СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности новых педагогических и информационных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и реализации творческого познавательного потенциала учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. Сегодня в образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

  1. Теоретическая часть

Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии. 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что: а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся: технологии, использующие компьютерные обучающие программы; мультимедиа технологии; технологии дистанционного обучения; технологии программированного обучения.

К технологиям, использующие компьютерные обучающие программы принято относить компьютерные учебные пособия, предназначенные для самостоятельной работы учащихся. Мультимедиа технологии так же включены в число компьютерных информационных технологий обучения, а их продуктами являются разновидности информации: компьютерные данные, телеинформация, видеоинформация, речь и музыка. Обучение по программам относится к технологии программированного обучения, основой которого является порционная подача учебного материала, пошаговый контроль усвоения и оперативная помощь обучающимся. В последнее время, в связи с непрерывным процессом развития информационных средств, в учебном процессе все больше находит применение технология дистанционного обучения – обучение, при котором большая часть учебного времени осуществляется с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся много лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы – как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки, редакторы векторной и растровой графики).

Как отмечает И.Г. Захарова, в зарубежной практике принята следующая классификацию информационных технологий обучения:

1.Компьютерное программированное обучение – это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

2.Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера.

3. Изучение на базе компьютера предполагает применение преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

4.Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без него).

5.Оценивание с помощью компьютера.

6.Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды и являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий.

Внедрение в образование новых информационных технологий обучения становится неотъемлемым условием повышения общего уровня учебного процесса, Информационные технологии обучения усиливают мотивацию и познавательную активность учащихся. Компьютеры в образовании постепенно превращаются из инструмента для преподавания в мощное средство развития всего образовательно-воспитательного комплекса. Задачи сегодняшнего этапа информатизации образования – это переход от вариантов проникающей информационной технологии к варианту монотехнологии, когда всё обучение, мониторинг, диагностика, управление опирается на применение компьютеров.

  1. Личный опыт

Сегодня на первое место в процессе обучения ставится личность ребенка, а ее развитие определяется как ведущая идея современной теории социализации.

В последние годы в педагогический лексикон вошло понятие «педагогические технологии», заменив более близкий преподавателям термин «методика».

Технология любого производства предусматривает получение конкретного результата с определенным уровнем качества.

Формирование умений и навыков в учебном процессе происходит эффективнее, если учитель строит свою деятельность так, что все его действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от традиционных объяснительно-иллюстративных технологий легко перейти на личностно-ориентированные технологии. При этом создаются условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учётом и развитием их индивидуальных особенностей. Урок информатики дает шанс каждому проявить себя.

Компьютер на уроке информатики не должен стоять между учителем и учениками. С его помощью мы, учителя информатики, получаем дополнительные возможности для организации деятельности учащихся, средство для проведения уроков разного типа.

1. Дифференцированное обучение.

При обучении нельзя ставить детей в абсолютно одинаковые условия. У каждого свой темп, свой уровень; одному от природы дано много, другому мало; некоторые имеют образное восприятие, а некоторые легче воспринимают четкую математическую картину. Изложение материала и задания должны ориентироваться на все перечисленные группы.

При выполнении практических заданий на компьютере стараюсь создавать ситуацию успеха для учащихся, слабо владеющих компьютерными технологиями, первоначально даю им упрощенный вариант работы. Использование разноуровневых заданий предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а индивидуальный темп создаёт условия для успешного изучения материала всеми учащимися.

Это позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: каждый может работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности. Часть учеников успевает сделать самостоятельно шесть-семь заданий, а для кого-то очень хорошо, если своими силами разобрался в двух-трёх заданиях. Дифференцированный подход к обучению помогает учащимся адекватно оценить себя, не занизив уровня самооценки.

Стараюсь обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и внутренние склонности. Преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге.

Материал для изучения стараюсь структурировать для работы на 3-х уровнях: минимальном, базовом и вариативном.

2. Применяю в своей практике и коллективное взаимообучение.

