СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности элективного курса «Лингвострановедение» в формировании лингвокультурологической компетенции в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно министерству образования РФ (от 13 ноября 2003, N 14-51-277/13) закону «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» - элективные курсы играют важную роль в системе обучения и связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника [1]. Именно они и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, поскольку в наибольшем степени связаны с выбором каждым школьников содержания образования, в зависимости от его интересов, способностей. Элективные курсы проводятся и реализуются за счет времени, которое выделяет образовательное учреждение (чаще всего после основных занятий).

Какие задачи ставят перед собой элективные курсы? Безусловно, прежде всего это повышение и развитие индивидуализации обучения, поскольку важное место занимает индивидуальные особенности школьника; формирование умений самостоятельной работы, а также самообразование и самоактуализация школьников.

Английский — язык навигации, литературы, образования, современной музыки, международного спорта, туризма и т.д. Английский сегодня является самым распространённым языком в мире: более чем для 400 млн. человек он является родным языком, но число людей, которые владеют им как иностранным, в три раза больше. [4] Востребованность английского языка является безусловным фактов истинности в нашем современном мире, и поскольку английский язык пересекается в некоторой степени с различными сферами нашей жизни, возникает проблема, а именно необходимость овладения определенным запасом умений, навыков и знаний для изучения английского языка. Английский язык широко распространен в мире, шире, чем французский, немецкий, испанский, русский и арабский, используемые в мире в качестве средства международного общения. Английский язык - самый широко используемый язык на земле. Он используется в качестве родного, второго и иностранного языка. [2]

Формирование иноязычной речевой деятельности играет одну из важнейших ролей в дальнейшем развитии самой личности школьника. Дополнительные занятия во внеурочное время способствуют повышению интереса к предмету, расширяют полученные знания, а также предоставляют каждому ученику проявлять свои способности и творчески мыслить. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет разнообразить формы и подходы к организации учебной деятельности, оптимизировать учебную нагрузку и т.д.

Предлагаемый курс «Лингвострановедение» предназначен для начальных классов, который направлен на воспитание интереса к овладению иностранным языком (в данном случае английским), ознакомление с культурой страны, изучаемого языка. Во время проведения элективного курса младшие школьники смогут более детально рассмотреть систему политической жизни страны; ознакомятся с понятием «идиома» и будут знать их значения; совершат виртуальное путешествие в Великобританию, где узнают много нового о традициях, достопримечательностях страны, а также в другие англоговорящие страны, тем самым знакомясь с культурой других стран (США, Канада, Австралия, и др.). Предметом изучения элективного курса являются англоговорящие страны, прежде всего Великобритания. В содержание курса входят исторические, национальные, экономические, политические, природные и культурные аспекты.

Цель данного курса заключается в комплексной реализации обучения иностранному языку и формирование лингвокультурологической компетенции, где в свою очередь лингвокультурология рассматривает проблему «язык и культура». «Лингвокультурология – это не просто установление национально-культурной специфики языковых единиц и текста, а выявление механизмов внедрения в языковой знак культурной информации, а так же механизмов ее извлечения оттуда носителем языка» [3]. Благодаря такой науки, как лингвокультурология, человек способен глубже понять всю сущность культуры другой страны.

Лингвокультурология – наука, изучающая взаимосвязь и взаимодействие языка и культуры. Благодаря данной науке, человек способен глубже понять всю сущность культуры другой страны. Изучая фонетику, лексику, морфологию, синтаксис, состав слова иностранного языка, учащийся одновременно знакомится с языковой компетенцией, и если младший школьник уже будет в полной мере обладать языковой компетенцией, то он будет иметь общее представление о системе изучаемого языка, и сможет пользоваться этой системой в практической деятельности. Отсюда вытекает необходимость формирования лингвокультурологической компетенции. Лингвокультурологическая компетенция – это «естественное владение языковой личностью процессами речепорождения и речевосприятия и, что особенно важно, владение установками культуры (по Масловой В.А). Так как язык и культура являются неразрывными элементами в процессе обучения иностранному языку, то обучение способно формировать языковую личность на основе культурных ценностей, которые реализуются в лингвокультурологической компетенции.

