил привилегии как генерального статута польских евреев (XIV в.), так и 17 добавочных статей, пожалованных королями в XVI–XVII вв., о наказаниях за убийство еврея и антиеврейские беспорядки. Евреям предоставлялись равные с христианами экономические права. В дни христианских праздников евреям разрешалось торговать и выезжать из города. Ян III Собеский (1674–96) подтвердил установленные ранее привилегии евреев и дал некоторым общинам новые.

Однако королевские указы часто блокировались сеймом. Варшавский сейм 1670 г. фактически отменил привилегии, данные евреям М. Вишневецким.

Продолжалась клерикальная антиеврейская агитация. Городская чернь совместно с учениками иезуитских школ устраивала погромы, неоднократно выдвигались кровавые наветы.

Положение широких слоев еврейского населения было крайне тяжелым, общины погрязли в долгах у дворян и монастырей, брали взаймы на любых условиях. В 1666 г. Ваад четырех земель согласился с тем, что в случае неуплаты долга можно будет любого еврея короны преследовать, арестовывать и сажать в тюрьму, пока долг не будет уплачен.

Ваад четырех земель выпустил в 1676 г. воззвание к общинам, потребовал от всех евреев беспрекословно подчиняться своим кагалам, запретил брать на откуп государственные доходы, арендовать шляхетские имения, вступать в коммерческие сотоварищества с неевреями без разрешения кагала, прибегать к содействию властей для достижения целей, вредных еврейскому обществу.

Но это мало помогло. В 1687 г. «еврейские коронные старшины» были вынуждены от имени Ва‘ада четырех земель заявить Яну Собескому, что они не могут отвечать за правильное поступление еврейской поголовной подати, так как отдельные лица уклоняются от взноса, прикрываясь протекцией панов и даже королевской канцелярии.

Иногда кагалы, освобождали от будущих выплат состоятельных членов общины за единовременный крупный денежный взнос, который уходил на уплату срочных долгов, а вся тяжесть текущего налогового обложения ложилась на рядовых членов общины. Это вызывало недовольство, и возникла неприязнь к кагальным старшинам и открытая вражда.

Многочисленные долги, нищета вынуждали евреев все время заниматься поиском новых источников существования. Во второй половине XVII в. одной из основных отраслей еврейской торговли стало шинкарство. Евреи арендовали виноторговлю у шляхты, имевшей монополию на этот промысел, и были полностью зависимы от ее произвола.

Познанский кагал задолжал к началу XVIII в. 400 тыс. злотых, а долги Ва‘ада четырех земель составляли около трех млн. злотых.

Тяготы жизни польских евреев способствовали распространению мистических настроений. Саббатианство нашло в Польше много сторонников.

Категория: Всем учителям
28.02.2017 22:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!