В современном деловом обществе важны не только личные качества, но и умение работать в команде. Компьютерный класс можно сделать и мощным средством для организации групповой работы. Часто ученикам кажется, что работать вместе легче, чем одному. Они с радостью встречают любое предложение групповой работы. В процессе работы выясняется, что это совсем не просто, моя задача способствовать тому, чтобы такой вид работы был продуктивным и оставил яркие впечатления.

Важным моментом при организации групповой формы работы является:

• деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

• разработка и подбор заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

• оценивание деятельности учащихся.

Класс делится на пары или четвёрки. Каждой группе даётся своё задание, изучают его, делят на части. У каждого ученика своя задача, которую он выполняет (есть задачи потруднее, есть полегче), на следующем уроке проводят взаимообучение, каждый своей части.

Положительные моменты:

• Дети учатся проговаривать.

• В процессе речи развиваются навыки мышления и памяти.

• Работа идёт в индивидуальном темпе.

• Обеспечивается более прочное усвоение материала.

3. При изучении темы «Создание WEB-сайтов» пришёл к модульному обучению. В первую очередь для осуществления модульного обучения нужна большая предварительная подготовка учителя. По теме «Создание WEB-сайтов» подготовил учебное пособие с подробным описанием технологии создания страниц, таблиц, запросов, форм т.д. Каждый шаг снабдил иллюстрациями экранных окон.

Главная идея технологии модульного обучения: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть организовывать, консультировать, контролировать.

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах.

Тема делится на блоки:

1. Блок – теория.

2. Практические блоки.

3. Блок – промежуточный контроль. Самостоятельные задания в конце каждого блока.

4. Блок генерализации знаний. Проектные работы.

Каждый ученик самостоятельно отрабатывает каждый блок.

Меняется форма общения учителя и ученика. Я готовлюсь не только к тому, как лучше провести объяснение нового материала, но и к тому, как лучше управлять деятельностью учеников на занятии, ученики отрабатывают заранее подготовленные на компьютере задания. По окончании теоретических блоков, ученики отвечают на тесты, которые заготовлены по каждой теме. Практические блоки завершаются самостоятельными заданиями на компьютере.

Задания составляю с целью определения степени усвоения темы. Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге. Поэтому курс усвоения идет законченными порциями и в случае неудачи на конкретном шаге ученик должен повторить конкретный элемент, а не весь курс. Он может еще раз просмотреть нужную информацию, не мешая своим одноклассникам.

Ученик учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Существуют определенные трудности. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования и дозированной индивидуальной помощи.

Эта система обучения требует не только большой предварительной подготовки учителя, но и напряжённого труда ученика.

Учитывая интегрирующее значение информационной среды образовательного процесса на уроках информатики, следует отметить, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения реализуется на основе современных информационных технологий.

4. Метод проектов является естественным при изучении информационных технологий.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учеников.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Например, проблемами при изучении темы «Базы данных» являются:

• «упорядочивание информации» - создание таблиц,

• «умение отбирать из совокупности информации необходимую» - запросы,

• «создание графического интерфейса доступа к базе данных» - формы,

• «оформление» - отчёты,

• «автоматизация повторяющихся операций» - макросы.

Информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, поэтому возможен выбор темы проекта по любой школьной дисциплине, Проекты предполагают привнесение знаний из различных школьных дисциплин, будь то химия, литература, биология, география и т.д. в единый обучающий процесс. Такой проект позволит ученику систематизировать, интегрировать и применить полученные знания. В результате творческой работы каждый ученик должен показать созданную им самим базу данных, состоящую из одной или нескольких таблиц, запросов, форм, отчётов. Для приобретения навыков публичных выступлений необходимо, чтобы каждый учащийся защитил свой проект. Возможна и взаимооценка школьниками работ друг друга.

Результаты выполненных проектов на уроках информатики могут быть готовы к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляю по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль осуществляю в форме защиты индивидуальных проектов.