Формируя лингвокультурологическую компетенцию, обучающиеся знакомятся с другой культурой, они получают новый «багаж» знаний, умеют видеть сходства и различия не только в языке разных народов, но и в традициях, обычаях, а самое главное, педагог формирует уважительное отношение к разным народам, что очень важно, ведь в процессе изучения того или иного языка мы сталкиваемся с менталитетом его носителей, и все это позволяет рассматривать и изучать культуру другой страны.

Основными задачами данного курса являются знакомство учащихся с культурой страны, изучаемого зыка, и концепциями лингвострановедения; совершенствование словарного запаса (при изучении фразеологических и идиоматических особенностей языка), а также создание социокультурных систем знаний английского языка.

В результате прохождения курса младшие школьники овладеют лексическими единицами культурологического содержания и смогут различать особенности культуры англоговорящих стран, тем самым знакомясь со всеми сферами страны, изучаемого языка.

Основные темы, которые должны усвоить младшие школьники:

1.История происхождения английского языка.

Древнеанглийский язык. Среднеанглийский язык Новоанглийский язык. Происхождение артиклей. Изменения в алфавите. Фонологические и грамматические изменения. Глобализация английского языка.

2.История Великобритании.

Доисторическая Британия. Римская Британия. Англосаксонский период. Личность Вильгельма Завоевателя. Королевская династия Плантагенетов. Династия Тюдоров. Династия Стюартов. Эпоха Реставраций. Вильгельм Оранский. Анна Стюарт. Георг III. Королева Виктория. Первая мировая война. Вторая мировая война. Послевоенный период. Современная Великобритания.

3.Государственное устройство Великобритании.

Королевская власть. Правительство. Государственный строй. Политические партии. Ветви государственной власти. Исполнительная власть. Законодательная власть. Палата общин. Палата лордов. Судебная власть. Органы власти. Правовая система. Гражданская служба.

4.Культура Великобритании.

Национальные праздники Великобиратнии. Литература. Музыка. Спорт. Религия. Традиции и обычаи. Менталитет англичан. Идиомы.

5.Путешествие по Великобритании.

Города Великобритании. Виндзорский замок. Вестминстерский дворец. Вестминстерское аббатство. Эдинбургский замок. Стоунхендж. Биг Бэн. Букингемский дворец. Лондонский Тауэр и Тауэрский мост. Британский музей. Британская библиотека. Трафальгарская площадь. Лондонская национальная галерея. Лондонский глаз. Уэмбли. Гайд-парк. Лох-Несс.

6.Англоговорящие страны.

США. Канада. Австралия. Индия. Филиппины. Новая Зеландия. Сингапур. Танзания. Судан. Ирландия. Гонконг. Либерия. Ямайка. Ботсвана.

7.Наши Американские друзья.

Краткая История США. География. Население. Культура. Политическая система. Образование. Особенность американского акцента.

Знание языка другой культуры есть высшая точка совершенства, но так как каждый язык несет в себе неповторимость, оригинальность, необходимо выделить данную специфичность через познание культуры страны, изучаемого языка. Язык зеркало души нации. В языке отражается искусство, литература, история, традиции, мировоззрение, патриотические чувства нации. Каждое слово и каждая его форма есть результат мышления и чувствования.[5] Но для изучение и понимание языка, (а также семантики языковых знаков) необходимо познать культуру страны, поскольку, во-первых, язык есть зеркало культуры, отражающая в себе менталитет народа, во-вторых, язык хранит в себе все ценности, накопленные носителями на протяжении нескольких лет, в-третьих, культура есть специфическая особенность того или иного народа, а значит язык способен сформировать личность через культуру. Если имеются некие различия в языковой структуре народа, то безусловно будут проявляться и различия в культурном аспекте. Изучая язык, необходимо рассматривать культуру страны, поскольку они являются неразрывными объектами в процессе изучения, и это же позволяет более детально и лучше усвоить язык. Нельзя не упомянуть и тот факт, что культура есть форма общения между людьми, и только познав культуру человека – можно правильно понять его язык, а значит и внутренние мысли.

Список литературы

1.Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. N 14-51-277/13 – [электронный ресурс]

2. Ощепкова В.В. «Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии». - М.: Глосс-Пресс, 2007.

3.Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 4.Колесник, А. А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире / А. А. Колесник, С. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 562-564.

5. Ахмедова, М. Х. Язык и культура / М. Х. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 619-621.

05.09.2023 19:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!