Перед нами, учителями встаёт вопрос: «Возможно ли сделать так, чтобы у учащихся была мотивация изучать все предметы?»

Стараюсь своими средствами создать такую мотивацию.

Также метод проектов очень хорошо применять при изучении темы «Создание презентаций».

Желающим ученикам предлагаю самостоятельно разработать тему проекта. Каждый может проявить себя в наиболее интересных для него областях. В перспективе брать заказы от учителей для дальнейшего применения на уроках.

Небольшие проекты начинаем делать с шестого класса. При изучении текстового редактора даю шестиклассникам задание сделать красивый титульный лист для реферата со вставкой своей картинки, сделанной в графическом редакторе PAINT. Ученики выбирают темы рефератов по разным предметам, соответственно создаются разнообразные рисунки. Например, математическая тема «Деление дробей» - ребёнок в PAINTе кисточкой цветной краской выводит «немного корявые» дроби, и затем вставляет в титульный лист, выглядит великолепно. Ученики выбирают всевозможные рамки в меню Формат, красивые шрифты для темы реферата, их цель – выровнять заголовки по центру, данные об ученике по правому краю. Каждый занимается творчеством, равнодушных не остаётся.

Цель проектов - найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов даёт возможность рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных задач.

5. Метод трафаретов применяю при изучении программирования. Не каждый ребёнок от природы наделён алгоритмическим мышлением. Досконально разбираю на уроке несколько типовых заданий по изучаемому виду алгоритма, составляем трафарет. На дом ученики получают задания с аналогичными алгоритмами. Сразу же предупреждаю, что слова типа «я не понял» на следующем уроке не принимаю, что не понятно, спрашивайте. У каждого в тетради есть трафарет, который помогает легко написать программу. Не делают домашнее задание только самые ленивые.

6. При разборе сложных алгоритмических задач применяю на уроке проблемно-поисковый метод.

Конечная цель этого метода состоит в том, чтобы ученик хотел, любил и умел учиться.

Ученик должен делать своё открытие на уроке, не подозревая, что к нему его подвёл учитель.

Ставлю перед детьми задачу, совместными усилиями выясняем, что является входными данными для задачи, что является выходными данными; какие могут потребоваться промежуточные переменные при программировании, анализируем по шагам алгоритм. Я включаюсь в тот поиск решения задачи, который предложили ученики, а не навязываю свой путь решения. Стараюсь стать участникам поиска, а не его руководителем. При затруднениях учеников могу высказать свое мнение, предложить какие-то шаги к решению. Таким образом, организовываю поисковую деятельность.

Когда алгоритм разобран по шагам, организовываю оценку данного способа. Совместными усилиями выясняем, насколько найденный способ пригоден для решения других задач, показываю более красивые способы решения задачи, если они есть. Затем на доске одним из учеников составляется блок-схема задачи, по готовой блок–схеме ученики самостоятельно пишут в тетрадях программу, первый написавший показывает мне, а затем переписывает программу на доске рядом с блок–схемой. Готовую программу ученики набирают на компьютерах, и начинается процесс отладки программы.

Постановка учебной задачи, совместное решение ее вместе с учащимися, организация оценки найденного способа действий – есть три составляющие метода поисковой деятельности, который соответствует целям и содержанию развивающего обучения.

Основная трудность, с которой сталкивается учитель при использовании проблемно-поискового метода, работают не все ученики, в поисковой деятельности участвуют активные ученики, часть учеников пытаются пассивно созерцать на поиск. Но блок-схему и программу они переписывают в тетрадь, а также они отлаживают программу на компьютере и получают результат.

«Педагогические технологии» в переводе с греческого означает «Искусство давать знания», работа учителя останется искусством, сколь технологично её не описывай.

Скорее реальная технология учителя это комплекс технологий - ТРАДИЦИЯ преподавания, постоянно меняющаяся в зависимости от многих причин.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». (А. Дистервег).

18.01.2017 21:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!